Ежедневно нас окружает множество автомобилей самых разных марок и моделей – какие-то из них давно знакомые и привычные, а какие-то пока ассоциируются с неведомой зверушкой. Но у каждой машины есть своя история и даже забытые страницы, которые она хранит. Продолжаем наш цикл интересных фактов об известных марках автомобилей!
В прошлом материале мы рассказали о BMW, Audi, Mercedes-Benz и Opel. Сегодня же речь пойдет о Peugeot, Volkswagen, Honda и Dodge.
Первый угон автомобиля в истории
Сосиски от Volkswagen
Автомобиль для женщин
Peugeot: концепт-кар, вдохновленный звуковыми волнами, и первый в мире угон
Начинаем с французской марки автомобилей Peugeot.
В 2015 году Peugeot представила Fractal – ультрасовременный концепт-кар, который объединил технологии, дизайн и искусство. Внешний и внутренний дизайн автомобиля создавался под влиянием звуковых волн и акустических паттернов. Например, форма кузова и элементы салона имитируют волнообразные линии, а перфорированные панели на дверях и сиденьях отсылают к визуализации звука.
Кузов Fractal выполнен в стиле купе-кроссовера с агрессивными линиями и светодиодной оптикой, напоминающей когти льва (отсылка к логотипу Peugeot). В салоне использованы 3D печатные детали, которые можно настраивать под индивидуальные предпочтения владельца. Также автомобиль оснащен уникальной аудиосистемой, которая адаптирует звучание музыки под скорость движения и дорожные условия.
Конечно же, Peugeot старался идти в ногу со временем, поэтому легко догадаться, что Fractal – это электрокар с запасом хода около 450 км и разгоном до 100 км/ч за 6,8 секунды.
Fractal стал символом стремления Peugeot к инновациям. Концепт демонстрировался на выставках современного искусства, подчеркивая связь между автомобилями и творчеством. И хотя Fractal остался прототипом, он заложил основу для развития таких систем, как i-Cockpit и адаптивная акустика.
Мало кто знает, что первый в истории угон автомобиля произошел именно с машиной Peugeot. В 1896 году в Париже был украден Peugeot Type 3, принадлежавший барону Жюлю де Диону, соучредителю автомобильной компании De Dion-Bouton. Его Peugeot Type 3, находившийся на ремонте у производителя, был похищен механиком Мишелем, который планировал продать машину в США. Однако из-за редкости автомобилей в то время машину быстро нашли – на улицах Парижа тогда было всего около 200 автомобилей, и пропажу было сложно не заметить.
Интересно, что барон сыграл ключевую роль в развитии автомобильного спорта: в 1904 году он возглавил AIACR (предшественник FIA), что добавляет иронии истории с кражей его машины. Этот случай не только вошел в историю криминала, но и подчеркнул популярность Peugeot уже в конце XIX века. Кстати, Type 3 был инженерным чудом своего времени: четырехколесный автомобиль с бензиновым двигателем, развивавший скорость до 20 км/ч.
После этого случая началась эра противоугонных технологий. Уже в 1913 году в США появилась первая механическая сигнализация, изобретенная заключенным тюрьмы Денвера. К 20-м годам XX века стали разрабатывать системы с радиопередатчиками и кодовыми замками.
Volkswagen: первый электромобиль на водороде и… сосиски
Перейдем к следующей марке автомобилей – легендарному Volkswagen!
В 1981 году Volkswagen представил Golf CitySTROMer – один из первых в мире серийных электромобилей. Но это не всё! В 1994 году компания пошла дальше и создала экспериментальную версию Golf на водородных топливных элементах: это технология, которая стала популярной лишь в 2010-х. В Golf CitySTROMer использовались свинцово-кислотные батареи, которые обеспечивали запас хода около 60 км. Машина разгонялась до 100 км/ч, а заряжалась 8–10 часов.
В 1994 году инженеры VW установили в Golf топливные элементы, генерирующие электричество из водорода. Это был прототип HyMotion, который предвосхитил современные Toyota Mirai и Hyundai Nexo. Почему же автомобиль так и не пошел в серию? Технологии 1980–1990-х были слишком дорогими для массового производства, а проект остался в тени из-за нефтяного кризиса 1970-х и скепсиса рынка к «зеленым» авто. Спустя 40 лет Volkswagen выпустил ID.3 и ID.4 – электромобили, которые унаследовали идеи CitySTROMer. А водородные эксперименты 1990-х стали основой для современных разработок концерна.
