Найти в Дзене
Generalissimus

Ранняя биография Салах ад-Дина. Часть 4-я. Страсти вокруг Фатимидского халифата

Продолжение. Предыдущую часть публикации можно прочесть, перейдя по этой ссылке В начале 1163 года в Дамаск прибыл недавно свергнутый египетский визирь Шавар ибн Муджир ас-Сади. Добившись аудиенции у Махмуда Нур ад-Дина Занги, он пал ниц перед могущественным сирийским правителем, смирено и отчаянно прося у него помощи в возвращении прежней своей должности. Шавар не скупился на самые заманчивые обещания и посулы. Он поклялся, что если Нур ад-Дин Занги поможет ему вновь занять место великого визиря при дворе фатимидского халифа аль-Адида Лидиниллаха[1], то взамен ежегодно будет получать треть всех государственных доходов Египта. Низложенный визирь также пообещал, что в случае успеха он найдёт средства и способы убедить аль-Адида Лидиниллаха признать Махмуда Занги своим сюзереном. Чтобы иметь полное и чёткое представление о том, что собой представлял фатимидский Египет к концу второй трети ХII века, а также какое геополитическое значение это государство имело в средневековом мусульманском
Оглавление

Продолжение. Предыдущую часть публикации можно прочесть, перейдя по этой ссылке

В начале 1163 года в Дамаск прибыл недавно свергнутый египетский визирь Шавар ибн Муджир ас-Сади. Добившись аудиенции у Махмуда Нур ад-Дина Занги, он пал ниц перед могущественным сирийским правителем, смирено и отчаянно прося у него помощи в возвращении прежней своей должности. Шавар не скупился на самые заманчивые обещания и посулы.

Он поклялся, что если Нур ад-Дин Занги поможет ему вновь занять место великого визиря при дворе фатимидского халифа аль-Адида Лидиниллаха[1], то взамен ежегодно будет получать треть всех государственных доходов Египта. Низложенный визирь также пообещал, что в случае успеха он найдёт средства и способы убедить аль-Адида Лидиниллаха признать Махмуда Занги своим сюзереном.

Чтобы иметь полное и чёткое представление о том, что собой представлял фатимидский Египет к концу второй трети ХII века, а также какое геополитическое значение это государство имело в средневековом мусульманском мире, необходимо совершить небольшой исторический экскурс в прошлое.

Общепринятой датой образования Фатимидского халифата считается август 909 года. Именно в тот период первым халифом Фатимидского государства был провозглашён Абу Мухаммад Абдуллах ибн аль-Хусейн, более известный под своим царственным именем – аль-Махди биллах («Праведно ведомый Богом»). Первоначально под властью фатимидской династии находились территории современного Туниса и северо-восточной части Алжира.

На пике своего военно-политического могущества, пришедшегося на первую половину ХI века, власть Фатимидского халифатараспространялась на все страны Магриба[2] – современные территории Марокко, Алжира, Туниса и Ливии, а также на бывшие владения эллинистического Египетского царства, западное побережье Аравийского полуострова, Сицилию, Палестину, почти весь Левант и южную часть античного Иудейского царства. Фатимидские халифы владели тремя самыми священными для мусульман городами – Мединой, Меккой и Иерусалимом.

Зелёным цветом на представленных картах обозначены территории Северной Африки, Ближнего Востока, Аравийского полуострова и Средиземноморья, находившиеся под властью фатимидских халифов на пике военно-политического могущества их державы в последней трети Х века. Источник: https://yandex.ru/images/search?lr=11214&source=serp&stype=image&text=фатимидский%20халифат%20карта
Зелёным цветом на представленных картах обозначены территории Северной Африки, Ближнего Востока, Аравийского полуострова и Средиземноморья, находившиеся под властью фатимидских халифов на пике военно-политического могущества их державы в последней трети Х века. Источник: https://yandex.ru/images/search?lr=11214&source=serp&stype=image&text=фатимидский%20халифат%20карта
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фатимидский_халифат#/media/Файл:FatimidCaliphate969.png
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фатимидский_халифат#/media/Файл:FatimidCaliphate969.png

Самым важным и наиболее принципиальным отличием Фатимидского халифата от двух других соседних могущественных халифатов – Аббасидского (Багдадского) и Альмохадского[3] был религиозный аспект. Во всех трёх халифатах главенствующей религией был ислам. Однако если представители Аббасидской и Альмохадской династий исповедовали традиционный ислам суннитского толка, то властители и вся правящая верхушка Фатимидского государства были приверженцами ислама шиитского толка.

