Найти в Дзене
Generalissimus

Ранняя биография Салах ад-Дина. Часть 6-я. Вторая египетская экспедиция

Продолжение. Предыдущую часть публикации можно прочесть, перейдя по этой ссылке Асад ад-Дин Ширкух на протяжении двух лет после возвращения из Египта активно и постоянно «обрабатывал» Нур ад-Дина Занги, побуждая того предпринять новую экспедицию к берегам Нила. Дядя Саладина, прежде всего, руководствовался двумя мотивами. Во-первых, он жаждал отмщения за циничное и дерзкое предательство Шавара ибн Муджира ас-Сади, а потому во всех подробностях описывал измену египетского визиря, вступившего в союз с «нечестивыми фарангами». Во-вторых, и это была главная причина настойчивости Ширкуха, он в тайне стремился после свержения Шавара стать наместником Египта, а ещё лучше – его независимым правителем. Однако Нур ад-Дин Занги оставался равнодушным к делам египетским. Его не слишком волновало предательство Шавара ибн Муджира, не впечатляли должным образом восторженные рассказы Ширкуха о несметных богатствах дряхлеющего Фатимидского халифата. Даже возможность относительно лёгкого подчинения Каира
Оглавление

Продолжение. Предыдущую часть публикации можно прочесть, перейдя по этой ссылке

Асад ад-Дин Ширкух на протяжении двух лет после возвращения из Египта активно и постоянно «обрабатывал» Нур ад-Дина Занги, побуждая того предпринять новую экспедицию к берегам Нила. Дядя Саладина, прежде всего, руководствовался двумя мотивами. Во-первых, он жаждал отмщения за циничное и дерзкое предательство Шавара ибн Муджира ас-Сади, а потому во всех подробностях описывал измену египетского визиря, вступившего в союз с «нечестивыми фарангами». Во-вторых, и это была главная причина настойчивости Ширкуха, он в тайне стремился после свержения Шавара стать наместником Египта, а ещё лучше – его независимым правителем.

Однако Нур ад-Дин Занги оставался равнодушным к делам египетским. Его не слишком волновало предательство Шавара ибн Муджира, не впечатляли должным образом восторженные рассказы Ширкуха о несметных богатствах дряхлеющего Фатимидского халифата. Даже возможность относительно лёгкого подчинения Каира своей верховной власти не заинтересовало сирийского правителя.

Все помыслы Нур ад-Дин Занги и его планы на ближайшее будущее были связаны с возобновлением борьбы против латинских государств Утремера. Асад ад-Дин Ширкух не собирался оказываться от намеченной цели, а потому он решил зайти с другой стороны. Дядя Салах ад-Дина известил багдадского правителя Мухаммада аль-Мустанджида Биллаха[1] о том, что именно в данный момент появилась прекрасная возможность низложить фатимидского халифа, покончив с многовековой верховной властью шиитов-исмаилитов в Египетских землях.

Номинально сюзереном могущественного Нур ад-Дин Занги, де-факто уже давно проводившего самостоятельную внешнюю политику, был багдадский халиф. Поэтому, когда Мухаммад аль-Мустанджид Биллах «надавил» на сирийского эмира, потребовав от того организовать повторную экспедицию в Египет, веского повода для отказа у Нур ад-Дина Занги не нашлось. Будучи правоверным и ревностным суннитом, эмир Дамаска и Алеппо, не мог отказаться от священного похода против еретиков-исмаилитов.

Поздней осенью 1166 года Нур ад-Дин Занги призвал к себе Ширкуха, поручив ему подготовку и верховное руководство второй египетской экспедицией. Обрадованный военачальник приступил к сбору войска. На тот момент Асад ад-Дин Ширкух занимал должность эмира Хомса, а потому, учитывая высочайшее покровительство со стороны багдадского халифа и Нур ад-Дина Занги, он самым основательным образом подготовился к новому противостоянию с Шаваром – врагом крайне хитрым, коварным и опасным.

