Больше века после открытия динозавров учёные считали их холоднокровными чешуйчатыми ящерами, благо, ничто этому представлению особенно не противоречило. И только в 1969 году, открыв дейнониха, палеонтолог Джон Остром заметил, что его скелет очень похож на птичий. И это дало ему основания предположить, что на птиц динозавры походили не только изнутри, но и снаружи, и были покрыты перьями.
Правда, материальных подтверждений этой гипотезы — нахождения отпечатков собственно перьев динозавра, пришлось ждать ещё почти три десятилетия. До тех пор, пока в 1996 году китайский палеонтолог-любитель Ли Юмин не нашёл, а канадский учёный Фил Карри не описал синозавроптерикса, покрытого самыми настоящими, хоть и примитивными, перьями.
Теперь, когда исследователи уже знали, куда смотреть, оперённых динозавров стали открывать одного за другим — бэйпяозавра, каудиптерикса, микрораптора и прочих. После этого уже стало окончательно ясно, что птицы — не отдельный класс, а одна из клад оперённых динозавров, первоначально хищных. Ну и, разумеется, что сами динозавры, по крайней мере, некоторые, были теплокровными, ведь холоднокровному теплоизоляция, которой изначально были перья, не нужна.
Да и вообще, куда больше, чем перья и теплокровность, в динозавровой природе птиц учёных убедило то, что исключительно птичьих признаков практически не осталось. Ну разве что пигостиль. А так у динозавров, кроме перьев, нашлись и полые кости, облегчающие скелет, и яйца в твёрдой скорлупе, которые, впрочем, никогда секретом не были, и даже забота о потомстве, включая высиживание яиц, и даже такая, казалось бы, типично птичья черта, как клюв.
Особенно открытие птичьих перьев порадовало палеохудожников. Мастера кисти дали волю своей фантазии и принялись утыкивать перьями, причём весьма яркими, самых разных динозавров, кроме разве что гигантов-зауропод. Эта мода в сочетании с буйством творческой фантазии породила, например, такого монстра, как тираннозавр, похожий на пипидастр.
Но с художников взятки гладки, они, как известно, так видят. А вот в реальности поначалу перья находили только у самых мелких динозавров, весом максимум в несколько килограммов. Но в 2012 году оказалось, что художники были не так уж и не правы — палеонтологи всё-таки нашли ютиранна, здоровенного девятиметрового полуторатонного родича тираннозавра, покрытого весьма густыми перьями.
Впрочем, ютиранн оказался всё же исключением. Сведя воедино все известные данные по наружным покровам тираннозаврид на примере пяти наиболее изученных видов, включая «короля ящеров», Фил Белл убедительно показал, что никаких перьев у них не было. Конечно, полной шкуры не сохранилось ни от кого из них, но обнаруженных участков кожи вполне хватило для такого вывода.
Объясняется это довольно просто. Перья и шерсть изначально нужны были теплокровным вообще-то для тепла, точнее, для его сохранения. Но теплокровному гиганту, не живущему в очень холодном климате, замёрзнуть вовсе не грозит. Ему грозит скорее перегреться. Именно поэтому у африканских слонов и носорогов шерсти нет, хотя у их плейстоценовых родичей, обитавших именно что в холодном климате, она была, и густая.
Сейчас уже является общепринятым представление о том, что гигантские динозавры оперёнными бывали очень редко, но в самый разгар моды на динозавровые перья они попали даже в сериал «Доисторическая планета». Тираннозавру там нарисовали всего лишь щетину на загривке и спине, а вот дейнохейр и теризинозавр, которые вообще-то были не меньше тираннозавра, в сериале весьма и весьма пушисты.
Но мода на перья прошла, а оперённые динозавры никуда не делись, причём иногда и довольно крупные. Причём оперёнными оказались не только сами динозавры, но их довольно близкие родственники, что поставило перед учёными вопрос о происхождении перьев. Но это уже совсем другая история…