Для того чтобы подробно объяснить главную суть различия суннизма и шиизма потребуется отдельный углублённый цикл публикаций. Однако в дальнейших статьях, посвящённых биографии Саладина, термины «суннизм» и «шиизм» будут встречаться неоднократно. По этой причине следует ещё на данном этапе рассказать об этих ключевых понятиях исламской религии.

Если излагать суть проблемы предельно коротко, то наиболее важными отличиями этих двух течений ислама – суннизма и шиизма заключаются в следующем. Сунниты строго придерживаются традиционных мусульманских ценностей, описанных в Священном Предании. Важнейшими книгами, кроме Корана, у суннитов почитаются хадисы – предания о словах и деяниях пророка Мухаммеда. Сунниты считают, что правоверному мусульманину не обязательно обращаться к посреднику (мулле, имаму или богослову) для общения с Аллахом. Роль мусульманской общины («уммы») в повседневной жизни средневекового суннита имела первостепенное значение.

Шиитам для общения с Богом необходим посредник – имам (духовный предводитель). Последователи шиизма верят в непогрешимость своих имамов, за которыми остаётся право последнего и решающего слова в решении всех споров и важных дел. У шиитов разрешён временный брак («мута»), который порок Мухаммед отменил ещё во время своей земной жизни. Шииты признают четыре книги хадисов, а сунниты – шесть, причём речь идёт не об одних и тех же сборниках, а совершено разных. У шиитов больше обязательных для посещения святых мест во время паломничества, чем у суннитов.

В тоже время представители обоих течений ислама неукоснительно придерживаются пяти основных столпов ислама, в число которых входят: шахада (словесная формула исповедания исламской веры), намаз (молитва пять раз в день), ураза (обязательное соблюдение поста во время священного месяца Рамадан), закят (раздача милостыни бедным) и хадж (священное паломничество в Мекку). Главной священной книгой и у суннитов, и у шиитов считается Коран.

-4

Раскол в исламской религии произошёл после смерти пророка Мухаммеда. По григорианскому календарю это случилось в 632 году. После смерти Пророка сразу же возник вопрос, кто станет его преемником. Тут-то и произошло размежевание среди единой мусульманской религиозной общности. Те, кого в последствие назвали суннитами, решили, что место Мухаммеда может занять только тот, кого большинство правоверных мусульман посчитает самым достойным – «праведный халиф».

Будущие шииты категорически настаивали, что место Мухаммеда может занять только его зять – Али ибн Абу Талиб. В 661 году Али был убит, а позднее погиб и его сын Хусейн. Эти события едва не привели к полномасштабной гражданской войне среди мусульман. С тех пор суннитами стали называть сторонников догматического подхода к исламской вере, а шиитами нарекли всех последователей убиенного Али. Собственно термин «шиит» происходит от словосочетания «приверженцы Али» – «ши'ат Али».

Термин «сунниты» произошёл от названия сунна, что в переводе с арабского означает «обычай» или «пример». Для истинным правоверных мусульман Сунна – это священное предание, передающее описание деяний пророка Мухаммеда («фи‘ль»), его высказывания («кауль») и невысказанное одобрение («такрир»). Первоначально Сунна передавалась устно сподвижниками пророка Мухаммеда, а в VIII-IX веках она была зафиксирована письменно в виде хадисов.

Сунна – это священное предание, излагающее примеры из жизни пророка Мухаммеда как образец и руководство для ведения праведного образа жизни всей мусульманской общины («уммы») и каждого мусульманина в отдельности. Соответственно мусульмане, признающие Сунну и руководствующиеся её текстами в повседневной жизни, получили название «суннитов».

Сунна пророка Мухаммеда для мусульман-суннитов является вторым после Корана источником исламского права («фикх»). Для суннитов эти две священные Книги имеют тесную взаимосвязь, местами объясняя и дополняя друг друга. Таким образом, для мусульман-суннитов следование Сунне пророка Мухаммеда является главным содержанием их земной жизни.