Здесь и далее по тексту размещены предполагаемые изображения аль-Малика аль-Мансура Асада ад-Дин Абу-л-Хариса Ширкуха ибн Шади. Представленные изображения созданы нейросетью, либо предложены искусственным интелектом в ответ на запрос о  предполагаемом внешнем облике дяди Саладина. Источник: https://yandex.ru/images/
Здесь и далее по тексту размещены предполагаемые изображения аль-Малика аль-Мансура Асада ад-Дин Абу-л-Хариса Ширкуха ибн Шади. Представленные изображения созданы нейросетью, либо предложены искусственным интелектом в ответ на запрос о предполагаемом внешнем облике дяди Саладина. Источник: https://yandex.ru/images/

Повествуя о подготовке дяди Саладина ко второму раунду схватки с египетским великим визирем, современный российский автор Александр Владимирович Грановский сообщает следующие подробности: «Армия Ширкуха в основном состояла из курдов и туркмен, к ней примкнули толпы бедуинов. Нур ад-Дин присоединил к армии двести всадников и несколько эмиров из своих войск, возможно, опасаясь измены своего полководца. Всего армия насчитывала несколько тысяч человек. Ширкуха по-прежнему сопровождал его племянник Салах ад-Дин»[2].

Масштабные приготовления Асад ад-Дина Ширкуха не ускользнули от внимания бдительного Шавара ибн Муджира ас-Сади. Понимая, что в одиночку ему не одолеть сирийскую армию, великий визирь египетский обратился за помощью к Амори I. Он пообещал иерусалимскому королю баснословную сумму – 200 000 золотых динаров, если тот защити его страну от вторжения Ширкуха.

Амори I нуждался в деньгах. На золото, обещанное Шаваром, можно было нанять большое войско численностью в 10-15 тысяч человек и содержать его не менее года. Кроме того, правитель «Святого города», как и Ширкух, мечтал установить свой личный и полный контроль над Египтом. Королевский совет, собравшийся в Наблусе, практически единогласно одобрил решение монарха, объявившего общий сбор своих вассалов. На всякого сеньора или барона, без уважительной причины не явившегося в установленный срок со своими воинами, накладывался солидный штраф, сумма которого равнялась 10 % всего годового дохода феодала.

Войско Асад ад-Дина Ширкуха выступило в поход 6 января 1167 года. Как и прежде, сирийцам пришлось двигаться окружными путями, чтобы избежать преждевременного обнаружения и нападения со стороны отрядов иерусалимского короля. Кавалерия Ширкуха удачно миновала вражеские сторожевые посты и конные дозоры, незаметно проследовав от восточного берега реки Иордан до пустыни Негев.

Однако затем полоса везения внезапно оборвалась. Отряды Асад ад-Дина Ширкуха и Саладина угодили в сильнейшую песчаную бурю, бушевавшую несколько дней подряд. Разбушевавшаяся пустынная стихия основательно потрепала сирийское воинство. Десятки людей, сотни лошадей, верблюдов и вьючных животных погибли. Было потеряно большое количество поклажи, снаряжения, продовольствия и фуража. Несколько отрядов заблудились или отстали на марше.

-3

На общий сбор войска и приведение его в порядок ушло несколько драгоценных дней. Армия Амори I хоть и двинулась к Синайскому полуострову на две недели позже противника, но за счёт быстрого передвижения по кратчайшему маршруту достигла предместий Каира раньше сирийцев. Не сомневаясь в том, что Ширкух и его войско появятся со дня на день, иерусалимский король и египетский визирь расположили свои главные силы на западном берегу Нила, перекрыв все подходы к Каиру.

Ширкух разгадал намерения неприятеля, а потому на рыбацких лодках форсировал Нил, обогнул Каир по воде и высадился у западных предместий египетской столицы, фактически зайдя в тыл войскам Амори I и Шавара. Если бы у дяди Саладина было бы больше наличных сил, он мог запросто прижать иерусалимскую рать и фатимидское воинство к берегам Нила, а затем уничтожить или принудить к капитуляции.

Понимая, что одному подобный замысел не осуществить, Асад ад-Дин Ширкух попытался на свою сторону привлечь Шавара, зная о его подлости, беспринципности и вероломстве. Предводитель сирийского войска отправил в стан великого визиря гонца с коротким посланием, предлагая объединить усилия для совместного уничтожения иерусалимской армии: «Франки у наших ворот. Они отрезаны от своих городов. Это удобный случай, он может больше не представиться»[3]. В знак искренности своих намерений, лишенных потайного злого умысла, Ширкух в качестве посланника выбрал самого молодого из своих порученцев – юношу по имени Насер, имевшего кристально честную репутацию правоверного мусульманина.

