Екатерина сидела за столом, перед ней были разложены три семейных фотоальбома. Один Валера забрал себе, когда умерла его мама. Два других это уже их. Третий полностью состоял из детских фотоснимков.
В браке у них с мужем родилось двое детей, обе девочки, но Валера их безумно любил и баловал. Каждый шаг, каждое новое слово дочек -все было запечатлено на камеру.
За окном бушевала метель, скорей всего до обеда будут по улицам ползать снегоуборочные машины, а у нее выходной. А ей так хотелось самой во всем разобраться, прежде чем в чем-то обвинять Валеру, который третий год покоится на погосте.
Ее любимый муж, с которым они вместе мечтали о старости, о внуках, как будут возить их на моря. Валера и Кате купил машину, чтоб она зимой не мерзла на остановках. А потом шутил, что одну машину набьют тюками с одеждой и надувными матрасами, а во второй салон посадят внуков, каждому дадут подушку, игрушки, чтоб им нескучно было и свободно.
Но не дождался Валера внуков. Погиб, когда ему едва перевалило за сорок. Как утверждал эксперт, во время аварии он был уже мертв, потому что оторвался тромб. Что бы там ни случилось, а Екатерина до сих пор не может поверить в то, что муж никогда больше не войдет в квартиру. В каждой комнате висит его портрет, на каждом он улыбается, и видны эти любимые ямочки на щеках.
Прежде чем их снимать и выбрасывать, Катя просто обязана узнать о муже всю тайну, которая, как женщина сейчас считает, скрыта от нее за семью печатями. А душу-то ей разбередила встреча с Тонькой, бывшей подругой. Странным было то, что ее ровесница стояла с трех- или четырехлетним мальчиком и говорила, что это ее сын. Вот теперь Катя сиди и думай.
Перед ней фотоальбом открыт на той странице, где запечатлена их старшая дочь в четырехлетнем возрасте. Что Светлана, что сын Антонины – одно лицо. А ведь Тонька сказала, что она усыновила мальца. А на пальце обручального кольца не было.
Вот и хотела Екатерина съездить к Вере, с которой до сих пор дружна Антонина, узнать все о жизни бывшей подруги. Сейчас их даже приятельницами нельзя назвать. Просто две землячки, родившиеся в одном поселке, учились в одной школе.
Разница была только в том, что Тонька с восьмого класса уже встречалась с парнями. Кате же родители запрещали даже нос на улицу показывать. Она только завидовала однокласснице, которая хвалилась, как Семен нежно целуется, какой Валерка сильный, потому что ее постоянно поднимает на руки и целует потом.
Как только Катя услышит «Валерка», задыхалась от злобы, но вида никогда не показывала. Он был на два года старше, но ушел из девятого класса в колледж на электромеханика. Потом была армия. Катя уже перестала мечтать об этом парне, потому что Тонька хвалилась, что Валерка ей пишет смс, раз в неделю они перезваниваются.
А учились они с Тонькой в одном институте. Валерка подошел к центральному входу в парадной военной форме, девчонки стайками кружились вокруг. Катя его сразу и не заметила. Ее удивило оживление на площадке около входа. Когда спустилась со ступенек, тут солдата и увидела, и побежала со всех ног к нему, но в объятия бросаться нельзя, они же не жених и невеста, и Катя его не ждала из армии.
Хотя Тонька тоже не ждала, у нее продолжали меняться ухажеры каждый месяц. Причем, постоянно хвалилась, что встретила лучше, чем был предыдущий.
Катя шла к солдату неуверенным шагом, ее даже слегка покачивало. Но Валера, увидев девушку, сам побежал ей навстречу со словами: «Катюха», вот он тогда ее первый раз поднял и закружился с ней.
- Тоня идет?- не призналась девушка, что Антонины совсем сегодня не было на занятиях
- Она ушла раньше меня, ты ее не заметил? – Валерий призадумался.
- Да я тут больше часа стою, слежу за каждым выходящим, хотел своей любимой сделать сюрприз.- Взгляд служивого потух. – Пошли, проводишь меня на автовокзал.- Екатерина с большой радостью согласилась.
