Сегодня вижу ценным написать про обсессивность, навязчивые мысли.
Эта проблема беспокоит очень многих клиентов, некоторым из них даже поставлен диагноз обсессивно-компульсивное расстройство.
Почему возникают эти навязчивые мысли? Более того, в большинстве своём мы понимаем что они деструктивные для нашей личности, но не можем перестать их думать. В какой-то момент мы словно попадаем во внутренней лабиринт, понимаем что уже думали эту мысль но всё равно бежим по кругу и не можем это остановить.
И так, почему вообще они возникают?
Когда человек разрывает контакт с телом, у него не остаётся естественных ограничений, которые бы сообщали, что он вышел из реальности. Происходит как-бы разрыв, обрезание ниточки которая нас связывает с реальностью. Когда эта ниточка обрезана, то человек может бесконечно фантазировать о чём угодно и сколько угодно. Он может представить себя любым персонажем, намечтать себе любую судьбу, улететь в далёкие дали. В детстве нам всем это присуще, это называется фантазия.
Когда человек взрослеет, перед ним встаёт необходимость приобрести реальную состоятельность, чтобы укорениться в этом мире. Но многие по-прежнему не могут выйти из этого фантазийного мира ребёнка, так как не осмысляют происходящее с ними. Ребёнку важно фантазировать, так как он зависим от родителей, мало что может сам и таким образом компенсирует собственную несостоятельность, усиливает свою значимость. К примеру, дети фантазируют о том, что именно от их поведения зависит отношение к ним родителей, они фантазируют о том что когда станут взрослыми, то создадут себе совсем другую жизнь и ребёнок все эти фантазии базируют не на реальных фактах.
Обсессивность появляется именно тогда, когда человек не связывает собственные мысли с реальностью. Когда мы разорвали контакт с телом, мы как бы получаем власть бога, можем нафантазировать себе любой мир, но с другой стороны перестаем быть чем-то ограниченными. Реальность, факты, логика - это такая строгость, это структура, когда мы рассуждаем логически, когда строим умозаключение исходя из определенного факта, то мы упираемся в стену реальности, неподкупности, фактичности. Многим людям не нравится быть зажатыми в этой фактичности и они всё время норовят разломать эту стену и уйти в некий воображаемый мир.
Представим, что я девушка лет двадцати. И я активно фантазирую о том, что у меня появится принц. Представляю нашу совместную жизнь, беру свой идеализированный образ, идеализированный образ этого мужчины и пытаюсь представить как мы будем жить долго и счастливо. Но в то же время по факту я например не имею опыта реальных отношений, не умею поддерживать разговор, зациклена на себе, не умею заботиться, веду себя отвергающе и считаю, что меня должны полюбить такой какая я есть. Я очень строго пытаюсь соответствовать своему идеализированному образу, но своим выражением лица я транслирую мужчинам "не подходи", а внутри продолжаю фантазировать, эти фантазии дают мне как бы уверенность в том, что это случится. Вместо того, чтобы опереться на факты, я пытаюсь навязать реальности какой-то свой сценарий.
Единственная цель обсессивности - повышение собственной значимости.
когда ребенок выходит в фантазийный мир - он делает это для подкрепления значимости, точно также и взрослый человек уходит в обсессивность только для повышения значимости.
Давайте представим, что у меня ОКР. Я постоянно проверяю выключен ли утюг, представляю себе страшные картины как этот утюг загорится, сгорит квартира и весь дом. То есть фактически, в своей фантазии я не просто выключаю утюг, а спасаю весь дом от пожара. Я не просто мою руки 10 раз в день, а спасаю себя от смертельного заболевания, не просто ковыряю кожу, а избавляю себя от несовершенств, тем самым приближаясь к идеальной себе, не имеющей ни одной чёрной точки, что в моей фантазии должно подарить мне любовь к себе, внимание других, уверенность и так далее. Точно так же, когда человек навязчиво думает что все за ним следят, все хотят получить над ним власть, он таким образом преувеличивает собственную значимость, то есть он настолько сверхценный, настолько гениальный, что всем людям есть до него дело, а многие за ним даже следят.
