Найти в Дзене
Generalissimus

Ранняя биография Салах ад-Дина. Часть 11-я. Единоличный правитель «Страны Пирамид»

Продолжение. Предыдущую часть публикации можно прочесть, перейдя по этой ссылке К середине 1171 года положение Салах ад-Дина на первый взгляд могло показаться стабильным и прочным, а его карьера со стороны выглядела динамично процветающей и стремительно набирающей обороты. На самом деле, при детальном рассмотрении данного вопроса, статус великого визиря и его пребывание на политическом египетском Олимпе оказывалось достаточно запутанным, весьма непростым и с довольными туманными перспективами на будущее. Более всего Саладину осложняло жизнь его двойственное положение. Необходимо помнить, что верховный главнокомандующий и первый министр Египта, обладавший широчайшими полномочиями, был благочестивым и ревностным суннитом. При этом он, будучи великим визирем, состоял на службе у халифа-еретика, исповедовавшего шиизм. Одновременно Салах ад-Дин являлся подданным Махмуда Нур ад-Дина Занги, со всеми вытекающими отсюда многочисленными вассальными обязанностями. Саладин был обязан добросовестно
Оглавление

Продолжение. Предыдущую часть публикации можно прочесть, перейдя по этой ссылке

К середине 1171 года положение Салах ад-Дина на первый взгляд могло показаться стабильным и прочным, а его карьера со стороны выглядела динамично процветающей и стремительно набирающей обороты. На самом деле, при детальном рассмотрении данного вопроса, статус великого визиря и его пребывание на политическом египетском Олимпе оказывалось достаточно запутанным, весьма непростым и с довольными туманными перспективами на будущее.

Более всего Саладину осложняло жизнь его двойственное положение. Необходимо помнить, что верховный главнокомандующий и первый министр Египта, обладавший широчайшими полномочиями, был благочестивым и ревностным суннитом. При этом он, будучи великим визирем, состоял на службе у халифа-еретика, исповедовавшего шиизм. Одновременно Салах ад-Дин являлся подданным Махмуда Нур ад-Дина Занги, со всеми вытекающими отсюда многочисленными вассальными обязанностями.

Саладин был обязан добросовестно, неукоснительно, предельно точно и в установленный срок исполнять приказы и распоряжения как халифа Абу Мухаммада Абдуллаха ибн Юсуфа аль-Адида Лидиниллаха, так и Нур ад-Дина Занги. Теоретически могла вполне возникнуть крайне неприятная ситуация, когда оба этих владыки отдадут Салах ад-Дину приказы противоречащие друг другу. Ещё хуже пришлось бы великому визирю Египта, если бы фатимидский халиф и сирийский султан начали войну между собой.

Саладину приходилось постоянно лавировать между геополитическими, религиозными и экономическими интересами двух своих монарших господ. При этом визирь египетский старался в этих часто меняющихся условиях, а также в атмосфере политической нестабильности – и вешней, и внутренней, не забывать и о собственной выгоде.

Не стоит также упускать из вида, что на взаимоотношения между Каиром и Дамаском непосредственное и часто негативное влияние оказывала внешняя политика Иерусалимского королевства. После нескольких безуспешных вторжений в Египет и провальной осады Дамиетты, предприимчивый Амори I так и не отказался от мысли установить контроль над дельтой Нила.

Здесь и далее по тексту размещены изображения Салах ад-Дина, сделанные в средние века и в более позднее время, а также созднаные при помощи искусственного интеллекта. Источник: https://yandex.ru/images
Здесь и далее по тексту размещены изображения Салах ад-Дина, сделанные в средние века и в более позднее время, а также созднаные при помощи искусственного интеллекта. Источник: https://yandex.ru/images

Он по-прежнему вынашивал планы о проведении новой масштабной завоевательной кампании против Каира совместно с византийским императором. Иерусалимский король активно искал и других союзников, прежде всего, среди знатных западноевропейских феодалов, посещавших Святую Землю с целью паломничества. Он также вёл интенсивную дипломатическую переписку с влиятельными государями Европы, Ватиканом и наиболее могущественными представителями европейской знати.