Суннитами на основе положений Корана, Сунны пророка Мухаммеда и хадисов был создан шариат – комплекс предписаний и правил, формирующих мировоззрение, нравственные ценности и духовное поведение мусульман, их менталитет, отношение к религии, обычаи и традиции, а также нормы судебного производства. Шариат в дословном переводе с арабского означает «путь», а в более широком смысле – «праведный путь» или «образ действия». Государства мусульман-суннитов, чьё внутренне устройство и вопросы внешней политики основывались на принципах шариата, назывались халифатами.

Шииты не признают Сунну, поскольку для них единственным и главным священным писанием исламской веры является Коран. Причём правильно толковать Коран (в представлении шиитов) мог только имам, считавшийся духовным и непогрешимым наследником пророка Мухаммеда. У мусульман-шиитов не было разделения светской и духовной власти, а потому имам одновременно мог быть и халифом.

-5

После окончательного разделения мусульманского общества, у суннитов и шиитов стал по-разному произноситься текст Шахады – главного и священного для всех мусульман свидетельства о вере в Единого Бога (Аллаха) и посланническую миссию пророка Мухаммада. Суннитская шахада произносится следующим образом: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммед – пророк его». Шахада, произносимая шиитами, имеет существенное дополнение: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его, а Али – друг Аллаха»[4].

Правители Фатимидского халифата считали себя потомками самого Али ибн Абу Талиба и его жены Фатимы – дочери пророка Мухаммеда (от её имени и произошло название династии). Религиозной идеологией Фатимидского халифата был исмаилизм – наиболее представительное и влиятельное течение ислама шиитского толка.

В основе исмаилизма лежит концепция имамата – управления мусульманской общиной через имама – религиозного общепринятого лидера, одновременного носителя верховной духовной и высшей светской власти. Исмаилиты настолько высоко ценили и верили духовно-волевые качества своих имамов, что нередко обожествляли их, приписывая им мистические черты личности и сверхъестественные способности.

Сами термины – «исмаилизм» и «исмаилиты» произошёл от имени седьмого имама Исмаила ибн Джафара аль-Мубурака[5], жизнеописание которого было полно всевозможных мистических историй и удивительных легенд. В середине VIII века шестой имам шиитов Джафар ас-Садик[6] назначил своим главным наследником и преемником не старшего сына – Исмаила аль-Мубурака, а одного из младших своих сыновей – Абдуллаха аль-Афтаха. Несогласные с этим решением шииты сплотились вокруг опального Исмаила и объявили его своим седьмым имамом. Последователей Исмаила ибн Джафара аль-Мубурака стали называть исмаилитами, а их религиозную доктрину – исмаилизмом.

Исмаилиты уверены в том, что имам Исмаил аль-Мубурак не умер, а тайно остался на Земле, скрываясь от посторонних глаз. На основании этих убеждений и возникла эзотерическая концепция о том, что Исмаил ибн Джафар аль-Мубурак тайно является избранным шиитским имамам, передавая им свои знания, что те в дальнейшем проповедовали его учение среди исмаилитов.

-6

Шииты искренне верили в то, что рано или поздно на Землю явится имам – прямой потомок Али ибн Абу Талиба. Все свои надежды мусульмане-шииты возлагали на то, что однажды воскреснет один из ранее живших законных («правильных шиитских») имамов, чтобы восстановить попранную суннитами религиозную справедливость и мировой порядок. Первоначально разница в толковании шиитского вероучения заключалась лишь в том, какому именно имаму отдавали предпочтение мусульмане-шииты.

Согласно верованиям большинства шиитов их двенадцатый и последний имам – Мухаммед абуль Касым, исчезнувший в двенадцатилетнем возрасте, специально скрылся от людей. Последователи Мухаммеда абуль Касыма верят, что он не умер, а находится в состоянии «временного отсутствия» («гайба»), но обязательно явится в будущем и сделает всё возможное, чтобы на Земле восторжествовало шиитское вероучение. Адептов и последователей 12-го имама впоследствии стали называться «двунадесятниками» или же «имамитами».