Один из сохранившихся до наших дней экземпляров Golf CitySTROMer хранится в музее Volkswagen в Вольфсбурге. Если присмотреться, на кузове красуется надпись Elektro-Auto – дань эпохе, когда VW пытался стать пионером в постройке электромобилей.
А теперь поговорим про сосиски. Нет, автор не отвлекся на еду во время написания текста! Действительно Volkswagen занимается производством фирменных сосисок Volkswagen Currywurst с 1973 году на заводе в Вольфсбурге. Изначально они создавались для питания сотрудников компании, но со временем стали популярны за пределами заводских столовых. Интересно, что сосиски появились даже раньше, чем первое поколение Golf (1974 год) .
Currywurst – самый массовый продукт Volkswagen. В 2019 году было выпущено 6,8 млн сосисок, что превысило количество произведенных автомобилей (6,2 млн). Продукт настолько важен для бренда, что имеет собственный артикульный номер – 199 398 500 A, как у автомобильных деталей.
Изначально сосиски делали из смеси свинины и говядины, но после кризиса BSE (губчатой энцефалопатии) в 1990-х годах перешли на свинину с 20% жирности (против 35% у конкурентов). Рецепт включает 21 специю, в том числе соль, перец, карри и имбирь. Точная пропорция – строгий секрет, известный только трем шеф-поварам компании. В 2010 году появились сосиски на основе пшеницы, а в 2021 году компания временно прекратила выпуск классических сосисок в пользу веганских, но из-за протестов (включая критику экс-канцлера Германии Герхарда Шредера) вернула оригинал в меню.
Ежедневно на мясной фабрике Volkswagen, расположенной рядом с автосборочным цехом, производят 18–20 тыс. сосисок. В 2017 году выпустили 7,2 млн Currywurst (1181 тонн), а также другие продукты: колбасы (например, Bratwurst), супы и кетчуп. Если выложить все сосиски, произведенные за год, в длину, получится 800 км – расстояние от Минска до Риги и обратно.
Где же их можно попробовать? Сосиски подают на заводах компании в Германии, включая Volkswagen Arena (стадион футбольного клуба Wolfsburg FC), где болельщики покупают их за $2,88. Еще их можно купить в 22 немецких магазинах, а также попробовать в ресторанах со звездами Мишлен.
Honda: «зеленый» двигатель и прорывная навигационная система
Перемещаемся на другую точку планеты и знакомимся с интересными фактами про марку Honda.
В 1970-х годах, когда мир боролся с загрязнением воздуха, Honda представила революционный двигатель CVCC (Compound Vortex Controlled Combustion). Это была первая технология, которая соответствовала жестким экологическим стандартам США без использования каталитического нейтрализатора!
Как это работало? Двигатель CVCC создавал два слоя воздушно-топливной смеси: богатую вокруг свечи зажигания и бедную в остальной камере сгорания. Это снижало выбросы вредных веществ на 90%. Инженеры Honda добились этого, добавив дополнительные впускные клапаны для подачи обедненной смеси, что исключало необходимость в дорогих катализаторах.
Технология была настолько прорывной, что Honda поделилась патентом с конкурентами, включая Ford и Toyota, чтобы помочь всей отрасли! Первым автомобилем с CVCC стал Honda Civic 1975 – скромный компактный хэтчбек, который обогнал по экологичности мощные американские V8. Позже инженеры Detroit прозвали Civic «маленьким двигателем, который смог», признавая гений японских инноваций.
Эта технология заложила основу для современных экодвигателей Honda, включая линейку Earth Dreams, и доказала, что экология и мощность могут сосуществовать.
И еще один факт про Honda. В начале 1980-х годов GPS-технологии находились в зачаточном состоянии и использовались исключительно военными (первый гражданский GPS появился только в 1983 году). Honda, всегда стремившаяся к инновациям, решила создать систему навигации для обычных автомобилей, несмотря на отсутствие спутниковой инфраструктуры. Проект разрабатывался совместно с японской компанией Alpine, специализировавшейся на автомобильной электронике.
Созданная в 1981 году система Electro Gyrocator работала на принципах инерциальной навигации, аналогичных тем, что применялись в авиации и подводных лодках. Ее ключевые компоненты:
- гелиевый гироскоп: определял направление движения автомобиля, отслеживая изменения угловой скорости;
- датчик скорости: считывал данные с коробки передач для расчета пройденного расстояния;
- аналоговый компьютер: объединял данные гироскопа и датчика скорости, чтобы вычислять текущее положение авто.