Таким образом, Саладину приходилось постоянно быть в напряжении, ни на минуту не ослабляя личного зоркого контроля над делами внешней политики, перманентно следя за обстановкой внутри Египта. Образно выражаясь, Салах ад-Дину требовалось постоянно быстро, чётко, грамотно и оперативно решать всевозможные «квесты» так, чтобы и волки были сыты, и овцы цели, и собственные интересы не оказались ущемленными.

Ещё одним источником больших проблем стал багдадский халиф Абу Мухаммад аль-Хасан ибн Юсуф аль-Мустади Биамриллах. С того самого момента, когда в 1167 году Асад ад-Дин Ширкух обратился за помощью к правителю Багдада в организации второй военной экспедиции в Египет, аль-Мустади Биамриллах стал регулярно интересоваться успехами Ширкуха.

Узнав о том, что пост великого визиря в Каире занял один из вассалов Нур ад-Дина Занги, багдадский халиф начал оказывать давление на сирийского султана. Абу Мухаммад аль-Мустади Биамриллах настойчиво требовал, чтобы великий визирь Египта делал всё от него возможное для искоренения еретического шиитского учения, ликвидации адептов-исмаилитов и скорейшего распространения среди египетских мусульман идей правоверного суннизма.

Несмотря на свою военно-политическую мощь, авторитет, могущество и влияние, Махмуд Нур ад-Дин Занги номинально являлся вассалом владыки Аббасидского (Багдадского) халифата, а потому был обязан подчиняться его воле. Поучив приказ от своего господина, дамасский султан, действуя в духе иерархической вертикали власти, передал Саладину распоряжения, требования и пожелания аль-Мустади Биамриллаха.

Спектр задач, которые багдадский халиф ставил перед великим визирем Египта, был не просто масштабным, а всеобъемлющим. Исполнение повелений Абу Мухаммада аль-Мустади Биамриллаха запросто могло спровоцировать религиозный бунт и последующую гражданскую войну на территории Фатимидского халифата.

-3

Правитель Багдада требовал, чтобы во владениях Египта как можно скорее были отменены шиитские законы, порядки и обычаи, а на смену им пришла система суннитского шариата. Однако, прежде всего, аль-Мустади Биамриллах категорично и непреклонно настаивал на том, чтобы одно только имя – его собственное упоминалось во время чтения хутбы.

Хутба – это проповедь, которую читают во всех мечетях мира во время полуденной общей молитвы каждую пятницу – в священный для всех мусульман день. Правильная – суннитская хутба читалась исключительно на арабском языке. В пятничной проповеди должны были обязательно содержаться аяты и суры[1] из Корана, молитвы о Пророке Мухаммеде и его ближайших сподвижниках.

В заключительной части средневековой хутбы имам говорил о праведных деяниях правящего халифа, а также упоминал имя и достижения местного правителя. Таким образом, упоминание имени государя в хутбе являлось важнейшим и обязательным признаком признания его монаршего статуса и верховенства над вассалами – эмирами, атабеками и прочими наместниками.

Опасаясь всенародных волнений, возмущений и вооруженных выступлений со стороны шиитского населения Египта, осторожный Саладин всячески под самыми благовидными, солидными и уважительными предлогами затягивал начало кардинальных религиозно-общественных преобразований, на проведении которых столь категорично и систематически настаивал багдадский халиф.

Эта тактика уклонения и лавирования со стороны египетского визиря, в конце концов, вызвала у Мухаммеда Нур ад-Дина Занги приступ сильного раздражения. Он в нескольких посланиях, написанных летом 1171 года, прямо пригрозил Саладину, что если тот не исполнит в ближайшее время требуемое от него, то сирийский султан со своей армией лично явится в Каир, чтобы заставить нерадивого вассала исполнять свои обязательства перед сюзереном.

Понимая, что дальше откладывать начало религиозных преобразований невозможно, а очередное затягивание времени навлечёт на него лишь праведный гнев Нур ад-Дина Занги, великий визирь Египта приступил к конкретным действиям. О том, как ему удалось в короткие сроки, бескровно, без социальных возмущений и потрясений, без религиозных войн и раскола общества реализовать труднейшие преобразования, в своих комментариях подробно рассказывают два современных известных медиевиста и востоковеда – Альбер Шамдор и Айдын Ариф оглы Али-заде.

«Саладин в данном случае проявил гибкость. Он не стал ничего резко менять, а понемногу подготовил умы, ввел преподавание доктрины Аббасидов в колледжах и школах, назначил кадиев[2] в главные египетские города. Вся эта аббасидская пропаганда была проведена без лишней шумихи. Таким образом, мало-помалу, Саладин совершил настоящую революцию, заставив своих подданных признать духовное главенство багдадского халифа»[3].

«Шиитские и исмаилитские законы в Египте были отменены, и Салах ад-Дин привел их в соответствие с ортодоксальными суннитскими нормами. Все ненадежные военачальники и чиновники были отправлены в отставку, и фатимидский халиф аль-Адид окончательно лишился власти и влияния. Затем Салах ад-Дин приказал своему командиру Баха ад-Дину Каракушу взять под контроль дворец халифа и изолировать правителя. Спустя некоторое время он пригласил к себе всех лидеров страны, и на этом совете было принято решение читать проповеди с именем аббасидского халифа аль-Мустади Биамриллаха»[4].

-4

В самую первую пятницу наступившего нового 567 года по хиджре[5] состоялось традиционное чтение хутбы в Большой мечети Каира. Всё шло своим чередом, пока в завершающей части проповеди вместо имени фатимидского халифа имам произнёс имя Абу Мухаммада аль-Хасана ибн Юсуфа аль-Мустади Биамриллаха. Салах ад-Дин, опасаясь народных волнений и беспорядков, заблаговременно вывел на улицы египетской столицы самые лучшие свои и преданные войска.

Однако помощи армии в наведении порядка не потребовалось. Каирские, а следом за ними и все прочие мусульмане Египта, неожиданно спокойно и внешне смирено восприняли смену имени халифа. Шииты дослушали хутбу до конца, окончили намаз и покинули мечети, как и полагалось правоверным мусульманам – спокойно, благопристойно, соблюдая порядок, чистоту и строгие предписания исламского этикета.

Усмирять никого не пришлось, поскольку никаких возмущений и акций несогласия отмечено не было. В субботу и последующие дни Каир и прочие города египетские жили в привычном ритме. Оценивая итоги достопамятной хутбы, один из арабских средневековых летописцев в своей хронике коротко сообщил о том, как «толпы верующих египтян мирно разошлись по домам с полным осознанием того, что на все воля Аллаха».

В Багдаде деяниям Салах ад-Дина далее совсем иную оценку. Узнав о том, что его имя прозвучало в пятницу под сводами Большой каирской мечети, и будет звучать впредь во всех мечетях Египта, обрадованный и ликующий аль-Мустади Биамриллах приказал устроить трёхдневные празднества в Багдаде. Аббасидский халиф официально признал за Саладином титул великого визиря Египта и главнокомандующего всеми его войсками.

В знак своего высочайшего благорасположения к Салах ад-Дину и признания его выдающихся заслуг растроганный аль-Мустади Биамриллах послал визирю в Каир самые дорогие и роскошные одеяния, а также священные для правящей династии Аббасидов чёрные знамёна с арабской религиозной символикой. Багдадский владыка также пожаловал Саладину почётный титул«Восстановителя власти повелителя правоверных».