Отечественный доктор исторических наук, известный востоковед, социолог и специалист по восточным религиям Леонид Сергеевич Васильев сформулировал основы имаилизма следующим образом: «Согласно учению исмаилитов, ипостасью Высшего Божества, Аллаха, является Мировой Разум, обладающий всеми божественными атрибутами. Проявление его в феноменально-чувственном мир – пророки, которых насчитывается семь: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус, Мухаммед и Исмаил. Эманацией Мирового Разума является Мировая Душа; она, в свою очередь, ответственна за создание материи и жизни, включая человека. Проявление её – семь имамов, толкователей семи пророков.

Соответственно числу пророков и имамов история тоже делится на семь периодов, в процессе смены которых рее живое рождается и умирает по закону перерождений. Цель существования у исмаилитов – достижение высшего знания (аллегория знания – рай, невежества – ад). Достижение его ведет к спасению, что равно возвращению к Мировому Разуму, т.е. к прекращению существования и перерождении. Сложное эзотерическое учение исмаилитов предполагало семь степеней познания, причём высшие из них были доступны лишь немногим и окутаны ореолом таинственности. Для подавляющего большинства исмаилитов суть учения упрощенно сводилась к ожиданию Махди [Мессия, Спаситель человечества] с его царством высшего истинного знания и пути к спасению»[7].

-7

Несмотря на то, что фатимидские халифы позиционировали себя прямыми потомками дочери самого пророка Мухаммеда, всевидящий Аллах довольно быстро лишил их своей милости и покровительства. К середине ХII века Фатимидский халифат утратил свой статус гегемона в странах Магриба, Ближнего Востока и Аравийского полуострова. Фатимидский флот более не господствовал на просторах Средиземного и Красного морей. Фатимидское государство охватил затяжной глубокий и всесторонний внутриполитический кризис.

Фатимидский халифат, ранее претендовавший на статус ведущей исламской супердержавы или даже империи, стремительно сокращался в своих размерах. Династия Альмохадов «отжала» у шиитских халифов большую часть Магриба – нынешние территории Марокко, Алжира, Туниса и Ливии. Однако гораздо более чувствительными в геополитическом и экономическом плане оказались безвозвратные территориальные потери, понесенные правящей фатимидской династией на Ближнем Востоке.

Вот что по этому поводу пишет известный современный британский историк-медиевист Дэн Джонс: «Сельджукские султаны и эмиры, действовавшие от имени аббасидского халифа-суннита, вытеснили Фатимидов из внутренних районов Сирии. Крестоносцы выгнали их из Иерусалима и прибрежных городов Палестины и Ливана. В 1153 году Фатимиды лишились последней своей морской крепости на побережье Палестины, когда Балдуин III повел франков на штурм Аскалона»[8].

Чем меньше по размерам становились владения фатимидских халифов, тем более яростной, жестокой, беспринципной и беспощадной становилась внутриполитическая борьба за власть. Официально главой Фатимидского государства являлся халиф, однако, де-факто вся верховная политическая, военная, финансовая и судебная власть была сосредоточена в руках великого визиря.

Неудивительно, что за право занимать эту вожделенную для большинства высших египетских сановников должность на протяжении последних сорока лет (с момента убийства могущественного визиря аль-Афдаля Шаханшаха в 1121 году) шла бескомпромиссная, отчаянная и жесточайшая борьба. Достаточно сказать, что в период с 1121 по 1162 гг. Египтом правили семь визирей. Из этой «великолепно семёрки» шестеро были убиты, причём самым зверским или неподобающим для мусульманина образом.

На представленной карте оранжевым цветом обозначены владения Фатимидского халифата в начале ХI века; зелёным цветом выделены территории Абассидского (Багдадского) халифата. Источник: https://yandex.ru/images/search?lr=11214&source=serp&stype=image&text=фатимидский%20халифат%20карта
На представленной карте оранжевым цветом обозначены владения Фатимидского халифата в начале ХI века; зелёным цветом выделены территории Абассидского (Багдадского) халифата. Источник: https://yandex.ru/images/search?lr=11214&source=serp&stype=image&text=фатимидский%20халифат%20карта
На этой карте показана територрия Фатимидского халифата (заштрихована точками) во второй половине ХII века, а также обозначены условные границы Нубии (заштрихована прямыми вертикальными линиями), находившейся на тот момент в вассальной зависимости от власти фатимидских халифов. Источник: https://yandex.ru/images/search?lr=11214&source=serp&stype=image&text=фатимидский%20халифат%20карта
На этой карте показана територрия Фатимидского халифата (заштрихована точками) во второй половине ХII века, а также обозначены условные границы Нубии (заштрихована прямыми вертикальными линиями), находившейся на тот момент в вассальной зависимости от власти фатимидских халифов. Источник: https://yandex.ru/images/search?lr=11214&source=serp&stype=image&text=фатимидский%20халифат%20карта

Современный ливанский историк Амин Маалуф сообщает очень интересные и, вместе с тем, весьма красноречивые факты, которые лишний раз подчёркивают, что должность великого визиря в Фатимидском халифате была не только в высшей степени престижной, но и чрезвычайно опасной:

«Из пятнадцати правителей, владевших Египтом до Шавара, только один умер своей смертью; все остальные были в зависимости от обстоятельств, повешены, обезглавлены, зарезаны, распяты или растерзаны толпой. Один был убит своим приёмным сыном, ещё один – собственным отцом... Сам Шавар после прихода к власти поспешил уничтожить своего предшественника и всю его семью, присвоив себе их золото, их драгоценности и их дворцы»[9].

Непомерная алчность Шавара, а также многочисленных членов его семьи, занявших ключевые посты при дворе халифа, невиданные масштабы коррупции, мздоимства, кумовства, разворовывания казенных средств – все эти и другие пороки, буйно процветавшие при полном попустительстве визиря, быстро настроили против него высших сановников, военачальников и придворных вельмож. Не прошло и девяти месяцев с момента предыдущего переворота, как Шавар ибн Муджир ас-Сади был свергнут. Новым великим визирем стал Дирхам, который начинал свою карьеру в качестве управляющего хозяйством и прислугой в доме низложенного им Шавара.

Предложение, которое озвучил бывший визирь-беглец, было весьма заманчивым и очень перспективным. Однако Нур ад-Дин Занги не спешил с ответом. Бесспорно, на тот момент он – эмир Дамаска, Алеппо и Мосула был самым влиятельным и могущественным мусульманским правителем не только в Сирии, но и на всём Ближнем Востоке.

После окончательного завоевания Эдесского графства Занги предпринял длительное путешествие по Аравии, в ходе которого он совершил хадж в Мекку, а также посетил Медину, где распорядился обновить внешние стены. Все эти поступки в совокупности окончательно утвердили за сирийским правителем статус «Светоча и Защитника мусульманской веры», а также великого правителя и лидера джихада – священной войны против нечестивых «фаранджей»[10].

Своей главной первоочередной задачей Махмуд Нур ад-Дин Занги видел в продолжении войны против крестоносцев с целью освобождения Иерусалима и последующего изгнания латинян с территории Ближнего Востока и Малой Азии. Эмиру Дамаска, Алеппо и Мосула не хотелось вмешиваться во внутренние дела далёкого Египта, калиф которого и правящие круги были не просто приверженцами шиизма, а наиболее одиозного течения – исмаилизма, который многие правоверные сунниты считали сектой еретиков и отступников от канонов традиционного ислама. Кроме того, Нур ад-Дин Занги не доверял Шавару, справедливо опасаясь, что тот, заполучив назад должность визиря, не исполнит своих щедрых обещаний.

Приблизительно таким (по мнению одного из современных художников) мог быть внешний облик великого визиря Фатимидского халифата. Источник: https://ru.pinterest.com
Приблизительно таким (по мнению одного из современных художников) мог быть внешний облик великого визиря Фатимидского халифата. Источник: https://ru.pinterest.com

Пока сирийский правитель размышлял, как ему поступить в отношении предложения Шавара, в дела египетские неожиданно вмешался Амори I – король Иерусалимский. Ещё в 1160 году Балдуин III – предыдущий правитель Иерусалима и старший брат Амори I вынудил 11-летнего халифа Абу Мухаммада Абдуллаха ибн Юсуфа аль-Адид Лидиниллаха заключить крайне невыгодный для Египта договор.

Отныне ежегодно казначеи Фатимидского халифата обязались, согласно повелению своего малолетнего халифа, отсылать 160 000 динаров в Иерусалим. В противном случае Балдуин III угрожал разорительным масштабным вторжением. Несмотря на достигнутые взаимные договоренности, за три последующих года установленная дань так ни разу не была выплачена египетской стороной.

Амори I нельзя причислить к плеяде выдающихся монархов Латинского Востока, но даже он отлично понимал, что несовершеннолетний и полностью устраненный от власти аль-Адид Лидиниллах правитель чисто номинальный, лишенный какого-либо влияния на развитие событий. Чехарда, связанная с постоянной сменой визирей, постоянная борьба за власть при каирском дворе, глубочайший внутриполитический кризис, охвативший все сферы государственного аппарата Египта, предоставляли отличный шанс иерусалимскому монарху.

Амори I получил реальную возможность захватить, если не весь Египет, то лучшие его земли и самые богатые города. Собрав внушительное войско, правитель «Святого города» в сентябре 1163 года выступил в поход. Поводом к вторжению в египетские владения стало невыполнение условий договора. За три прошедших года халиф задолжал правителю Иерусалима огромную сумму – 480 000 динаров. Невыплаченную дань Амори I намеревался взыскать при помощи военной силы.

Быстро преодолев Синайский полуостров вдоль побережья Средиземного моря, иерусалимское воинство направилось к приграничной крепости Бильбейс, расположенной на берегу одного из нильских рукавов. Дирхам не имел полководческих дарований, но зато обладал изворотливым умом. Он воспользовался тем, что начался сезон осенних дождей, переполнивший многочисленные протоки дельты Нила.

Амори I Иерусалимский, фрагмент средневековой миниатюры
Амори I Иерусалимский, фрагмент средневековой миниатюры

Визирь приказал разрушить несколько близлежащих дамб, в результате чего на пути иерусалимского войска образовалось непреодолимое водное пространство, перемежающееся с непроходимыми болотами. Не имея возможности ни обойти, ни форсировать разлившийся Нил, раздосадованный Амори I приказал своей армии возвращаться обратно в Палестину.

Нур ад-Дин Занги не мог допустить того, чтобы крестоносцы захватили Синайский полуостров, дельту Нила и средиземноморское побережье Нижнего Египта. Не сомневаясь в том, что иерусалимский король в скором времени повторит свой поход, сирийский правитель согласился на предложение Шавара ибн Муджира. Командование над своим войском, направленным в Египет, опытный Нур ад-Дин Занги доверил одному из лучших своих полководцев – Асад ад-Дину Ширкуху ибн Шади.

Неожиданно для многих и, прежде всего, самого Салах ад-Дина командующий войсками египетской экспедиции решил взять с собой в дальний и опасный поход своего любимого племянника. Если верить рассказам средневековых арабских биографов Саладина, то Ширкух привлёк его к участию в египетской кампании буквально в приказном порядке.

Сам Салах ад-Дин, вспоминая данный эпизод, уже в зрелые годы рассказывал следующие подробности: «Мой дядя Ширкух повернулся ко мне и сказал: "Юсуф, оставь все дела и отправляйся туда!" Этот приказ прозвучал для меня как удар кинжала в сердце, и я ответил: "Клянусь Аллахом, даже если бы мне отдали все египетское царство, я бы не поехал туда!"...»[11]

Многие авторы в данном случае недоумевают, почему Саладина, «засидевшегося» без настоящего дела и не имевшего в своём послужном списке каких-либо значимых военных побед, пришлось буквально силой тащить в Египет. Наиболее развёрнутый, аргументированный и вполне логично обоснованный ответ даёт Пётр Ефимович Люкимсон – наиболее известный современный биограф Саладина:

«25-летнего сына одного из самых богатых и влиятельных людей Дамаска вполне можно было понять. Салах ад-Дин в тот период своей жизни просто не представлял, как можно оставить уютную жизнь во дворце, вечерние посиделки с друзьями с чтением и обсуждением новых стихов за чашей запретного вина, неспешные беседы в бане или страстные объятия куртизанок... И ради чего?! Даже не ради освобождения земель ислама от франков, а чтобы помочь напыщенному и глупому визирю шиитского, то есть еретического Египта вернуть себе власть?!»[12]

Некоторые историки удивлялись другому обстоятельству: зачем опытному военачальнику Асад ад-Дину Ширкуху вообще понадобилось привлекать к участию в египетской экспедиции своего племянника, который походил на богослова, юриста или учителя изящной словесности гораздо больше, чем на воина, а тем более на командира отдельного отряда!?