Валера попросил у нее номер телефона, они стали перезваниваться. Катя ездила домой на каждые выходные. Первое время Валера интересовался Тонькой, а потом словно забыл, что она когда-то была его невестой.
С Тонькой они всегда сидели за одним столом в аудиториях, а после того, как Катя начала встречаться с Валерой, видать, кто-то донес Антонине. Землячка от нее пересела, распустила слухи, что зловредная Катька у нее увела жениха. Одногруппники стали на нее коситься. Но это длилось недолго.
Тонька пустилась во все тяжкие, чуть совсем не забросила учебу. Выручил отец очередного кавалера, замолвил словечко за невесту своего сына. Все так и думали, что Тонька выйдет замуж за Альберта, но этого не случилось.
А Катя с Валерой поженились, когда девушка закончила институт. Поселились они в городе на съемной квартире. Потом мужчина устроился в ЖКХ, там ему дали однокомнатную квартиру, жить молодым стало легче. Потихоньку стали откладывать на свою квартиру, немного пришлось притормозить, когда родилась Светланка, с самого рождения она была копией своего папы.
Танюшка родилась через два года, Валера ни разу жену не упрекнул в том, что она ему рожает дочек, а он так хочет сына. И все в их жизни было замечательно, мелкие ссоры Катя никогда скандалами не считала. Дулись они с мужем только до тех пор, пока не ложились спать. Утром вставали довольные, бодрые, веселые.
Валерий всегда поднимался вместе с женой, принимался за завтрак, пока Катя собирала вещи, кому на работу, кому в школу, кому в садик. Муж купил подержанную машину, но всегда следил, чтоб она была на ходу.
Из ЖКХ Валерий ушел на маслосырзавод, там оплата была намного выше. Они в один день отмечали новоселье и десятилетие совместной жизни. Никогда ничего подозрительного в поведении мужа Екатерина не замечала. Словно по звонку уезжал из дом и приезжал. Соседи еще смеялись:
- Мы по твоему Валерке уже часы сверяем.
- Вот такой он у меня пунктуальный, - хвалилась женщина.
Девчонки поступили в университет, и Валера решил подзаработать. Решил калымить, все выходные проводил в коттеджных поселках, занимался электропроводкой. Каждое воскресенье вываливал на стол купюры, а Катя шутила:
- Это где же столько платят? Подскажи, может, и мне туда податься?
- Женщинам там делать нечего, - Валера сразу замолкал, как будто боялся, что жена будет развивать эту тему дальше. Но Катя была довольна мужем, не каждой дано испытать такое счастье.
И в день смерти он тоже ехал на калым, но авария случилась прямо за городом.
И все это время женщина практически одна. Кате даже страшно вспоминать это время. Дочки погоревали с годик, и их затянула своя жизнь. У обеих появились молодые люди. Старшая уже живет с женихом. Екатерина со дня на день ждет, когда они заговорят о свадьбе.
Танюшке еще год до окончания, у той одни подружки на уме. Вот и приходится Кате куковать в одиночестве. Но теперь, похоже, женщина забудет про тишину и покой…
Катя подошла к окну, в которое попадали мелкие снежинки, немного стала успокаиваться, снег за ночь должен прекратиться, ветер утихнуть. Ей обязательно нужно встретиться с Верой, больше некому пролить свет на сомнения женщины.
Сомкнула глаза только под утро. Но несмотря на это, чувствовала себя довольно-таки бодрой и выспавшейся. И даже настроение заметно улучшилось. Позвонила Вере, договорилась о встрече в обеденный перерыв. Односельчанка работала, как все нормальные люди, пять на два. Это Катя работает два через два. Ей так удобно.
От вчерашнего отчаяния не осталось и следа. Приготовила для дочки обед да так, чтоб хватило им на ужин. Еще неизвестно, что ждет Екатерину впереди.
За час до встречи Катя уже была в машине. Снегоуборочные машины за ночь сделали свое дело, дорога освобождена от снега. Дорога до офиса, где работала Вера, заняла сорок минут. И когда женщина вышла из машины, почувствовала, как дрожит ее тело. Вроде бы и настроила себя, убедила, что ей эта встреча поможет успокоиться и дальше жить тем прошлым, теми счастливыми годами, которые дарил муж.