Как следует поразмыслив, Шавар, который никому и никогда не доверял, а тем более не верил целиком, решил, что Ширкух, явно стремившийся сесть на его место, куда опаснее, чем жадный король Иерусалима. Визирь, демонстрируя Амори I свою верность и преданность общему делу, передал ему письмо, написанное Ширкухом. Шавар приказал своим телохранителям в нарушение всех правил, традиций и понятий о чести отрубить голову Насеру, а затем отослать её в сирийский стан[4].

Теперь, когда великий визирь египетский окончательно определился с выбором стороны, Амори I заключил с Шаваром ибн Муджиром союзный договор. Иерусалимский монарх дал слово королевской чести, что не покинет Египет, пока не выгонит из его пределов воинство Ширкуха. В дальнейшем правитель «Святого города» обязался оказывать военную помощь Каиру, если Ширкух или Нур ад-Дин Занги вновь вторгнутся в египетские владения.

За свои военно-полководческие услуги Амори I получал огромнейшую по меркам Средневекового Востока сумму – 400 000 золотых динаров. По условиям договора 200 000 золотых монет королю Иерусалима причитались сразу же – на текущие расходы и в качестве гарантии исполнения обязательств. Вторая половина обозначенной суммы выплачивалась государю иерусалимскому после окончательного изгнания сирийцев.

-4

Амори I, не понаслышке зная о коварстве, подлости и патологической жадности Шавара, резонно потребовал, чтобы договор, заключенный великим визирем, лично утвердил и ратифицировал сам халиф. Никогда прежде чужеземцы, а тем более католики – «неверные и нечестивые франки», не удостаивались высочайшей аудиенции фатимидского владыки.

Однако на кону стояла не только политическая независимость Египта и его территориальная целостность, но и судьба самой фатимидской династии. В этих «экстремальных условиях» пришлось визирю пренебречь давними традициями, обычаями и строгими правилами придворного этикета. После предварительных согласований в назначенный день и час в каирский дворец, где торжественные приёмы в дни важнейших религиозных и государственных праздников давал халиф, отправились доверенные и уполномоченные послы Амори I.

От имени иерусалимского короля утвердить договор предстояло барону Гуго де Гарнье, сеньору Кесарии[5], и Жофруа Фуше – командору и главному казначею Ордена тамплиеров. Оба они в совершенстве знали арабский язык. Шавар лично повёл послов иерусалимского короля в Великий дворец Фатимидов. Великий визирь нарочно избрал такой путь, чтобы иноземцы буквально на каждом шагу поражались роскоши и великолепию.

Гуго де Гарнье и Жофруа Фуше долго вели по запутанным галереям дворца, в которых через строго определенные интервалы стояли рослые мускулистые чернокожие гвардейцы-суданцы, облаченные в дорогие доспехи. Телохранители халифа салютовали великому визирю клинками своих мечей и сабель, строго взирая на рыцарей-чужеземцев.

Периодически послы иерусалимского короля проходили через тенистые сады, в которых росли экзотические растения, деревья, кустарники и цветы, собранные из самых разных стран Африки, Азии и Индии. Среди всего этого изобилия заморской флоры выделялись своей белизной мраморные фонтаны, украшенные позолотой и инкрустацией. Тут же доносилось пение и щебетание дивных птиц с пёстрым цветным оперением, обитавших в тропических лесах.

Здесь и далее по тексту размещены изображения дворцовой средневековой восточной роскоши, созданые нейросетью. Приблизительно нечто подобное могли видеть посланники иерусалимского короля Амори I во время своего визита в резиденцию фатимидского халифа. Источник: https://yandex.ru/images/
Здесь и далее по тексту размещены изображения дворцовой средневековой восточной роскоши, созданые нейросетью. Приблизительно нечто подобное могли видеть посланники иерусалимского короля Амори I во время своего визита в резиденцию фатимидского халифа. Источник: https://yandex.ru/images/
-6

Миновав райский сад, переговорщики и многочисленная делегация, неотступно их сопровождавшая, оказались в зверинце. Для увеселения халифа, которому только недавно исполнилось шестнадцать лет, со всех концов Света и из большинства известных тогда стран были собраны хищники, крупные диковинные и экзотические звери. С изумлением сеньор Кесарийский и казначей Ордена тамплиеров взирали на тигров, львов, пантер и леопардов, рычавших в своих просторных вольерах, на антилоп, газелей, оленей и ланей, бродивших среди вечно зелёных зарослей, на обезьян и попугаев, резвившихся на верхушках деревьев.