На этот вопрос прямой и однозначный ответ даёт лишь один из современников Саладина – его духовный наставник и доверенный личный советник – Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим: «Салах ад-Дин отправился в поход против воли, но дядя нуждался в нем, чтобы он командовал армией и помогал ему советами»[13].

Приблизительно так мог выглядеть Салах ад-Дин накануне своего первого похода в Египет. Источник: https://au.pinterest.com/pin/
Приблизительно так мог выглядеть Салах ад-Дин накануне своего первого похода в Египет. Источник: https://au.pinterest.com/pin/
ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - полное имя его в арабской средневековой традиции звучало следующим образом – Абу Мухаммад Абдуллах ибн Юсуф аль-Адид Лидиниллах.

[2] - мусульманское средневековое название Северной Африки.

[3] - Альмохадский халифат возник в 1121 году на территории современного Восточного Алжира. На пике военно-политического могущества, пришедшуюся на вторую половину ХII века, в состав Альмохадского халифата входили территории Марокко, Алжира, Туниса, прибрежной части Ливии, южной части Пиренейского полуострова. Распался Альмохадский халифат в 1269 году в результате успехов Реконкисты.

[4] - на сегодняшний день на Земле порядка 1,6 млрд. человек являются приверженцами ислама. Приблизительно около 15% всех мусульман – шииты, почти все остальные являются суннитами.Странами, где главной и официальной религией является ислам шиитского толка. Мусульмане-шииты составляют большую часть населения четырёх современных стран – Ирана, Ирака, Азербайджана и Бахрейна. Крупные шиитские общины находятся на территории Ливана, Кувейта, Пакистана, Афганистана, Турции, Таджикистана, Йемена.

[5] - полное имя его в арабской традиции звучит как Абу́ Муха́ммад Исма’и́л ибн Джафа́р аль-Муба́рак.

[6] - полное имя его в арабской традиции звучит как Абу́ Абдулла́х Джа́фар ибн Муха́ммад аль-Кураши́.

[7] - Васильев Л. С. История религий Востока. Учебное пособие для ВУЗов. – 8-е изд. – М.: КДУ, 2006. С. 430-431.

[8] - Джонс Д. Крестоносцы. Полная история. – М.: Альпина нон-фикшн, 2023. С. 263.

[9] - Маалуф А. Крестовые походы глазами арабов / Пер. с франц. И. Л. Лащука. – М.: Латтес, 2006. // Электронная библиотека RuLit. 2011-2025. URL: https://www.rulit.me/books/krestovye-pohody-glazami-arabov-read-195120-72.html (дата обращения 06.04.2025).

[10] - «фарандж» (иначе «фаранг») – слово, которым средневековые арабы называли крестоносцев и европейцев вообще, главным образом, французов. В средневековом арабском языке термин «al-Ifranğ» идентифицировал европейцев, а слово «firanğa» – в дословном переводе означал «страна франков», или в более широком географическом смысле подразумевал страны Западной Европы.

[11] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 38;

- Владимирский А. В. Саладин – победитель крестоносцев / Александр Владимирский. – М.: Вече, 2023. С. 27;

- Маалуф А. Крестовые походы глазами арабов / Пер. с франц. И. Л. Лащука. – М.: Латтес, 2006. // Электронная библиотека RuLit. 2011-2025. URL: https://www.rulit.me/books/krestovye-pohody-glazami-arabov-read-195120-72.html (дата обращения 06.04.2025).

[12] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 38.

[13] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 46.

-13
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:

Абу-ль-Махасин Баха ад-Дин Юсуф ибн Рафи ибн Тамим (1145-1234) – средневековый курдский историк, богослов, биограф, сочинитель, биограф, мусульманский правовед, более известный как Баха ад-Дин («Светоч Религии»). К своему 45-летию он заслужил репутацию образцового правоверного мусульманина, жившего по канонам ислама, совершившего хадж в Мекку и посетившего все священные для мусульман места в Палестине.

Баха ад-Дин был не только биографом Салах ад-Дина, но и его личным советником, а также духовным наставником. Кроме того, Баха ад-Дин преподавал в престижном медресе Мосула, занимал должности кади (верховного судьи по гражданским и религиозным делам) и кади ал-аскар (верховного военного судьи в войске Саладина). Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад подарил Салах ад-Дину книгу о важности ведения священной войны с неверными.

