Продолжение. Предыдущую часть публикации можно прочесть, перейдя по этой ссылке
Отрочество и юность Салах ад-Дина прошли в Дамаске. Саладин сохранил о главном сирийском городе самые тёплые и радостные воспоминания, посещая его при каждом удобном случае на протяжении всей своей взрослой жизни. Именно в Дамаске при участии местных богословов, учёных мужей, имамов, опытных воспитателей и наставников представителей «золотой» средневековой ближневосточной молодёжи завершился многолетний процесс обучения Юсуфа ибн Айюба.
Пётр Ефимович Люкимсон – наиболее известный и объективный современный биограф Саладина по данному поводу приводит следующий обобщающий и исчерпывающий комментарий: «Мальчик все схватывал на лету, явно во многом превосходил старших братьев, а в умении чувствовать лошадь и гарцевать на ней ему вообще не было равных. Вдобавок благодаря своей феноменальной памяти маленький Салах ад-Дин с легкостью запоминал родословную любого породистого скакуна и пронес доскональное знание конских родословных через всю жизнь, не раз поражая этим своих приближенных»[1].
Когда Юсуфу было 11 лет, неожиданно во цвете лет от какой-то скоротечной и тяжёлой инфекционной болезни скончался его старший брат Шахин-шах ибн Айюб. По принципу семейного старшинства главным наследником Надж ад-Дина Айюба становился второй его сын – Туран-шах. На тот момент он достиг совершеннолетия и уже начал самостоятельную карьеру, поступив на службу к юному дамасскому эмиру Абаку Муджиру ад-Дину.
Однако Айюб ибн Шади, превосходно разбиравшийся в людях и отлично понимавший, кто на что способен, сделал ставку не Туран-шаха, а на Юсуфа, выбрав именно его своим будущим преемником и основным наследником. Мусульманские биографы в своих трудах сообщали, что после скоропостижной смерти Шахин-шаха отец стал гораздо больше внимания уделять общению со своим младшим сыном.
Надж ад-Дин Айюб привлекал Юсуфа к активному участию в хозяйственных делах семьи, постепенно приобщал к основам административного и военного управления. Отец Салах ад-Дина состоял на службе у Унара Муана ад-Дина[2] – визиря дамасского эмира. Унар до наступления совершеннолетия Абака являлся регентом Дамасского эмирата, а потому вся полнота власти принадлежала именно ему.
Визирь-регент давал самые разные административные и финансовые поручения Айюбу ибн Шади, с которыми отец Саладина превосходно справлялся. В дальнейшем Унар Муан ад-Дин назначал своего толкового помощника на высокие и ответственные военные должности. В свою очередь Надж ад-Дин Айюб, выполняя приказания, поручения и распоряжения дамасского визиря, брал собой на совещания и в служебные командировки Юсуфа, чтобы младший отпрыск его на практике изучал самую сложную науку – правильного, а главное максимально полезного служения государям и сильным мира сего.
Наука эта базировалась на умении проявления лидерских качеств в нужный момент, безупречном владении искусством подчинения себе и собственной воле самых разных людей, а также на эффективном практическом применении навыков выживания и процветания во время службы при дворцах своенравных, переменчивых, подозрительных и жестоких правителей.
Наукой «правильного», безупречного, полезного для собственной выгоды служения, а также умением выживать в водовороте придворных интриг и заговоров Салах ад-Дин овладел в совершенстве. Недаром Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим – духовный наставник Саладина, его главный и доверенный советник, биограф и придворный летописец в одном из своих главных трудов сделал запись следующего содержания:
«Воспитанный под неусыпным присмотром отца, впитавший в себя те высокие принципы, пример которых являл ему отец, он [Салах ад-Дин] вскоре стал проявлять те признаки того счастья, которое впоследствии всегда сопутствовало ему, а также наклонности прирожденного повелителя»[3].