Не забыл аль-Мустади Биамриллах и про Нур ад-Дина Занги. Халиф прислал ему в подарок два искусно выделанных в восточном стиле меча, инкрустированных драгоценными камнями. Кроме того, правитель Аббасидского халифата пожаловал своему верноподданному долгожданный официальный титул султана Сирии. До этого момента Махмуд Нур ад-Дин Занги состоял в должности атабека (верховного наместника) Дамаска и Алеппо.

-5

Судьбе было так угодно, что произнесение знаковой для исламского мира хутбы с именем аль-Мустади Биамриллаха, совпало с резким ухудшением состояния здоровья фатимидского халифа. 13 сентября 1171 года Абу Мухаммад Абдуллах ибн Юсуф аль-Адид Лидиниллах скоропостижно скончался. На тот момент ему шёл лишь 22-й год.

Европейская средневековая, а следом за ней и более поздняя историческая традиция главным и единственным виновником смерти юного халифа считают Салах ад-Дина[6]. Главным основоположником этого весьма спорного вердикта является Гийом Тирский – современник Саладина, богослов, самый известный придворный историк Иерусалимского королевства и составитель жизнеописания Амори I.

В своём главном историческом труде под названием «История священной войны христианских государей в Палестине и на Востоке» Гийом Тирский сообщает следующие подробности смерти аль-Адида Лидиниллаха: «Саладин был очень умным человеком. Он был отличным воином, необычайно благородным и великодушным. Но рассказывают, что однажды, когда он прибыл к своему господину, халифу, чтобы воздать ему обычные почести, войдя в помещение, он сбил халифа палкой наземь и убил его.

Затем он предал мечу всех детей халифа, чтобы ему не пришлось никому подчиняться, и смог править как халиф и султан одновременно. Он боялся, что, поскольку люди ненавидят турок, однажды халиф прикажет перерезать ему горло. Поэтому он опередил калифа и предал его смерти, которую, как считали, калиф наметил для него»[7].

Об убиении халифа палкой, зажатой в руке Салах ад-Дина, нет ни одного упоминания ближневосточных первоисточниках. Большинство арабских хронистов лаконично, без лишних деталей и подробностей сообщают, что аль-Адид Лидиниллах скончался в понедельник 10 дня месяца мухаррам 567 года по хиджре[8].

Среди других преданий о причинах насильственной смерти фатимидского халифа наиболее популярными являются две версии. Согласно первой, Саладин приказал своему старшему брату – Туран-шаху ибн Айюбу замуровать несчастного аль-Адида Лидиниллаха в его личных покоях, после чего халиф умер от жажды и голода. Сторонники второй версии склоняются к тому, что правитель Египта был отравлен, разумеется, по приказу своего великого визиря[9].

-6

Наиболее развёрнутое, аргументированное, логически обоснованное заключение относительно степени причастности Саладина к загадочной и скоропостижной смерти фатимидского халифа делает современный израильский историк Пётр Ефимович Люкимсон: «Причины его [аль-Адида Лидиниллаха] смерти уже не установить, но вот ответ на вопрос, кому она была выгодна, однозначен – прежде всего Салах ад-Дину. Все это невольно заставляет подозревать, что Салах ад-Дин тем или иным образом был причастен к столь ранней смерти аль-Адида, но сам характер взаимоотношений халифа и его визиря не дает оснований для таких подозрений.

Слухи о причинах смерти аль-Адида ходили разные, и почти все они возлагали ответственность за его смерть на Салах ад-Дина… Но никаких подтверждений ни той ни другой версии нет. <…> Несомненно одно: смерть аль-Адида стала очередным подарком фортуны своему баловню Салах ад-Дину. Теперь у него появлялась возможность упразднить в Египте институт халифа и объявить, что единственным и полноправным правителем страны является ее султан, то есть он, Салах ад-Дин»[10].