Баха ад-Дин лично сопровождал Саладина во время его последних военных походов, а потому его труд «Жизнь Салах ад-Дина», известный западному и российскому читателю под названием «Саладин: Победитель крестоносцев», представляет собой очень важную историческую ценность. Баха ад-Дин, как ближайший советник султана, был в курсе многих не только военных, но и политических дел последних лет жизни Саладина.

Впрочем, назвать его беспристрастным биографом нельзя, ведь труд Бахи ад-Дина – это панегирик Саладина, который предстает перед читателем практически идеальным правителем и почти безгрешным мусульманином. Помимо биографии Салах ад-Дина, перу Бахи ад-Дина принадлежат труды по истории Халеба, а также трёхтомник по мусульманскому праву (фикху).

Амин Маалуф (род. 1949) – известный современный ближневосточный писатель ливанского происхождения, на данный момент проживающий во Франции. Обладатель нескольких престижнейших европейских литературных премий и наград, член Французской академии. Наиболее известные произведения Амина Малуфа, принёсшие ему мировую славу, посвящены античной и средневековой истории Ливана, Палестины и Ближнего Востока. Одним из лучших его исторических трудов по праву считается фундаментальное исследование, вышедшее в 1983 году под названием «Крестовые походы глазами арабов».

Петр Ефимович Люкимсон (род. 1963) – русскоязычный писатель и журналист, на данный момент проживающий в Израиле. Известен в России как автор исторических очерков, научно-популярных статей и повестей, посвященных библейской истории. В Израиле приобрёл широкую известность как мастер политического интервью, а также как автор целого ряда журналистских расследований на криминальные и злободневные темы.

Пётр Люкимсон автор увлекательных биографий известных библейских и античных персонажей: трёх легендарных правителей – Ирода Великого, Давида и Соломона, а также пророка Моисея, историка Иосифа Флавия, философа Бенедикта Спинозы, братьев Нобелей и основателя психоанализа – Зигмунда Фрейда. Однако наибольшей известностью и популярностью среди всех книг Петра Люкимсона пользуется биография Салах ад-Дина.

Александр Владимирович Владимирский (род. 1966) – современный российский писатель. Первоначальную известность и популярность приобрёл благодаря своим книгам, написанным в разных жанрах – от фантастики и детектива до приключенческого романа. Однако наибольший читательский успех имели его исторические и биографические произведения. Александр Владимирский более всего известен как автор популярных биографий двух султанов Саладина (Салах ад-Дина) и Сулеймана Великолепного. Кроме того, из-под его пера вышли биографии известных политиков Кемаля Ататюрка, Махатмы Ганди, Джона Кеннеди, а также Григория Распутина.

Дэниел (Дэн) Джонс (род. 1981) – один из самых молодых и перспективных британских историков-медиевистов. Основными направлениями его изысканий является история Средневековой Англии и Европы, а также история рыцарских духовных орденов. Большинство его произведений, ряд из которых переведены на русский язык, получили широкое положительное признание критиков, исторических редакторов-консультантов, а также широкой читательской аудитории.

Наиболее известными трудами Дэна Джонса являются следующие книги по средневековой истории: «Тамплиеры: рождение и гибель великого ордена», «Плантагенеты. Короли и королевы, создавшие Англию», «Война Алой и Белой розы. Крах Плантагенетов и воцарение Тюдоров», «Крестоносцы. Полная история», «Силы и престолы: Новая история Средних веков».

-14

ПОЛНОСТЬЮ ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ ЦИКЛА «Ранняя биография Салах ад-Дина» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:

Часть 1-я. Тайна имени и родословная

Часть 2-я. Почти безмятежное детство

Часть 3-я. Перспективный, талантливый и многообещающий юноша из Дамаска

Часть 4-я. Страсти вокруг Фатимидского халифата

Часть 5-я. Первое знакомство с Египтом

Часть 6-я. Вторая египетская экспедиция

Часть 7-я. Полноценный и успешный полководческий дебют

Часть 8-я. Третий египетский поход

Часть 9-я. Великий визирь фатимидского халифа

Часть 10-я. Испытания на прочность продолжаются

Часть 11-я. Единоличный и полновластный правитель «Страны Пирамид»

Часть 12-я. Противостояние честолюбивого вассала и всесильного сюзерена

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)