Продолжение. Предыдущую часть публикации можно прочесть, перейдя по этой ссылке
Кампания 1167 года завершилась в пользу Амори I. Хотя ему пришлось вывести свои войска из пределов Египта, но то же самое, согласно взаимной договорённости, сделал главный конкурент иерусалимского короля – Асад ад-Дин Ширкух. Однако сирийское войско покинуло Страну пирамид целиком и полностью, а дальновидный латинский король оставил в Каире свой гарнизон для соблюдения исполнения гарантий и обязательств, которые принял на себя от имени фатимидского халифа его великий визирь Шавар ибн Муджир ас-Сади.
Алчный Ширкух основательно ограбил провинции и города Верхнего Египта, увезя с собой в Дамаск солидные трофеи и богатую военную добычу. Но ещё «более продвинутый» Амори I вынудил несовершеннолетнего халифа дать слово чести мусульманского государя, что он за оказанные его державе военные услуги, защиту и покровительство со стороны Иерусалимского королевства выплатит 400 000 золотых динаров[1].
Таким образом, учитывая долгосрочные перспективы и общую потенциальную выгоду, казалось, что Амори I обыграл своего визави Ширкуха и со значительным преимуществом. Однако король Иерусалима не учёл, что имеет дело с Шаваром ибн Муджиром, известным своими щедрыми посулами и обещаниями, которые он частенько «забывал» или не исполнял вовсе.
Великий визирь всячески затягивал выплату первого транша под самыми разными благовидными предлогами. В это время иерусалимский гарнизон, оставленный в Каире, своими бесчинствами, грубыми выходками, попранием местных обычаев, дерзким и вызывающим поведением быстро настроили против себя столичных шиитов. Латинские рыцари и воины не гнушались грабежами и экспроприациями, воруя или силой отнимая у столичных жителей всё, что им приглянулось. Если мусульмане оказывали сопротивление, франки пускали в ход кулаки, а то и оружие.
Против иерусалимского воинства зрел бунт. Мятеж был на руку Шавару, поскольку в случае истребления латинян или их выдворения из Каира, можно было окончательно отказаться от уплата долга. Великий визирь и ближайшее окружение активно склоняли Абу Мухаммада Абдуллаха ибн Юсуфа аль-Адида Лидиниллаха к отказу от договора с Амори I.
Наиболее радикально настроенные вельможи и высокопоставленные имамы призывали халифа ко всеобщему восстанию против «нечестивых франков», которых надлежало убить за их неподобающее поведение и постоянное грубейшее нарушение канонов ислама. Однако юный аль-Адид Лидиниллах колебался, резонно опасаясь возмездия со стороны иерусалимского монарха.
Служба внешней разведки у Амори I была налажена хорошо и действовала бесперебойно. От своих многочисленных шпионов, соглядатаев и просто сторонних обывателей, что недавно посетили Египет, правитель «Святого города» своевременно был оповещён о мятежных настроениях, охвативших осенью 1168 года простых жителей Каира и правящую верхушку халифата.
Ответная реакция монарха была молниеносной. Быстро собрав свою личную рать, к которой присоединились отряды влиятельных синьоров Иерусалимского королевства и рыцари-госпитальеры (иоанниты), мобильное воинство Амори I, совершив стремительный марш, в самом начале ноября оказалось у стен приграничной крепости Бильбейс. Её гарнизоном командовал эмир Тайи (Тай) ибн Шавар, старший сын и наследник великого визиря.
Продемонстрировав силу и мощь своего войска, а также серьёзность собственных намерений, король Иерусалима, всё-таки надеялся решить возникшие разногласия при помощи дипломатии. Через своих доверенных посланников Амори I спросил у эмира Тайи, где лучше всего разместить свой лагерь. Этим вопросом монарх в завуалированной форме давал понять, что готов обсудить сложившуюся ситуация в ходе переговоров.
Начальник гарнизона Бильбейса был слишком заносчив, самонадеян и не разбирался в тонкостях политической дипломатии, а потому дал очень дерзкий и крайне опрометчивый ответ: «Пусть ваш король разобьёт свой лагерь на острие наших копий! Или он полагает, что Бильбейс – это кусок сыра, который можно запросто съесть!?» Когда Амори I передали слова эмира, он усмехнулся и произнёс: «Да, Бильбейс – это сыр, а Каир – масло. Мы без труда раскусим и прожуём этот бутерброд!»