Летом 1148 года Юсуф ибн Айюб стал непосредственным свидетелем кульминации Второго крестового похода. Объединенное войско западноевропейских крестоносцев и Иерусалимского королевства на протяжении шести дней – с 24 по 29 июля безуспешно пытались взять штурмом Дамаск (подробности этих событий можно узнать, перейдя по этой ссылке).
В том, что главный, самый населенный и богатый сирийский город устоял под натиском крестоносцев, была немаловажная заслуга Надж ад-Дина Айюба. Именно ему за несколько месяцев до появления европейцев Унар Муан ад-Дин дал поручение подготовить Дамаск к длительной осаде и многочисленным штурмам. Отец Саладина полностью оправдал возложенные на него обязанности.
Он привлёк самых лучших инженеров, строителей, каменщиков, камнетёсов, архитекторов и фортификаторов к масштабным работам, направленным на реконструкцию внешних дамасских крепостных стен и башен. Главные и второстепенные защитные сооружения Дамаска были значительно и дополнительно укреплены. Весь древесный и каменный материал, который крестоносцы могли бы использовать для ведения осадных работ, а также для строительства и использования метательных машин был заблаговременно вывезен из окрестностей сирийской столицы.
В самом Дамаске были заготовлены значительные запасы продовольствия, питьевой чистой воды, фуража, оружия и прочего военного снаряжения. Помощники Айюба ибн Шади активно вербовали профессиональных воинов, формировали и обучали отряды из числа местных ополченцев-добровольцев. Имамам, богословам, авторитетным риторам и старейшинам местных мусульманских общин предоставлялись самые комфортные и оптимальные условия для проповедей и призывных речей, направленных на поднятие патриотизма и морального духа жителей Дамаска.
Юсуф ибн Айюб, постоянно находившийся рядом с отцом в дни интенсивной и круглосуточной подготовки сирийской столицы к предстоящей жестокой осаде, навсегда запомнил алгоритм наиболее эффективных мероприятий, направленных на максимальное повышение обороноспособности крепости, которой предстояло оказаться во вражеском блокадном кольце. Эти бесценные практические навыки, знания и умения неоднократно пригодятся Салах ад-Дину во время ведения им многочисленных войн, осад и походов.
В конце лета 1149 года Унар Муан ад-Дин неожиданно умер от какой-то скоротечной и тяжёлой кишечной инфекции. Эмир Абак Муджир ад-Дин, которому на тот момент уже исполнилось шестнадцать, стал полноправным правителем Дамаска. Абак не интересовался вопросами внешней политики, слабо разбирался в финансовых вопросах, не имел никаких полководческих и управленческих дарований. Практически всё своё свободное время он проводил в гареме, имея большое пристрастие к вину, чревоугодию и скачкам.
Отлично понимая, что такой эмир недолго будет править столь великим и процветающим городом как Дамаск, дальновидный Айюб ибн Шади отправил своего младшего сына, когда тому исполнилось 14 лет, для дальнейшей стажировки и пестования к своему брату Ширкуху.
Следует отметить, что Асад ад-Дин Ширкух ибн Шади на протяжении трёх последних лет состоял на службе у атабека Алеппо – Махмуда ибн Имад ад-Дина Занги[4]. Эмир дамасский и верховный наместник Алеппо постоянно конфликтовали, и недалёк был тот час, когда Махмуд Занги двинет свою многочисленную армию на решающий штурм сирийской столицы.
Посылая Юсуфа к родному дяде, Айюб ибн Шади обеспечивал себе страховку на случай весьма вероятного поражения и последующего низложения Абака Муджира ад-Дина. Для юного Саладина перемена места жительства и переход на службу к более могущественному, талантливому и влиятельному правителю также были весьма полезными и необходимыми.
У курдов, как и у многих народов Востока, юноша, достигший 14-летнего возраста, считался полноценным воином. Поскольку Юсуф ибн Айюб был сыном влиятельного вельможи и представителем знатного рода, ему, несмотря на почти ещё подростковый возраст и отсутствие командного опыта, полагалась, пусть и самая незначительная, но всё равно командная должность.