Кате пришлось напомнить Вере, что она уже ее ждет около дверей. Женщины, поприветствовав друг друга, направились в кафе. Односельчанка заказала полноценный обед, а Катя чашечку кофе, который пила мелкими глоточками во время всего разговора.
Вера начала с того, что она сочувствует Тоньке, что у нее практически не сложилась личная жизнь. Выбирала, выбирала, в конечном итоге осталась одна.
- Подожди, Вер, как одна? Я ее вчера видела с ребенком, сынишкой, говорит, что взяла из приюта. Насколько я знаю, незамужние не имеют право на усыновление. Или она заключила с кем-то фиктивный брак? – собеседница сомкнула губы, перестала жевать. Видно было, что Вере есть чего от Кати скрывать.
- Мне Тонька сначала эту же чушь несла. Но ты, видать, после смерти мужа, а следом за ним своих родителей, ни разу в поселок не наведывалась. Так, каким-то чудом у Смирновых появился малыш. Тетя Стеша от всех отбивалась, будто это племянница родила и при родах умерла. Поверили же. У тети Стеши, мама говорила, пять или шесть сестер.
- Но в нашем-то поселке только она и тетя Валя живут. Почему тетя Валя не взяла на себя такую ответственность, она же лет на десять моложе сестры?
- Я этим никогда не интересовалась. Дело тут совсем в другом. Мама как-то заикнулась, что твой Валерка стал часто к Смирновым заезжать, правда мать с меня клятву взяла, чтоб тебе ни слова… Но теперь-то можно. А по деревне уже шел слушок, что неспроста твой муж к ним зачастил.
Даже с ночевкой оставался. Иногда рядом с ним в машине видели Тоньку. Все и пришли к выводу, что это их совместный ребенок.- Пока Катя хватала ртом воздух от такой новости, Вера продолжала:
Конечно, я сначала в это не поверила. А потом мама вспомнила точную дату, когда мальчик появился в семействе Смирновых, так что ребенку уже года четыре, но Тонька это даже от меня скрывает.
- Выходит, что муж тайно с ней встречался? Тут уж невольно поверишь, что старая любовь не ржавеет.- Екатерина чувствовала, как по спине течет холодный пот, будто ее окатили ледяной водой. - Так тебе она тоже соврала, что сын у нее детдомовский?
Вера вздохнула, как показалось Екатерине, с облегчением.
- Да, называла мне настоящую фамилию мальчика, имя. А когда я ее спросила, из какого приюта взяла, Тонька замялась, я сразу догадалась, что она ни одного адреса не знает. И начала ее выводить на чистую воду. В конце концов она призналась, что это ее ребенок, и родила она его от твоего Валерки. И в тот вечер он ехал к ней. Ты что забыла, что в разбитом автомобиле нашли детские машинки?
Екатерина об этом помнила, но не придавала этому никакого значения. Муж же работал в поселке, там бегают ребятишки, так и думала, что какой-нибудь ребенок спрятал, а потом забыл об этом.
Остаток разговора прошел скомкано. Катя уже ни о чем не спрашивала, она узнала о том, чего добивалась от Веры. Женщины распрощались, обещая, что будут поддерживать связь, потому что их объединяет малая родина.
Домой Екатерина вернулась в крайне раздраженном состоянии. Она понимала, что дочерям об этом знать необязательно, пусть отец для них так и останется в памяти хорошим. Хотя чего тут кривить душой, Валерка любил своих дочек. Но ей нужно убрать портреты мужа, на которых был такой счастливый взгляд. Когда пригляделась в последний раз поняла, что его улыбка наигранная.
Обидно то, что муж продолжал поддерживать связь с Тонькой. Ей показалось, она чувствовала бы себя намного лучше, если бы Валерка собрал вещи и ушел. Это же сколько ему пришлось мучиться… актер из него бы получился потрясающий…
О том, что у ее дочек есть младший брат, Катя никогда не скажет. И портреты мужа не отправит в мусорные баки. Как никак, а годы, прожитые с Валеркой, были для ее семьи счастливыми. Но все-таки начала избегать разговоров, которые касались памяти ее мужа.