В ходе первого же решительного приступа египетская крепость была взята крестоносцами. Если Салах ад-Дин в своё время укрепил Бильбейс так умело и надёжно, что цитадель выдержала почти трёхмесячную осаду, то бездарный и хвастливый Тайи ибн Шавар потерял крепость всего за час. Латиняне, обозленные наглостью и дерзостью эмира, распаленные рукопашной схваткой и охваченные алчностью, устроили в захваченном городе жесточайшую резню местного населения и повальные грабежи.
Гийом Тирский хоть и лаконично, но вполне красноречиво сообщил итог этой беспощадной и бессмысленной бойни. «Наши люди вошли в город и не пощадили ни женщин, ни детей, ни стариков. Большинство жителей предали мечу без разбора возраста и пола. Если же кто-то вдруг избежал смерти, то лишился свободы и попал в жалкое иго рабства»[2].
Тотальное разграбление Бильбейса продолжалось больше недели. Необузданная жестокость иерусалимского воинства и госпитальеров по отношению к мирным жителям, прежде всего, к немощным старикам, женщинам и малым детям, вызвала волну всеобщего возмущения и осуждения, прокатившегося по городам Египта. Самым печальным стало то обстоятельство, что в ходе кровавой расправы над жителями Бильбейса, была практически полностью вырезана община местных христиан-коптов[3].
Беспощадная жестокость латинян сплотила практически все слои египетского общества. Известный арабский средневековый историк, богослов и писатель Абу Шама аль-Макдиси в одной из своих хроник по данному поводу сделал следующий комментарий: «Если бы франки проявили сострадание по отношению к жителям Бильбейса, они бы без труда овладели Каиром»[4].
Иерусалимский гарнизон был выдворен из Каира. Халиф, наконец-то, набрался сил и мужества, чтобы разорвать союз с Амори I. Во всех крупных египетских городах начался сбор ополченцев. Шавар и главные военачальники спешно стягивали регулярные части к Каиру и его предместьям. В свою очередь, крестоносцы, увлёкшись грабежом и сбором трофеев, потеряли драгоценное время, позволив противнику мобилизовать все доступные силы и ресурсы на организацию отпора и противодействия католическим агрессорам.
Только 12 ноября войско Амори I достигло восточных предместий Каира. Халиф поручил оборону своей столицы Шавару ибн Муджиру ас-Сади. Как и прежде, великий визирь предпочёл стратегию непрямых действий. Прежде всего, чтобы отогнать латинян подальше, он приказал поджечь тесно и беспорядочно застроенные кварталы Аль-Фустата – древней египетской столицы. На момент описываемых событий, Аль-Фустат был наиболее населенным и крупным пригородом Каира.
Предварительно все жители обреченных кварталов были эвакуированы в египетскую столицу или за её пределы. Деревянные постройки, хижины из тростника и папируса были обильно облиты легко воспламеняющейся жидкостью – сырой нефтью, в которую для повышения горючести добавили смолу и селитру. Специальные команды факельщиков одновременно зажгли Аль-Фустат в нескольких местах.
Если верить средневековым арабским первоисточникам, то для поджога по приказу Шавара было использовано 20 000 горшков с нефтью и 10 000 факелов. При этом возникший пожар длился 54 дня, а облака дыма, гари, копоти и сажи покрыли плотной чёрной и удушливой пеленой пространство, значительно превышавшее площадь самого Каира и его окрестностей. Желающих спастись от дыма и огня было столь много, что ушлые местные «таксисты» предоставляли в аренду верблюда за 30 золотых динаров. Прежде на эту сумму можно вполне было купить полсотни самых отборных «кораблей пустыни»[5].
Из-за едкого и удушливого дыма Амори I не только пришлось перенести свой лагерь подальше от восточных предместий Каира, но и отложить осадные работы. Вероломный, вездесущий и изворотливый Шавар затеял переговоры с франками, стараясь выиграть время. Первым делом великий визирь за счёт казенных средств выкупил своего непутёвого старшего сына Тайи. Сумма выкупа за эмира, столь бездарно оборонявшего Бильбейс, составила 100 000 золотых динаров.
Получив солидный выкуп сразу весь целиком и без проволочек, король иерусалимский приободрился, надеясь, что столь же легко и быстро он получит все причитавшиеся ему деньги. Шавар ибн Муджир обещал, что, как только халиф соберёт необходимую сумму, будет произведён окончательный расчёт. Тем временем аль-Адид Лидиниллах и не собирался платить по счетам.
Ещё до пожара он отправил самых опытных и быстрых гонцов своих к сирийскому султану Махмуду Нур ад-Дину Занги с отчаянной просьбой о помощи. За избавление своей страны от нашествия франков халиф дал слово, что будет отсылать в Дамаск ежегодно треть всех доходов, поступавших в египетскую казну. Подобное обещание от имени аль-Адида Лидиниллаха пять лет назад Шавар дал Ширкуху, но клятвы своей не сдержал, цинично и вероломно её нарушив.
Михаил Сириец, в то время занимавший пост патриарха сирийской православной церкви, сообщает в своей «Хронике», что послание, написанное собственноручно, аль-Адид Лидиниллах, завершалось фразой, которая не могла не тронуть столь благочестивого и благородного правоверного мусульманина, каким, несомненно, являлся Нур ад-Дин Занги: «Мои жёны и сёстры умоляют тебя прийти им на помощь». В подтверждении этих слов к письму были приложены пряди состриженных женских волос[6].
Сирийский историк Камал ад-Дин ибн ал-Адим излагает этот эпизод более прозаично и лаконично: «И направил аль-Адид послание к Нур ад-Дину с мольбой о помощи, а в него были вложены локоны его жен. И прибыл к Нур ад-Дину посол – а он находился в Халебе – и обещал [Нур ад-Дину] треть земель Египта с тем, чтобы Асад ад-Дин обосновался на них»[7].
Махмуда Нур ад-Дина Занги давно тревожили события, происходившие в Египте, а также попытки иерусалимского короля установить свой контроль над Синайским полуостровом и дельтой Нила. Теперь, получив личную и смиренную просьбу фатимидского халифа, правитель Дамаска и Алеппо не колебался более ни минуты. Он призвал к себе Асад ад-Дина Ширкуха, приказа ему, не мешкая, отправляться в поход, чтобы оказать посильную помощь мусульманам в их борьбе против неверных.
Согласно сведениям большинства арабских первоисточников, дядя Саладина возглавил мощное, мобильное и грозное 8-тысячное войско, в состав которого вошли 2000 конных копейщиков из личной гвардии Нур ад-Дина Занги, а также 6000 отборных сельджукских и туркменских всадников. Каждый участник предстоящей экспедиции получил по 20 динаров в качестве аванса, а самому Ширкуху на содержание и нужды войска выделили 200 000 золотых динаров[8].
Уже упоминавшийся недавно историк из Алеппо – Камал ад-Дин излагает несколько иную версию сбора сирийского войска и приводит меньшую его численность: «…и тот [Нур ад-Дин Занги] приказал ему [Ширкуху] отправиться в Египет, и дал ему 200 000 динаров кроме одежд, оружия и вьючных животных, и предоставил ему неограниченное право распоряжения войском и казной. И отобрал [Асад ад-Дин Ширкух] 2000 всадников и взял деньги, а всего собрал 6000 всадников»[9].
Как и в предыдущих двух случаях, Салах ад-Дин очень не хотел принимать участия в чуждых ему египетских «разборках». Авторитетный курдский средневековый историк, биограф и сочинитель Иззуддин Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Джазари, более известный как Ибн аль-Асир, подробно рассказывает о причинах отказа племянника сопровождать своего дядю во время очередной египетской экспедиции:
«Салах ад-Дин стал объяснять свой отказ тем, что перед ним все еще стоят страшные картины умирающих от голода жителей Александрии, и он не готов снова пройти через подобное испытание. "Я не понимаю, ты сын моего брата или приблудный сын?!" – с солдатской прямотой ответил на это Ширкух. – "Ты что думаешь, мне нравится смотреть на страдания людей?! Но на этот раз мы точно овладеем Египтом, и я получу голову Шавира. Иди, седлай коня!"...»[10]
Другие биографы Саладина, опираясь на его собственные воспоминания, утверждают, будто Ширкуху пришлось обратиться за помощью к самому Нур ад-Дину Занги, чтобы тот убедил упрямого племянника присоединиться к походу. Вот как эта версия выглядит в изложении британского историка-медиевиста и востоковеда Стенли Лейн-Пула:
«Даже в присутствии Нур ад-Дина на требование своего дяди Саладин ответил так: "Клянусь Аллахом, если бы мне предложили владеть всем Египтом, то и тогда я бы не отправился в поход. То, что я перенес в Александрии, я никогда не забуду". Тогда Ширкух сказал Нур ад-Дину: "Он обязательно должен пойти со мной". И Нур ад-Дин повернулся к юноше и повторил еще раз: "Необходимо, чтобы ты пошел со своим дядей".
Напрасно Саладин говорил о своем нежелании принять участие в кампании и неподготовленности. Нур ад-Дин не желал слушать никаких оправданий, снабдил его лошадьми и оружием и просил быть готовым. "Итак, я отправился в путь, – рассказывал спустя годы Саладин. – Я чувствовал себя так, будто меня влекли навстречу смерти"»[11].
Вполне возможно, что вся история, связанная с отказом Саладина присоединиться к третьей военной экспедиции в Египет, из-за страданий и мучений пережитыми мусульманами во время осады Александрии, была выдумана самим будущим султаном или его апологетами, чтобы лишний раз подчеркнуть благочестие и высокие духовные качества Салах ад-Дина.
Как бы то ни было, в начале декабря 1168 года сирийская армия, которую возглавляли Асад ад-Дин Ширкух и Саладин, выступила из Дамаска в направлении Синайского полуострова. Обойдя Бильбейс и лагерь иерусалимского короля южнее, армия, присланная Нур ад-Дином Занги, без боя и каких-либо затруднений торжественно вступила в Каир 8 января 1169 года.
Амори I понял, что теперь ему не следует рассчитывать на получение причитавшихся ему 400 000 золотых динаров. Иерусалимский король окончательно убедился, что нельзя верить словам, обещаниям и клятвам Шавара или халифа. Деньги следовало из них вытрясать только силой. Однако сила сейчас была как раз на стороне продажного великого визиря и аль-Адида Лидиниллаха.
На военном совете Амори I и его военачальники приняли решение не вступать в открытое противостояние с войском Асад ад-Дина Ширкуха, имевшего и численное превосходство, и подавляющий перевес в кавалерии. Монарх иерусалимский, удовлетворившись добычей, захваченной в Бильбейсе и выкупом, полученным за эмира Тайи ибн Шавара, предпочёл покинуть египетские владения, удалившись в Палестину.
Как только крестоносцы покинули Египет, в Каире возникла ситуация, которую можно охарактеризовать известным выражением – «третий лишний». Во внутриполитическом раскладе Египетского государства теперь всем заправляли три человека: Асад ад-Дин Ширкух, великий визирь и халиф. В этом трио тем самым «третьим лишним» во всех раскладах закулисных пасьянсов оказывался Шавар.
И Ширкух, и аль-Адид Лидиниллах, и практически все высокопоставленные вельможи Фатимидского халифата давно и неоднократно убедились в том, что алчному, беспринципному, корыстному, вероломному, постоянно интригующему в свою пользу визирю, погрязшему в воровстве государственных денег и коррупции, верить ни в чём и никогда не следует.
Вполне логично и предсказуемо, что вскоре после торжественного вступления сирийского воинства в Каир всеми презираемый и ненавидимый Шавар ибн Муджир лишился головы, причем в прямом смысле этого выражения. По одной из наиболее распространенных версий великого визиря обезглавил своим мечом Асад ад-Дин Ширкух по собственной инициативе, продемонстрировав своим поступком, что он всегда жестоко и неукоснительно наказывает предателей и изменников. Отрубленную голову визиря Асад ад-Дин отправил во дворец халифа, чтобы «порадовать» государя избавлением двора от продажного и двуличного главы правительства, а заодно прозрачно намекнуть, кто теперь истинный хозяин Каира.
Согласно другим данным, убийство ненавистного визиря произошло во время аудиенции, которую халиф давал в своём дворце по случаю избавления Кира от нашествия франков. Кульминацию этой захватывающей истории очень подробно и красочно изложил Пётр Ефимович Люкимсон – один из наиболее известных современных биографов Салах ад-Дина:
«..."– Ты звал нас на помощь – и вот мы здесь!" – сказал Ширкух, припадая, как и полагалось, к ногам халифа. На вопрос, какой он желает за это награды, Ширкух ответил, что хочет получить голову Шавира. Халиф кивнул в знак согласия, после чего участь визиря была решена, и он был убит лично Ширкухом (а по одному из преданий, тот доверил свершение этой казни Салах ад-Дину)»[12].
Также существует история, которую поведал своим читателям главный сегодняшний эксперт – современник и очевидец описываемых им событий – Камал ад-Дин ибн ал-Адим. Суть его версии такова. Шавар ибн Муджир ас-Сади готовил заговор против Ширкуха, намереваясь подослать к нему наёмных убийц. Получив неопровержимые доказательства очередной подлой измены и заговорщической деятельности визиря, Салах ад-Дин приказал своим людям арестовать Шавара и выдать его своему дяде.
Поскольку история является типичным примером коварства средневековой политики Востока, замешанной на давних жестоких традициях и специфических особенностях борьбы за власть, то поучительную развязку повествования процитируем дословно из первоисточника:
«И послали за Асад ад-Дином, и он тотчас прибыл, и ему немедленно через особого слугу была вручена грамота [на занятие должности] визиря, а в ней было сказано: "Непременно доставить его (Шавара) голову!" – намекая на обычай визиров: если один из них взял верх над другим, он убивает его [проигравшего]. И он (Шавар) был убит, а голова его послана аль-Адиду»[13].
Наконец, два современных автора – французский историк Альбер Шамдор и азербайджанский религиовед, культуролог и востоковед Али-заде Айдын Ариф оглы приписывают физическое устранение Шавара ибн Муджира непосредственно Салах-ад Дину. При этом оба они подчёркивают, что Саладин действовал с одобрения и по указке своего дяди[14].
Как бы ни были на самом деле обстоятельства казни или убийства Шавара ибн Муджира ас-Сади, но его смерть устраивала абсолютно всех, вызвав всеобщее ликование жителей Каира. Радость всенародная по случаю избавления страны от матёрого мздоимца, взяточника, коррупционера и серого кардинала, опутавшего сетью своих интриг весь Каир, ещё больше возросла, когда Ширкух от имени халифа разрешил толпе разграбить резиденцию, в которой проживал убиенный визирь.
Роскошный дом Шавара, более походивший на дворец из знаменитого арабского сказания «Тысяча и одна ночь», по степени своего богатства и убранства не уступал дворцам халифа. Неудивительно, что сотни столичных жителей приняли самое деятельное участие в грабеже «родового гнезда» Шавара. Из его апартаментов вынесли буквально все вещи и предметы за исключением мягкой подушки, обитой самым дорогим шёлком. Никто из мародёров не позарился на подушку, на которой ещё несколько часов назад восседал столь недостойный и всеми презираемый человек.
На протяжении двух последних веков в Фатимидском халифате существовала не рушимая традиция: тот человек, который низложил визиря, непременно занимал его место, даже если смещение произошло при помощи преступления и насилия. Абу Мухаммаду Абдуллаху ибн Юсуфу аль-Адиду Лидиниллаху ничего не оставалось, как 18 января 1169 года провозгласить Асад ад-Дина Ширкуха великим визирем Египта, наделив его неограниченными властными полномочиями и прилагавшимися к ним титулами – Победоносный эмир и Главнокомандующий армией халифа.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - общий вес 400 000 золотых динаров, отчеканенных в период расцвета Фатимидского халифата, составлял порядка 1800 кг.
[2] - Джонс Д. Крестоносцы. Полная история. – М.: Альпина нон-фикшн, 2023. С. 274.
[3] - Ко́пты – египетские христиане, представители одной из самых древних ветвей раннего восточного христианства. Копты считаются прямыми потомками древних египтян. Большинство коптов исповедуют православное христианство, составляя крупнейшую христианскую общину на Ближнем Востоке. На сегодняшний день по официальным данным в мире насчитывается свыше 10 млн. (по другим сведениям – около 20 млн.) коптов. Большинство из них – почти 9 млн. проживают на территории современного Египта.
[4] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 39.
[5] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 80;
- Рансимен С. Завоевания крестоносцев. Королевство Балдуина I и франкский Восток / Пер. с англ. А. Б. Давыдовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 389;
- Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 39.
[6] - Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х т. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 334.
[7] - Камал ад-Дин. Сливки, снятые с истории Халеба // Семёнова Л. А. Из истории средневековой Сирии. Сельджукский период. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. С. 211.
[8] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 81;
- Рансимен С. Завоевания крестоносцев. Королевство Балдуина I и франкский Восток / Пер. с англ. А. Б. Давыдовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 389-390;
- Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х т. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 334.
[9] - Камал ад-Дин. Сливки, снятые с истории Халеба // Семёнова Л. А. Из истории средневековой Сирии. Сельджукский период. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. С. 211.
[10] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 49.
[11] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 81.
[12] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 50.
[13] - Камал ад-Дин. Сливки, снятые с истории Халеба // Семёнова Л. А. Из истории средневековой Сирии. Сельджукский период. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. С. 211.
[14] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 42;
- Али-заде Айдын Ариф оглы. Хроники мусульманских государств I-VII веков хиджры / А. Али-заде. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.:, УММА, 2004. С. 297-298.
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Стенли Эдвард Лейн-Пул (1854-1931) – известный британский историк, профессор арабистики, востоковед, специалист по истории ислама и средневековой нумизматике. Автор двух десятков исторических исследований и 72 научных статей. Главным предметом его изучения были средневековый Египет, Турция и Палестина, а также исследования отдельных текстов Корана. На русский язык переведены наиболее известные исторические произведения Стенли Лейн-Пула – биография Салах ад-Дина (книги «Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев» и «Саладин и падение Иерусалимского королевства»), история берберских пиратов, а также главный фундаментальный труд – «Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями».
Джеймс Кокран Стивенсон Рансимен (1903-2000) – известный британский историк-медиевист, византинист. Профессор истории, доктор философских наук, член-корреспондент Британской академии и Американской академии медиевистики, профессор византийского искусства Стамбульского университета. Автор трёх десятков книг, посвященных истории Византии и эпохе Крестовых походов. Главный его фундаментальный труд – трёхтомная «История крестовых походов».
Альбер Шамдор – известный французский историк, археолог и египтолог середины ХХ века. Наиболее известные его произведения о египетской Книге Мёртвых, археологии Пальмиры, Александрии и Вавилона. Несмотря на то, что биография Саладина изложена Шамдором с позиции современного приверженца католицизма, данный труд дополняет другие источники многочисленными малоизвестными фактами жизни, военной и политической деятельности прославленного ближневосточного средневекового правителя.
Петр Ефимович Люкимсон (род. 1963) – русскоязычный писатель и журналист, на данный момент проживающий в Израиле. Известен в России как автор исторических очерков, научно-популярных статей и повестей, посвященных библейской истории. В Израиле приобрёл широкую известность как мастер политического интервью, а также как автор целого ряда журналистских расследований на криминальные и злободневные темы.
Пётр Люкимсон автор увлекательных биографий известных библейских и античных персонажей: трёх легендарных правителей – Ирода Великого, Давида и Соломона, а также пророка Моисея, историка Иосифа Флавия, философа Бенедикта Спинозы, братьев Нобелей и основателя психоанализа – Зигмунда Фрейда. Однако наибольшей известностью и популярностью среди всех книг Петра Люкимсона пользуется биография Салах ад-Дина.
Дэниел (Дэн) Джонс (род. 1981) – один из самых молодых и перспективных британских историков-медиевистов. Основными направлениями его изысканий является история Средневековой Англии и Европы, а также история рыцарских духовных орденов. Большинство его произведений, ряд из которых переведены на русский язык, получили широкое положительное признание критиков, исторических редакторов-консультантов, а также широкой читательской аудитории.
Наиболее известными трудами Дэна Джонса являются следующие книги по средневековой истории: «Тамплиеры: рождение и гибель великого ордена», «Плантагенеты. Короли и королевы, создавшие Англию», «Война Алой и Белой розы. Крах Плантагенетов и воцарение Тюдоров», «Крестоносцы. Полная история», «Силы и престолы: Новая история Средних веков».
Айдын Ариф оглы Али-заде (род. 1963) – известный азербайджанский религиовед, историк, культуролог, философ, видный специалист в области изучения ислама. Доктор философских наук, главный научный сотрудник отдела «Религиоведения и философских проблем культуры» Национальной академии наук Азербайджана. Айдын Али-заде является автором многочисленных статей, публикаций, а также крупных научных и научно-популярных работ по религиоведению, истории ислама и исламских государств, по культуре мусульманских народов, всемирной истории.
Грановский Александр Владимирович (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Одним из наиболее известных его фундаментальных трудов является подробнейший и исторически достоверный двухтомный труд «Крестовые походы».
ПОЛНОСТЬЮ ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ ЦИКЛА «Ранняя биография Салах ад-Дина» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:
Часть 1-я. Тайна имени и родословная
Часть 2-я. Почти безмятежное детство
Часть 3-я. Перспективный, талантливый и многообещающий юноша из Дамаска
Часть 4-я. Страсти вокруг Фатимидского халифата
Часть 5-я. Первое знакомство с Египтом
Часть 6-я. Вторая египетская экспедиция
Часть 7-я. Полноценный и успешный полководческий дебют
Часть 8-я. Третий египетский поход
Часть 9-я. Великий визирь фатимидского халифа
Часть 10-я. Испытания на прочность продолжаются
Часть 11-я. Единоличный и полновластный правитель «Страны Пирамид»
Часть 12-я. Противостояние честолюбивого вассала и всесильного сюзерена
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)