Города — это места с высоким уровнем накопления и концентрации экономической деятельности. Они представляют собой сложные пространственные структуры, поддерживаемые инфраструктурами, включая транспортные системы. Чем больше город, тем выше его сложность и потенциал для сбоев, особенно когда эта сложность неэффективно управляется. Городская производительность в значительной степени зависит от эффективности ее транспортной системы для перемещения людей и организации грузоперевозок. Тем не менее, такие живые артерии с ростом числа потребителей обретают ряд актуальных проблем, связанных как с оптимизацией и логистикой.
Проблема 1: пробки на дорогах
Заторы являются одной из наиболее распространенных транспортных проблем в крупных городах и агломерациях. Такие городские структуры сложны сами по себе и возникновение заторов на дороге, в данной ситуации неудивительно. Помимо размера и сложности, заторы особенно связаны с автомобилизацией и распространением автомобилей, что увеличило спрос на транспортную инфраструктуру. Однако предложение инфраструктуры часто не поспевает за темпами роста мобильности. Ну и не стоит забывать о том, что повышение уровня автомобилизации повышает потребность в парковочных местах, что может например вызвать затруднения на дороге преимущественно в историческом центре города, который застраиваясь раннее не мог учесть возникновения спроса на личный транспорт такого типа. Также, города современной планировки часто имеют районы, которые не оснащены общественным транспортом, а значит единственный вариант добираться туда кроме как на своих двух - автомобиль. Какие же здесь можно предпринять решения?
Синхронизация сигналов светофора. Настройка сигналов светофора на время и направление транспортных потоков. Это особенно эффективно, если сигналы можно корректировать ежечасно, чтобы отражать изменения в схемах движения. Грузовики могут проезжать светофоры через задержанные сигналы, что снижает риск аварий из-за внезапных столкновений с автомобилем, тормозящим на желтый свет. Поэтому грузовики с меньшей вероятностью окажутся первым транспортным средством на красный свет, что увеличивает пропускную способность, поскольку грузовики имеют меньшее ускорение.
Полосы для автомобилей с большой загрузкой (HOV). Полосы для автомобилей с большой загрузкой (HOV) гарантируют, что транспортные средства с двумя или более пассажирами (автобусы, такси, фургоны, автомобили с несколькими пассажирами и т.д.) имеют эксклюзивный доступ к менее загруженной полосе, особенно в часы пик.
Микромобильность (немоторизованный транспорт). Поскольку большинство городских поездок совершаются на короткие расстояния, немоторизованные способы передвижения, в частности ходьба, езда на велосипеде и электровелосипеды, играют важную роль в поддержке городской мобильности, также известной как микромобильность. Обеспечение адекватной инфраструктуры, такой как тротуары, часто является низким приоритетом, поскольку немоторизованный транспорт часто воспринимается как несовременный, несмотря на важную роль, которую он должен играть в городских районах.
Проблема 2: общественный транспорт
По мере того, как города становятся более рассредоточенными, стоимость строительства и эксплуатации систем общественного транспорта увеличивается. Например, по состоянию на 2021 год около 194 городских агломераций имели систему метрополитена , подавляющее большинство из которых находились в развитых экономиках. Кроме того, рассредоточенные жилые модели, характерные для городов, зависящих от автомобилей, делают системы общественного транспорта менее удобными для поддержки городской мобильности. Дополнительные инвестиции в общественный транспорт часто не приводят к значительному увеличению пассажиропотока. Здесь палка о двух концах: чрезмерные инвестиции нещадно увеличивают городскую периферию, а недостаток - не развивает общественный транспорт вовсе.
Модернизация транспортной системы. Прежде всего стоит сказать о создании транспортно-пересадочных узлов, которые ускоряют мобильность пассажиров и упрощают сделать ещё один важный шаг для ускорения перемещений общественным транспортом - синхронизация расписаний различных маршрутов.
Оптимизация маршрутной сети с учетом реальных пассажиропотоков. Рост периферии городов, возникновение агломераций требует расширение транспортной сети, чтобы жители могли добраться до учёбы, работы. Внедрение систем транспортного планирования для анализа пассажиропотоков позволяет получить реальные данные и развернуть работы по созданию маршрутов новых маршрутов в развивающихся районах.
Грамотное финансирование и привлечение инвесторов. Привлечение частных инвестиций через механизмы государственно-частного партнерства должно осуществляться под контролем государства для распределения средств с учётом стратегии развития транспортной инфраструктуры. Создание и действие по стратегии развития также предоставляет возможность использования целевых программ федерального и регионального уровня для финансирования проектов.
Проблема 3: случайно возникший затор на дороге
Аварии и необычные погодные условия (дождь, снежные бури и т. д.) часто вызывают затруднения в мобильности ввиду непредсказуемости. Если, например, утренние пробки в мегаполисе предсказуемы, то здесь дела обстоят иначе. Аварии на некоторых участках дороги зависият от уровня трафика, поскольку чем выше трафик на определенных участках дороги, тем выше вероятность аварий. Здесь проблемы решается несколькими стратегиями.
Внедрение интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Это комплексный процесс, направленный на повышение эффективности и безопасности дорожного движения. Системы адаптивного управления дорожным движением включают в себя:
- камеры видеонаблюдения и фиксации нарушений;
- информационные табло и знаки переменной информации;
- метеостанции и датчики дорожных условий;
- системы управления общественным транспортом.
По данным на март 2024 года, внедрение ИТС осуществляется в 62 городских агломерациях в 56 регионах России. На эти цели в 2024 году выделено более 3,15 млрд рублей.
Оперативность действий в чрезвычайных ситуациях. Прежде всего, это подготовка сценариев действий при различных вариантах развития ЧС, а также разработка календарных планов работы руководителей при введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Разумеется, учитывается и улучшение системы оповещения и информирования участников движения, чтобы люди могли среагировать, и при желании и возможности изменить маршрут действия.
Источники:
1. https://transportgeography.org/contents/chapter8/urban-transport-challenges/
2. https://transportgeography.org/contents/chapter8/urban-mobility/global-subway-systems/
3. https://mintrans.gov.ru/press-center/news/11185