Как же это работало? Водитель вручную устанавливал пластиковую карту региона (например, Токио или Осаки) на монохромный 6-дюймовый ЭЛТ-экран. Карты продавались отдельно и требовали замены при поездках в другие города.
Перед началом пути водитель должен был совместить отправную точку на карте с текущим местоположением, используя джойстик. Система рисовала на экране светящуюся точку, которая двигалась по карте по мере продвижения автомобиля. Никаких голосовых подсказок или автоматической прокладки маршрута еще, конечно, не было – все сводилось к визуальному отслеживанию.
Но куда же без сложностей и проблем! Electro Gyrocator стоил ¥300 000 (около $2700 по курсу 1981 года), что составляло почти четверть стоимости самого автомобиля Honda Accord тех лет. Гироскоп мог давать погрешность до 1 км за час езды, а ручная калибровка требовала внимательности. Если водитель сворачивал с маршрута или карта заканчивалась, система становилась бесполезной, а управление джойстиком и замена карт отвлекали от вождения, что противоречило идее безопасности.
Тем не менее Electro Gyrocator – это пример того, как смелые инженерные эксперименты, даже неудачные, прокладывают путь для революционных изобретений. Без этого «дедушки» GPS-навигации современные автомобили с их умными системами могли бы выглядеть иначе.
Dodge: автомобиль для женщин и безумный концепт
И в заключение вспомним интересные факты о марке Dodge!
В 1955 году Dodge выпустила Dodge La Femme – первый в мире автомобиль, созданный исключительно для женщин. Это была розовая версия модели Custom Royal Lancer с акцентами в виде бело-золотых узоров «лилии» на кузове.
Комплектация автомобиля включала:
- кошелек и зонтик с вышивкой в тон интерьеру;
- встроенный косметический набор в дверце со специальным держателем для пудреницы и помады;
- шелковый платок с логотипом La Femme вместо стандартной инструкции по эксплуатации.
Идея создания этого автомобиля возникла после того, как маркетологи Dodge заметили, что 40% покупателей их авто – женщины. Рекламный слоган гласил: «Подарите ей автомобиль, который скажет “да” вместо нее» (оригинал: By appointment to her majesty… the American woman»).
Почему же проект автомобиля для женщин провалился? Несмотря на инновационность, La Femme продавалась всего два года (1955–1957). Женщины сочли его слишком стереотипным, а мужчины не хотели ездить на «розовой машине». Сегодня уцелевшие экземпляры ценятся коллекционерами: в 2021 году один из них продали за $315 000.
А в 2003 году Dodge представила Dodge Tomahawk – самый безумный концепт в своей истории. Это был четырехколесный мотоцикл с двигателем V10 от Dodge Viper SRT-10, развивающим 500 л.с. Теоретически он мог разгоняться до 480 км/ч, хотя реальные испытания никогда не проводились.
Два передних и два задних колеса располагались почти вплотную, как у гоночных болидов. Это обеспечивало стабильность на скорости, но делало повороты смертельно опасными.
Оценочная стоимость Tomahawk составляла $555 000. Всего построили 9 экземпляров, и один из них купил Джей Лено – известный автоэнтузиаст и телеведущий.
Tomahawk не считался ни мотоциклом, ни автомобилем. В США его можно было зарегистрировать только как «дорожный экспериментальный транспорт», но ездить на нем по улицам было запрещено.
Почему проект закрыли? На то было 3 причины:
- смертельная репутация: инженеры признали, что управлять Tomahawk на высокой скорости невозможно – даже легкий порыв ветра мог опрокинуть конструкцию;
- парадокс дизайна: в Dodge хотели показать «мощь двигателя Viper», но мотоцикл стал скорее арт-объектом. Его выставляли в музеях, а не тестировали на треках;
- экологический скандал: выбросы CO₂ от 8,3-литрового мотора были в 10 раз выше норм для мотоциклов, что вызвало гнев экоактивистов.
В 2020 году один из Tomahawk случайно обнаружили в гараже покойного коллекционера в Неваде. Его продали за $1,2 млн, а новый владелец заявил, что превратит мотоцикл в «самый быстрый арт-экспонат» для частного музея.
Tomahawk вдохновил на создание электрических гипербайков вроде Lightning LS-218, а его дизайн использовался в фильме «Трон: Наследие» (2010) для футуристичных транспортных средств.
А какой факт из истории брендов вам показался самым интересным? И о каких марках хотели бы еще узнать? Поделитесь с нами в комментариях!
]]>