За несение исправной и безупречной воинской службы своему господину (в данном случае Махмуду Нур ад-Дину Занги) юному Салах ад-Дину предоставлялся в личное пользование земельный надел – икта. Конечно же, Ширкух ибн Шади, имевший большое влияние и авторитет при дворе атабека Алеппо, поспособствовал тому, чтобы его любимый племянник получил в качестве икты один из самых плодородных и процветающих наделов.
Уже упоминавшийся в сегодняшней публикации историк и биограф Пётр Люкимсон даёт дяде Саладина следующую подробную и весьма неординарную характеристику: «Ширкух Асад ад-Дин был прирожденным воином; из тех, кто находил упоение в бою и в том, как верные аскары повинуются одному мановению его руки. Настоящий мужчина, особенно курд, считал он, должен не просиживать седалище над книгами, а виртуозно владеть саблей и сливаться с конем в одно целое, как на ложе он сливается с женщиной.
Трудно сказать, насколько Ширкух был крепок в вере, поскольку, подобно атабеку Имад ад-Дину Занги, любил хорошо выпить и закусить, из-за чего уже к тридцати годам обзавелся солидным брюшком. Но странное дело – излишний вес и маленький рост отнюдь не мешали ему вольтижировать на лошади и фехтовать с ловкостью, какой позавидовал бы любой двадцатилетний юноша. И не случайно именно он обучал воинскому делу не только сыновей, но и племянников»[5].
Да, помимо установления полезных связей при дворе Махмуда Нур ад-Дина Занги, главной целью стажировки Юсуфа у дяди было приобретение высокообразованным юношей навыков профессионального воина, опытного командира и умелого военачальника. Следует отдать должное Асад ад-Дину Ширкуху. Он за короткий срок превратил своего перспективного и талантливого племянника в хорошо обученного, грамотного, хладнокровного и дисциплинированного воителя.
Ещё на заре своей молодости Саладин мог не только постоять за себя в поединке один на один и в схватке с несколькими противниками, но и тактически грамотно повести в бой кавалерийский отряд, расставить лучников на поле битвы или под стенами осажденной крепости. Юсуф ибн Айюб приобщившись к изучению военного дела, всю оставшуюся жизнь совершенствовал свои полководческие умения и навыки, изучая труды и трактаты по стратегии и военному искусству.
В возрасте 16 лет Юсуф ибн Айюб приобрёл свой первый настоящий боевой опыт, приняв участие в небольшой битве, сражаясь под бдительным присмотром своего дяди. К сожалению, в первоисточниках не зафиксировано никаких подробностей воинского дебюта Саладина. Более того, анализируя труды ближневосточных биографов Салах ад-Дина, многие историки приходят к парадоксальному выводу о том, что за последующее десятилетие – в период с 1154 по 1164 гг. будущий прославленный полководец не принимал участия ни в одном из походов или сражениях, упоминания и описания которых дошли до наших дней.
Впрочем, в этом десятилетнем простое нет ничего критического или фатального. Салах ад-Дин, подобно Гаю Юлию Цезарю, свои первые значимые победы одержал, когда ему было уже за тридцать. Собственным примером Саладин наглядно и убедительно доказал, чтобы приобрести славу и статус великого полководца мировой истории, необязательно подобно Александру Македонскому к тридцати двум годам завоевывать большую часть тогдашней античной цивилизации.
Успехи и боевые заслуги зрелого полководца нередко имеют гораздо более высокий КПД чем триумфы молодых военачальников. Примером этого утверждения может служить не только жизнеописание Саладина и Юлия Цезаря, но и биографии Ганнибала Барки и выдающегося российского генералиссимуса Александра Васильевича Суворова.
25 апреля 1154 года свершилось важное и давно назревшее политическое событие, давно предсказанное Айюбом ибн Шади. Многочисленное и грозное войско Махмуда Нур ад-Дина Занги без боя вступило в Дамаск. Местные жители, духовенство, представители знати и воины гарнизона добровольно впустили атабека Алеппо, признав его своим верховным правителем.
Ряд историков высказывают предположение о том, что, вероятнее всего, именно отец Саладина поспособствовал бескровной капитуляции Дамаска. Занимая должность коменданта сирийской столицы, а также имея большое влияние при дворе эмира, Надж ад-Дину Айюбу было гораздо сподручнее и значительно легче чем остальным вельможам уговорить дамасский гарнизон, местную знать и имамов перейти в подданство Махмуда Нур ад-Дина Занги.
Доподлинно известно, что брат Айюба – Асад ад-Дин Ширкух ибн Шади командовал одним из отрядов, которые привёл под стены Дамаска атабек Алеппо. Что касается Саладина, то тут мнения историков и его биографов расходятся. Одни авторы полагают, что на момент низложения эмира Абака 26-летний Юсуф ибн Айюб находился при отце, другие допускают вероятность того, что Салах ад-Дин был вместе с дядей – снаружи от внешних стен Дамаска.
Махмуд Нур ад-Дин Занги весьма милостиво обошёлся с побежденным противником. Абак Муджир ад-Дин получил для будущего своего безбедного существования обширные владения и несколько богатых деревень близ города Хомс. Его семье, родственникам и приближенным позволили покинуть сирийскую столицу вместе с имуществом и домочадцами.
Асад ад-Дин Ширкух и до вступления в Дамаск входил в число приближенных и доверенных лиц Махмуда Занги, теперь он вошёл в состав избранной элиты ближнего круга атабека Алеппо. Что касается Айюба ибн Шади, то за оказанную помощь в бескровном низложении дамасского эмира, Махмуд Нур ад-Дин Занги щедро вознаградил отца Саладина, приблизив его к себе. По карьерной лестнице ещё на одну ступень вверх поднялся и Салах ад-Дин, получивший незначительную, но, тем не менее, вполне достойную и не слишком хлопотную должность при дворе нового правителя Дамаска.
Казалось бы, что Айюба ибн Шади и его младшего сына в ближайшее время ожидает дальнейшее продвижение к верхним ярусам иерархической пирамиды придворных должностей властителя Дамаска и Алеппо. Однако для Салаха ад-Дина последующее десятилетие оказалось временем простоя и пребывания на второстепенных ролях.
Стенли Лейн-Пул – известный британский профессор истории, арабист и признанный специалист по средневековому Ближнему Востоку в своём биографическом исследовании приводит комментарий следующего содержания: «С 1154 по 1164 гг. Саладин проживал в Дамаске при дворе Нур ад-Дина. Ему оказывали знаки почтения, соответствующие его положению сына коменданта. Что касается того, чем он занимался, что изучал, как проводил свое время и с кем, арабские хроники хранят полное молчание.
Нам сообщают, что юноша проявил «замечательные способности», что Нур ад-Дин научил его "ходить по пути праведности, быть добродетельным и выказывать ревность в борьбе с неверными". Будучи сыном коменданта, Саладин, естественно, занимал привилегированное положение, но у него еще не проявились черты будущего величия. Он был просто образцом уравновешенной добродетели, которая гнушается "немощи благородных умов". Это все, что мы знаем о Саладине вплоть до того дня, когда ему исполнилось 25 лет»[6].
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 23.
[2] - в ряде сирийских и тюркских первоисточников его имя транслируется как Муинеддин Унур. Полное имя дамасского визиря в средневековом арабском варианте произношения и написания звучит следующим образом – Муан ад-Дин Унур бен Абдулла аль-Атабеки.
[3] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 8.
[4] - полностью в арабском варианте произношения его имя звучало следующим образом – Аль-Малик аль-Адиль Нур ад-Дин Абу аль-Касим Махмуд ибн Имад ад-Дин Занги.
[5] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 20-21.
[6] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 65-66.
В данной публикации использованы ссылки на произведения отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Стенли Эдвард Лейн-Пул (1854-1931) – известный британский историк, профессор арабистики, востоковед, специалист по истории ислама и средневековой нумизматике. Автор двух десятков исторических исследований и 72 научных статей. Главным предметом его изучения были средневековый Египет, Турция и Палестина, а также исследования отдельных текстов Корана. На русский язык переведены наиболее известные исторические произведения Стенли Лейн-Пула – биография Салах ад-Дина (книги «Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев» и «Саладин и падение Иерусалимского королевства»), история берберских пиратов, а также главный фундаментальный труд – «Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями».
Абу-ль-Махасин Баха ад-Дин Юсуф ибн Рафи ибн Тамим (1145-1234) – средневековый курдский историк, богослов, биограф, сочинитель, биограф, мусульманский правовед, более известный как Баха ад-Дин («Светоч Религии»). К своему 45-летию он заслужил репутацию образцового правоверного мусульманина, жившего по канонам ислама, совершившего хадж в Мекку и посетившего все священные для мусульман места в Палестине.
Баха ад-Дин был не только биографом Салах ад-Дина, но и его личным советником, а также духовным наставником. Кроме того, Баха ад-Дин преподавал в престижном медресе Мосула, занимал должности кади (верховного судьи по гражданским и религиозным делам) и кади ал-аскар (верховного военного судьи в войске Саладина). Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад подарил Салах ад-Дину книгу о важности ведения священной войны с неверными.
Баха ад-Дин лично сопровождал Саладина во время его последних военных походов, а потому его труд «Жизнь Салах ад-Дина», известный западному и российскому читателю под названием «Саладин: Победитель крестоносцев», представляет собой очень важную историческую ценность. Баха ад-Дин, как ближайший советник султана, был в курсе многих не только военных, но и политических дел последних лет жизни Саладина.
Впрочем, назвать его беспристрастным биографом нельзя, ведь труд Бахи ад-Дина – это панегирик Саладина, который предстает перед читателем практически идеальным правителем и почти безгрешным мусульманином. Помимо биографии Салах ад-Дина, перу Бахи ад-Дина принадлежат труды по истории Халеба, а также трёхтомник по мусульманскому праву (фикху).
Петр Ефимович Люкимсон (род. 1963) – русскоязычный писатель и журналист, на данный момент проживающий в Израиле. Известен в России как автор исторических очерков, научно-популярных статей и повестей, посвященных библейской истории. В Израиле приобрёл широкую известность как мастер политического интервью, а также как автор целого ряда журналистских расследований на криминальные и злободневные темы.
Пётр Люкимсон автор увлекательных биографий известных библейских и античных персонажей: трёх легендарных правителей – Ирода Великого, Давида и Соломона, а также пророка Моисея, историка Иосифа Флавия, философа Бенедикта Спинозы, братьев Нобелей и основателя психоанализа – Зигмунда Фрейда. Однако наибольшей известностью и популярностью среди всех книг Петра Люкимсона пользуется биография Салах ад-Дина.
ПОЛНОСТЬЮ ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ ЦИКЛА «Ранняя биография Салах ад-Дина» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:
Часть 1-я. Тайна имени и родословная
Часть 2-я. Почти безмятежное детство
Часть 3-я. Перспективный, талантливый и многообещающий юноша из Дамаска
Часть 4-я. Страсти вокруг Фатимидского халифата
Часть 5-я. Первое знакомство с Египтом
Часть 6-я. Вторая египетская экспедиция
Часть 7-я. Полноценный и успешный полководческий дебют
Часть 8-я. Третий египетский поход
Часть 9-я. Великий визирь фатимидского халифа
Часть 10-я. Испытания на прочность продолжаются
Часть 11-я. Единоличный и полновластный правитель «Страны Пирамид»
Часть 12-я. Противостояние честолюбивого вассала и всесильного сюзерена
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)