В защиту Салах ад-Дина высказывается и современный российский автор – Александр Владимирович Владимирский: «…прямых доказательств тому, что последний халиф из династии Фатимидов был убит по приказу Саладина или даже лично им самим, нет. Хотя детей халифа он действительно мог распорядиться истребить, чтобы не возникло движения за реставрацию Фатимидов. Это была жестокость и бесчеловечность, но она была вполне в духе своего времени»[11].

Если кто-то из современников и подозревал, что смерть египетского владыки была организована по приказу великого визиря, то вслух свои догадки и предположения он не высказывал. Уход из жизни Абу Мухаммада Абдуллаха ибн Юсуфа аль-Адида Лидиниллаха, как и достопамятная хутба, произнесенная тремя днями ранее смерти халифа, не вызвала никаких внутриполитических потрясений и народных волнений. Законопослушные и трезвомыслящие египтяне вновь рассудили, что все происходящие в их стране события свершаются по воле Аллаха, а значит, поводов для возмущения против власти великого визиря нет.

Внезапная и весьма подозрительная смерть аль-Адида Лидиниллаха ознаменовала собой конец династии Фатимидов, которая беспрерывно управляла Египтом на протяжении 202 лет. У четырнадцатого и, как оказалось, последнего халифа имелось одиннадцать сыновей, рожденных от четырёх законных жён и нескольких наложниц. Однако Салах ад-Дин, желая избежать смут периода междуцарствия и эпохи регентства, не стал провозглашать кого-либо из сыновей аль-Адида Лидиниллаха наследниками отцовского трона.

Династия Фатимидов была низложена и навсегда отстранена от верховной власти. Единственным правителем Египта становился аль-Малик ан-Насир Салах ад-Дин Абу-ль-Музаффар Юсуф ибн Айюб ибн Шади. Сам он никогда не титуловал себя ни в речах своих, ни в официальных посланиях султаном египетским. Однако Саладин, конечно же, не возражал, чтобы окружающие величали его великим защитником исламской веры и правоверным султаном.

-7

Что касается многочисленной семьи покойного халифа, то вопреки слухам и домыслам о беспощадной кровожадности и беспринципной жестокости Саладина, все полторы сотни близких и дальних родственников аль-Адида Лидиниллаха остались живы. Сыновья и кузены халифа были помещены под строгий домашний надзор. Если верить арабским средневековым хронистам, то их полностью и навсегда изолировали от каких-либо контактов с представительницами женского пола[12]. Данная гендерная изоляция оказалась весьма эффективной, поскольку ни в одном из источников не упоминается, чтобы у аль-Адида Лидиниллаха в последствие объявились внуки или внучатые племянники.

Салах ад-Дин, став полноправным и единственным правителем Египта, продолжал вести свой умерено-аскетический образ жизни. Он отказался от переезда во дворец халифа, оставшись в резиденции великого визиря. Проведя опись всех ценностей, хранившихся в казне и сокровищнице покойного халифа, Саладин лично для себя не взял ни единой монеты, золотого слитка или ювелирного украшения. Драгоценности и предметы роскоши были по приказу султана распроданы для покрытия долгов и текущих расходов Египетского государства.

Практически все ценные и дорогие вещи, которые не были распроданы или отнесены в ломбард, Салах ад-Дин подарил своим приближенным. Часть наиболее роскошных, дорогих, эксклюзивных и экзотических драгоценных предметов новоявленный султан отправил в Дамаск качестве подарка своему почитаемому и безмерно уважаемому сюзерену.

Дворцы, резиденции, роскошные дома, виллы и поместья, ранее принадлежавшие аль-Адиду Лидиниллаху, его ближайшему окружению и многочисленным родственникам, Салах ад-Дин отдал своим братьям и отцу, доверенным эмирам и полководцам из числа курдов, сельджуков, сирийцев, а также наиболее преданных и проверенных в деле египтян.

Уникальную каирскую библиотеку, фонд которой состоял из 120 000 античных и средневековых рукописей, манускриптов и прочих редчайших текстов, султан поручил своему личному секретарю кади аль-Фадилю. К величайшему сожалению, в более поздние времена большинство книг, летописей, хроник и фолиантов, хранившихся в этой библиотеке, были безвозвратно утеряны.

После окончательного падения Фатимидского халифата дальновидный Саладин отменил внутренние торговые и социальные пошлины, которые каноническое исламское право суннитского толка считало явлением недопустимым. Султан, как это и предписывало благоверное учение, организовал централизованный сбор денег для последующей раздачи их в виде милостыни для нищих и нуждающихся.

Что касается главных религиозных преобразований, которые султан Саладин осуществил в первые месяцы своего правления, то в данном случае будет уместно привести комментарий Альбера Шамдора – известного французского медиевиста и автора одной из наиболее известных биографий Салах ад-Дина: «Египет, этот "блудный сын", вновь обретал веру, соответствующую учению Пророка. Перейдя под власть Саладина, правителя, признанного Багдадом, Египет перестал жить обособленно и очистился от своих еретических учений, став старшим сыном ислама»[13].

-8
ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - Аят в переводе с арабского означает «знамение» или «чудо». Среди мусульманских богословов принято считать, что аят – это наименьшая структурная единица текста Корана. Если проводить аналогию с Библией, то аят условно можно сравнить с понятием «стих». Сура – это отдельная глава Корана, включающая в себя несколько аятов. Самая короткая сура – «аль-Каусар», в ней всего три аята. Самая длинная сура – «аль-Бакара» состоит из 286 аятов. Всего в Коране насчитывается 114 сур и 6236 аятов.

[2] - Ка́ди или ка́дий – судья-чиновник в мусульманских странах, назначаемый правителем и вершащий правосудие от его имени на основе законов шариата.

[3] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 50.

[4] - Али-заде Айдын Ариф оглы. Хроники мусульманских государств I-VII веков хиджры / А. Али-заде. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.:, УММА, 2004. С. 299.

[5] - 10 сентября 1171 года по юлианскому календарю.

[6] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 65;

- Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 50;

- Куглер Б. История крестовых походов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 213.

[7] - Владимирский А. В. Саладин – победитель крестоносцев / Александр Владимирский. – М.: Вече, 2023. С. 49-50.

[8] - 13 сентября 1171 года по юлианскому календарю.

[9] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 65;

- Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 50;

- Владимирский А. В. Саладин – победитель крестоносцев / Александр Владимирский. – М.: Вече, 2023. С. 50.

[10] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 65-66.

[11] - Владимирский А. В. Саладин – победитель крестоносцев / Александр Владимирский. – М.: Вече, 2023. С. 53.

[12] - Джонс Д. Крестоносцы. Полная история. – М.: Альпина нон-фикшн, 2023. С. 279;

- Рансимен С. Завоевания крестоносцев. Королевство Балдуина I и франкский Восток / Пер. с англ. А. Б. Давыдовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 401.

[13] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 50-51.

-9
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:

Джеймс Кокран Стивенсон Рансимен (1903-2000) – известный британский историк-медиевист, византинист. Профессор истории, доктор философских наук, член-корреспондент Британской академии и Американской академии медиевистики, профессор византийского искусства Стамбульского университета. Автор трёх десятков книг, посвященных истории Византии и эпохе Крестовых походов. Главный его фундаментальный труд – трёхтомная «История крестовых походов».

Бернгард фон Куглер (1837-1898) – ведущий немецкий историк, профессор, специализировавшийся по изучению эпохи Крестовых походов. Его фундаментальный труд – «История крестовых походов» был впервые опубликован в 1875 году. Однако и сегодня эта книга считается среди историков-медиевистов одной из лучших обобщающих работ о крестовых походах.

Альбер Шамдор – известный французский историк, археолог и египтолог середины ХХ века. Наиболее известные его произведения о египетской Книге Мёртвых, археологии Пальмиры, Александрии и Вавилона. Несмотря на то, что биография Саладина изложена Шамдором с позиции современного приверженца католицизма, данный труд дополняет другие источники многочисленными малоизвестными фактами жизни, военной и политической деятельности прославленного ближневосточного средневекового правителя.

Петр Ефимович Люкимсон (род. 1963) – русскоязычный писатель и журналист, на данный момент проживающий в Израиле. Известен в России как автор исторических очерков, научно-популярных статей и повестей, посвященных библейской истории. В Израиле приобрёл широкую известность как мастер политического интервью, а также как автор целого ряда журналистских расследований на криминальные и злободневные темы.

Пётр Люкимсон автор увлекательных биографий известных библейских и античных персонажей: трёх легендарных правителей – Ирода Великого, Давида и Соломона, а также пророка Моисея, историка Иосифа Флавия, философа Бенедикта Спинозы, братьев Нобелей и основателя психоанализа – Зигмунда Фрейда. Однако наибольшей известностью и популярностью среди всех книг Петра Люкимсона пользуется биография Салах ад-Дина.

Дэниел (Дэн) Джонс (род. 1981) – один из самых молодых и перспективных британских историков-медиевистов. Основными направлениями его изысканий является история Средневековой Англии и Европы, а также история рыцарских духовных орденов. Большинство его произведений, ряд из которых переведены на русский язык, получили широкое положительное признание критиков, исторических редакторов-консультантов, а также широкой читательской аудитории.

Наиболее известными трудами Дэна Джонса являются следующие книги по средневековой истории: «Тамплиеры: рождение и гибель великого ордена», «Плантагенеты. Короли и королевы, создавшие Англию», «Война Алой и Белой розы. Крах Плантагенетов и воцарение Тюдоров», «Крестоносцы. Полная история», «Силы и престолы: Новая история Средних веков».

Айдын Ариф оглы Али-заде (род. 1963) – известный азербайджанский религиовед, историк, культуролог, философ, видный специалист в области изучения ислама. Доктор философских наук, главный научный сотрудник отдела «Религиоведения и философских проблем культуры» Национальной академии наук Азербайджана. Айдын Али-заде является автором многочисленных статей, публикаций, а также крупных научных и научно-популярных работ по религиоведению, истории ислама и исламских государств, по культуре мусульманских народов, всемирной истории.

Александр Владимирович Владимирский (род. 1966) – современный российский писатель. Первоначальную известность и популярность приобрёл благодаря своим книгам, написанным в разных жанрах – от фантастики и детектива до приключенческого романа. Однако наибольший читательский успех имели его исторические и биографические произведения. Александр Владимирский более всего известен как автор популярных биографий двух султанов Саладина (Салах ад-Дина) и Сулеймана Великолепного. Кроме того, из-под его пера вышли биографии известных политиков Кемаля Ататюрка, Махатмы Ганди, Джона Кеннеди, а также Григория Распутина.

-10

ПОЛНОСТЬЮ ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ ЦИКЛА «Ранняя биография Салах ад-Дина» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:

Часть 1-я. Тайна имени и родословная

Часть 2-я. Почти безмятежное детство

Часть 3-я. Перспективный, талантливый и многообещающий юноша из Дамаска

Часть 4-я. Страсти вокруг Фатимидского халифата

Часть 5-я. Первое знакомство с Египтом

Часть 6-я. Вторая египетская экспедиция

Часть 7-я. Полноценный и успешный полководческий дебют

Часть 8-я. Третий египетский поход

Часть 9-я. Великий визирь фатимидского халифа

Часть 10-я. Испытания на прочность продолжаются

Часть 11-я. Единоличный и полновластный правитель «Страны Пирамид»

Часть 12-я. Противостояние честолюбивого вассала и всесильного сюзерена

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)