Гийом Тирский – главный придворный историограф Амори I позже со слов очевидцев подробно записал и переложил на средневековый литературный язык те впечатления, которые испытали иерусалимские вельможи, оказавшись в «живом уголке» фатимидского халифа: «…и были там четвероногие звери самого удивительного разнообразия, каких только искусная рука художника могла изобразить и воображение поэта представить. Могли они появиться только в ночных видениях спящего. Такое можно увидеть в странах Востока и Юга, но на Западе – никогда и едва ли могли даже услышать»[6].

Из зверинца, занимавшего площадь двух современных олимпийских стадионов, процессия через просторный внутренний двор направилась в следующий дворец. Тут тоже было несколько садов с роскошными беседками, бассейнами, выложенными самыми белоснежными и дорогими сортами мрамора, а также фонтанами, из серебряных и золотых труб которых были струи воды, окрашенные в разные цвета радуги.

Только в третьем по счёту дворцовом комплексе оказался тронный зал – конечная цель визита высокопоставленных иерусалимских персон. Взору гостей предстало просторное и богато украшенное помещение, вымощенное мрамором и окружённое позолоченными колоннами, Задняя стена зала была скрыта занавесом, покрытым золотым напылением, рубинами и изумрудами.

В вот наступил самый важный момент высочайшей аудиенции, подробно описанный Гийомом Тирским в его хрониках: «Удивительно быстро раздвинулся золототканый занавес, украшенный множеством драгоценных камней, висевший посреди зала, скрывая трон. И тогда появился халиф, представляя лицо устремлённым на него взорам; он воссел на золотой трон в одежде более великолепной, чем королевская, в окружении небольшого числа домашних слуг и близких евнухов… Это был очень красивый смуглый юноша, ростом выше среднего человека, у которого начала пробиваться борода»[7].

Шавар, как предписывал придворный этикет, торопливо отстегнул свой меч, а затем трижды плашмя падал ниц, громко выкрикивая многочисленные хвалебные оды и пожелания всевозможных благ для своего господина и повелителя. Затем, извиваясь ужом, великий визирь подполз к специальной позолоченной подставке для ног, поцеловав кончик туфли калифа.

-7
-8

Только после этой уничижительной манипуляции распорядитель дворца и главный придворный церемониймейстер с дозволения фатимидского владыки позволили Шавару сесть подле ног Абу Мухаммада Абдуллаха ибн Юсуф аль-Адида Лидиниллаха. Глава египетского правительства принялся при помощи самых красочных и витиеватых выражений, литературных оборотов и иносказательных оборотов расписывать неоспоримые выгоды договора, который он недавно заключил с королём Иерусалима.

Халиф внимательно выслушал своего визиря, а затем произнёс вслух фразу о том, что он одобряет действия Шавара и готов исполнить все условия заключенного соглашения. Великий визирь с нескрываемым облегчением вздохнул, ведь в случае несогласия, халиф запросто, не сходя с трона, мог приказать своим телохранителям умертвить Шавара самым изощренным и жестоким способом.

Однако для Гуго де Гарнье и Жофруа Фуше одного лишь слова халифа оказалось недостаточно. Сеньор Кесарийский учтиво, но весьма настойчиво объяснил, что для окончательной ратификации договора союзники обязательно должны обменяться искренним и дружеским рукопожатием.

Присутствующие обомлели от подобной неслыханной дерзости. Увидеть лицо халифа – это высочайшая награда для избранных правоверных мусульман-аристократов или уважаемых имамов. Чаще всего правители-фатимиды представали перед своими подданными с закрытым лицом, тщательно задрапированным позолоченным шёлком. Лишь узкая щель для глаз в таком случае оставалась открытой.

В любой другой ситуации послов-иноверцев за подобную предерзостную просьбу в лучшем случае выдворили из дворца, а, скорее всего, обезглавили. Но халиф нуждался в рыцарском войске и силовой поддержке короля иерусалимского, а потому, натянув улыбку на уста свои, протянул Гуго де Гарнье свою руку, облаченную в шёлковую перчатку.

И тут сеньор Кесарийский позволил себе ещё одну дерзость, доселе неслыханную при дворе халифа. Посланник Амори I сказал, что договоры подобного уровня требуется скрепить открытым рукопожатием. Иными словами, чужеземец-латинянин даже не прозрачно намекнул, а фактически потребовал, чтобы аль-Адид Лидиниллах снял перчатку. В одном из арабских источников сказано, что Гуго де Гарнье произнёс фразу следующего содержания: «Клятва, сказал он, должна приноситься (скрепляться) обнажённой рукой, перчатка может быть знаком грядущей измены»[8].

Созданный искуственным интеллектом облик фатимидского халифа второй половины ХII века. Источник: https://yandex.ru/images/
Созданный искуственным интеллектом облик фатимидского халифа второй половины ХII века. Источник: https://yandex.ru/images/

За подобное заявление, прозвучавшие из уст неверного и предерзостного посланника, чьи руки, однозначно, обагрены кровью многих убитых им мусульман, Гуго де Гарнье следовало бы предать самой позорной и лютой казни. Однако и на этот раз халиф проявил неслыханное милосердие и толерантность по отношению к иноверцу, присланного королём Иерусалима. Выдавив улыбку на своём юношеском лице и придав своему облику безмятежную снисходительность, Абу Мухаммад Абдуллах ибн Юсуф аль-Адид Лидиниллах пожал руку наместнику Кесарийскому.

Итак, военный союз между иерусалимским государем и фатимидским халифом был согласован, утверждён и ратифицирован. Объединенные силы Амори I и аль-Адида Лидиниллаха значительно превосходили по численности войско Ширкуха Асад ад-Дина. Несмотря на заметное численное меньшинство своего воинства, дядя Саладина не собирался отказываться от решающей битвы. Однако дать генеральное сражение он намеревался на выгодных для себя условиях.

С этой целью Ширкух отступил от Каира в восточном направлении на расстояние недельного перехода. На равнине, расположенной близ селения Эль-Бабин (иначе – Аль-Бабейн или Ал-Бабайн), сирийский командующий остановился и приказал возвести укрепленный лагерь. Ожидая подхода главных сил Амори I и Шавара, в какой-то момент Ширкух Асад ад-Дин засомневался в успешном исходе предстоящей битвы.

Он собрал военный совет, чтобы выслушать мнение своих старших военачальников. Многие из опытных командиров также разделяли опасения Ширкуха, предлагая ему отступить обратно в Палестину, пока пути отхода не перекрыли вражеские отряды. И тут слово взял один из самых возрастных полководцев по имени Баграш: «Те, кто боится смерти, не созданы для того, чтобы саблями своими служить владыкам. Так, пусть они станут крестьянами и сидят дома со своими жёнами. Если вернётесь к малику Нур ад-Дину, убежав от сражения, он лишит вас всех владений и заставит вернуть всё, что вам даровано»[9].

Слова Баграша заставили присутствующих призадуматься и иначе взглянуть на текущее положение дел. Одним из первых, кто горячо и полностью поддержал седого военачальника, много лет служившего верой и правдой Нур ад-Дину Занги, был Салах ад-Дин. Он призвал своих соратников проявить твёрдость духа и мужественно сразиться с врагами в решающей битве.

По представлению современного художника именно так мог выглядеть Салах ад-Дин во время одной из египетских кампаний, в ходе которых он командовал отдельным кавалерийским отрядом. Источник: https://ca.pinterest.com/pin
По представлению современного художника именно так мог выглядеть Салах ад-Дин во время одной из египетских кампаний, в ходе которых он командовал отдельным кавалерийским отрядом. Источник: https://ca.pinterest.com/pin
ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - полностью на арабском языке его имя звучало следующим образом – Абу́-ль-Муза́ффар Ю́суф бин Муха́ммад аль-Муста́нджид Билла́х.

[2] - Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х т. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 327.

[3] - Владимирский А. В. Саладин – победитель крестоносцев / Александр Владимирский. – М.: Вече, 2023. С. 35.

[4] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 43.

[5] - Кесария Приморская (иначе – Кесария Палестинская) – древний город, расположенный на средиземноморском (западном) побережье современного Израиля.

[6] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 76.

[7] - Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х т. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 328.

[8] - Маалуф А. Крестовые походы глазами арабов / Пер. с франц. И. Л. Лащука. – М.: Латтес, 2006. // Электронная библиотека RuLit. 2011-2025. URL: https://www.rulit.me/books/krestovye-pohody-glazami-arabov-read-195120-76.html (дата обращения 09.04.2025).

[9] - Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х т. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 329.

-11
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:

Стенли Эдвард Лейн-Пул (1854-1931) – известный британский историк, профессор арабистики, востоковед, специалист по истории ислама и средневековой нумизматике. Автор двух десятков исторических исследований и 72 научных статей. Главным предметом его изучения были средневековый Египет, Турция и Палестина, а также исследования отдельных текстов Корана. На русский язык переведены наиболее известные исторические произведения Стенли Лейн-Пула – биография Салах ад-Дина (книги «Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев» и «Саладин и падение Иерусалимского королевства»), история берберских пиратов, а также главный фундаментальный труд – «Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями».

Петр Ефимович Люкимсон (род. 1963) – русскоязычный писатель и журналист, на данный момент проживающий в Израиле. Известен в России как автор исторических очерков, научно-популярных статей и повестей, посвященных библейской истории. В Израиле приобрёл широкую известность как мастер политического интервью, а также как автор целого ряда журналистских расследований на криминальные и злободневные темы.

Пётр Люкимсон автор увлекательных биографий известных библейских и античных персонажей: трёх легендарных правителей – Ирода Великого, Давида и Соломона, а также пророка Моисея, историка Иосифа Флавия, философа Бенедикта Спинозы, братьев Нобелей и основателя психоанализа – Зигмунда Фрейда. Однако наибольшей известностью и популярностью среди всех книг Петра Люкимсона пользуется биография Салах ад-Дина.

Александр Владимирович Владимирский (род. 1966) – современный российский писатель. Первоначальную известность и популярность приобрёл благодаря своим книгам, написанным в разных жанрах – от фантастики и детектива до приключенческого романа. Однако наибольший читательский успех имели его исторические и биографические произведения. Александр Владимирский более всего известен как автор популярных биографий двух султанов Саладина (Салах ад-Дина) и Сулеймана Великолепного. Кроме того, из-под его пера вышли биографии известных политиков Кемаля Ататюрка, Махатмы Ганди, Джона Кеннеди, а также Григория Распутина.

Грановский Александр Владимирович (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Одним из наиболее известных его фундаментальных трудов является подробнейший и исторически достоверный двухтомный труд «Крестовые походы».

Амин Маалуф (род. 1949) – известный современный ближневосточный писатель ливанского происхождения, на данный момент проживающий во Франции. Обладатель нескольких престижнейших европейских литературных премий и наград, член Французской академии. Наиболее известные произведения Амина Малуфа, принёсшие ему мировую славу, посвящены античной и средневековой истории Ливана, Палестины и Ближнего Востока. Одним из лучших его исторических трудов по праву считается фундаментальное исследование, вышедшее в 1983 году под названием «Крестовые походы глазами арабов».

-12

ПОЛНОСТЬЮ ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ ЦИКЛА «Ранняя биография Салах ад-Дина» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:

Часть 1-я. Тайна имени и родословная

Часть 2-я. Почти безмятежное детство

Часть 3-я. Перспективный, талантливый и многообещающий юноша из Дамаска

Часть 4-я. Страсти вокруг Фатимидского халифата

Часть 5-я. Первое знакомство с Египтом

Часть 6-я. Вторая египетская экспедиция

Часть 7-я. Полноценный и успешный полководческий дебют

Часть 8-я. Третий египетский поход

Часть 9-я. Великий визирь фатимидского халифа

Часть 10-я. Испытания на прочность продолжаются

Часть 11-я. Единоличный и полновластный правитель «Страны Пирамид»

Часть 12-я. Противостояние честолюбивого вассала и всесильного сюзерена

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)