То есть когда у нас появляется некая сверхценная идея, "я должен спасти, я должен проверить, я должен это сделать, я должен я должен..."- человек как бы накачивает собственную значимость и наделяет свои действия сверхценностью.
Помимо этого, обсессивность — это всегда навязчивое принуждение себя соответствовать некому придуманному идеалу. Словно у человека есть некий план, где он должен, как курица на ферме, дать 10 яиц, а если он эти 10 яиц не даст, то он — полное ничтожество. Это очень хорошо видно по речи человека, по его некоторой избыточности. Когда он приступает к какому-либо действию, он будто себя постоянно толкает в спину. Ему все время будет казаться, что другие его подгоняют, даже если по факту этого не происходит. То есть, когда мы говорим про обсессивность, мы говорим про агрессию, про атаки на себя, про принуждение соответствовать некому эталону, чаще нереалистичному.
У него начинает болеть тело, он начинает, например, грызть ногти, ковырять кожу, мыть руки по 10 раз в час, в-общем делать какие-то действия, которые его разрушают. Оторванность от тела — это всегда выключенный инстинкт самосохранения. Вместо инстинкта самосохранения появляется что-то другое — какой-то контроль и соответствие придуманному эталону. Поэтому человек не понимает, что он себя разрушает. Ему не больно, он может себя мучить до бесконечности. Как взять топор и начинать рубить дерево в полную труху: то есть он на себя нападает, он себя принуждает. Он наделил себя ценностью: ему надо обязательно это выполнить, иначе он разрушается.
Этот нон-стоп, эта оторванность от реальности не дает возможности человеку остановиться. Когда он себе не может спокойно сказать: «Я эту мысль уже думал 45 раз, это бессмысленно», или: я нагнетаю, драматизирую и раздуваю из мухи слона. Человек это всё сделать не может, потому что когда он раздувает этот масштаб, в этот момент его ценность, его значимость тоже повышаются.
Помимо этого, человек не сомневается: он уже давным-давно оторвался от реальности. То есть все мысли, которые он подумал — для него правда, потому что они придуманы в его придуманном мире. Эта невозможность сомневаться может порождать любых чудовищ любого размера с любыми качествами.
Итак, подведём итог: первое — это разрыв с телом и отвращение к реальности, к реальному себе. Когда мы это делаем, разрываем этот контакт, мы можем быть любого размера, обладать любыми качествами, нам может быть сколько угодно лет — столько, сколько захотим. Мы вообще становимся такими, как нам хочется. За это нам приходится платить. Платить тем, что естественной ценности у нас не образуется. Нам приходится всё время накачивать себя, мы придумаем сверхценные задачи, вокруг которых мысли: «Ах, от этого зависит судьба».
В мучении собственного тела человек опять самоутверждается, отрекается от самого ценного, что у него есть, от фундамента — тела. И плевать он хотел на то, что ему больно; ведь в том мире он гораздо больше, чем тело. Кстати, у "опытных обсессивных" всегда будет целый букет заболеваний.
Именно несомнение в собственной правоте, придуманная мысль в придуманном мире, придуманных результатах и придуманных аспектах расширяет человека. Но он становится воздушным шаром, который очень хрупкий. Вот так и порождается пассивность; именно поэтому человек с ОКР не может остановиться думать одни и те же мысли, он фанат-сектант собственного придуманного мира.
Работа же сводится к опознаванию своего реального положения в мире, возвращению контакта с телом и естественной, адекватной реальности значимости.
Предложу всем желающим подкрепить прочитанное практикой.
Если вам свойственна обсессивность - вы можете проверить эти мысли, выпишите их в комментарии и найдите там сверхценность, то, где вы преувеличиваете своё влияние на окружающее пространство и на весь мир.
Автор: Анна Валентиновна Тюменева
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru