После выхода скандального альбома "Topographic Oceans" решение Рика Уэйкмана двигаться дальше привело к тому, что на смену пришёл относительно неизвестный (на тот момент) Патрик Мораз (Патрик Морац). Он фактически заменил Кита Эмерсона в The Nice, когда они стали "Беженцами" - Refugee, так что его репутация была безупречной.
Однако его стиль несколько отличается от стиля Эмерсона и Уэйкмана тем, что у Мораца гораздо более джазовое звучание клавишных. Он не столько солирует, сколько вносит свой вклад в общее дело. Это придает "Relayer" другое, освежающее звучание.
Несмотря на то, что "Relayer" был выпущен после "Tales from Topographic Oceans", стилистически он находится ближе к более раннему "Close to the Edge". Со сменой клавишников Yes не собирались менять свою чрезвычайно успешную формулу.
Таким образом, мы получили квазиклассические темы, объединённые в длинные сюиты, тексты песен, основанные на тайных книгах (на этот раз "Войне и мире" Льва Николаевича Толстого), и потрясающее музыкальное взаимодействие во всём спектре светлых и тёмных тонов.
В музыке также присутствуют новые веяния, в частности, фьюжн-звучание "Оркестра Махавишну", которое, по-видимому, оказало особое влияние на Алана Уайта.
Как и предыдущий "Close to the Edge", альбом разделён на три "песни", первая из которых занимает целую сторону виниловой пластинки.
"The Gates of Delirium" начинается с искрящихся звуков, которые в последний раз звучали на "Close to the Edge", а затем с рёвом ринулись в бой. Благодаря самой бурной музыке на тот день, эта вещь, вероятно, максимально приближена по звучанию к ELP, King Crimson или Van Der Graaf Generator.
Когда я впервые услышал "The Gates of Delirium" был несколько разочарован. Временами музыка казалась более хаотичной, чем я ожидал. Однако со временем я пришел к выводу, что это одно из моих любимых произведений в Yes.
The Gates of Delirium (2003 Remaster)
"Врата бреда - The Gates of Delirium", несомненно, сложная композиция, требующая значительного количества прослушиваний, чтобы по-настоящему понять её. Трек открывается в том же духе, что и "Revealing Science of God" из "Tales from Topographic Oceans", возможно, с чуть большей остротой.
Там действительно царит хаос, поскольку боевая часть достигает ошеломляющего крещендо. Как только кажется, что порядок полностью нарушен, а музыка превратилась в чудовищную какофонию неструктурированного шума, барабаны Алана Уайта властно берут управление на себя, а затем передают эстафету Моразу и Хау, чтобы навести порядок. Это приводит к прекрасному разделу, который называется "Soon".
Подобно миролюбивому завершению "And You and I", "Битва" заканчивается прекрасным фрагментом, который позже был отредактирован и выпущен в качестве сингла "Soon", красивым музыкальным отрывком в каноне Yes.
Soon (2003 Remaster)
Причина, по которой это так здорово звучит, заключается в том, что оно контрастирует с тем, что было раньше. Этот эффект в значительной степени теряется, если слушать его отдельно.
Эпик завершается разделом, похожим на тот, которым заканчивается "Revealing Science of God" и "The Remembering" в "Tales". Поистине потрясающая композиция, написанная в почти симфонической классической манере, но с совершенно современным звучанием.
Для тех из вас, кто все еще не "понимает" Стива Хоу, этот альбом - именно то, что вам нужно послушать и получить образование в области игры на прог-гитаре. Фишка этой эпопеи в том, что вся коллекция мелодий была довольно хорошо продумана ещё до того, как Мораз подключил свой moog.
Принимая это во внимание, отмечу, что Патрик проделал фантастическую работу по устранению пробелов.
"Врата бреда", безусловно, шумные и тревожные, но имейте в виду, что они воссоздают поле битвы во всей его кровавой истории и ужасе. Они не изображают игру в снежки, поэтому их жестокий реализм не для детей и не для слабонервных.
Вторая часть начинается с "Sound Chaser", (аналогом "Сибирского хатру", если хотите). Именно здесь обновлённый состав демонстрирует свои фьюжн-способности. Крис Сквайр и Алан Уайт редко звучали так хорошо вместе.
Очевидно, что на группу оказал влияние расцвет джаз-фьюжн (таких групп, как Return to Forever и Mahavishnu Orchestra), и это заметно по всей этой записи.
"Sound Chaser" — это увлекательное приключение с изменением темпа, которое, как никакая другая композиция, демонстрирует виртуозность клавишника. Соло клавишных в конце навело меня на мысль о Gentle Giant, одной из немногих групп, умеющих так гармонично сочетаться.
В то же время, вторая сторона пластинки намекает на музыку "Going for the One", особенно в "Parallels" и "Awaken".
Sound Chaser
Финальный "To Be Over" — это Yes в самом лучшем виде, демонстрирующий контрапункты в мелодии, которые отличают их от всех других групп в этом жанре. Фабула проходит грань между мелодичной симфонической музыкой и вульгарной коммерциализацией.
Этот трек - одна из тех редких композиций Yes, которые теряют привлекательность при повторном прослушивании. Однако он обрёл новую жизнь, когда Хау использовал его в качестве основы для своего сольного концерта.
To Be Over
Вероятно, вы не будете слушать "Relayer" так часто, как альбомы "The Yes Album" или "Fragile", ибо для этого нужен определённый настрой. Меж тем, надо признать, это одно из их величайших достижений арт-рока, даже если вы можете найти его подобие в двух предыдущих альбомах.
Некоторые слушатели давно (с 1974 года) называют "Relayer" своим любимым альбомом Yes, поскольку считают его пиком творчества группы.
Reached #4 on the UK charts and #5 on the US charts (RIAA-certified gold record).
"Я проснулся в шесть часов - нет коробки (!) от "Есов"!
И в полный голос: "Вот она, вот она, скотчем вся обмотана!" © Олег С.
Что касается меня, то он раскрылся в полной мере только с окружающим звуком, с диска, который я выписал вместе с рядом других из Британии. В 2014 году этот шедевр вошёл в мультиканальную серию ранних альбомов Yes, сведением которых в 5.1 занимался (сам!) Стивен Уилсон.
Расширенная ремастированная версия включает в себя тонну бонусов, таких как "сингловую версию" "Soon", а также студийные, альтернативные, инструментальные версии композиций.
А вот цифровой трансфер с оригинального винила в формате LPCM Stereo 96/24 может вызвать особенный интерес у виниловодов.
Не пропустите возможность послушать первопресс из первоисточника! Вы получите откровение из первых рук! Но об этом чуть ниже.
Обязательно дочитайте статью до конца!
А сейчас встречаем Definitive Edition!
Yes "Relayer" CD + Blu-ray – Audio (Definitive Edition)
Blu-ray: LPCM 5.1, DTS-HD MA 5.1, LPCM 2.0
Total Time 40:28
Bonus tracks on 2014 Panegyric remaster:
All the music was written and arranged by Yes.
ВИА:
Jon Anderson - lead vocals
Steve Howe - acoustic & electric guitars, pedal steel guitar, electric sitar, vocals
Patrick Moraz - keyboards (piano, Hammond, Vako Orchestron synth, Moog)
Chris Squire - bass, vocals
Alan White - drums & percussion
Производство:
Produced by Yes and Eddie Offord.
Cover design and drawing by Roger Dean. Original group photograph by Jean Ristori. Plates by Mansell Litho. Paste up by Mike Allison.
2014 stereo and 5.1 mixes by Steven Wilson from the original multitrack tapes.
Atlantic Recording Corp. (GYRBD 50096) © 1974 / 2014
Рассматриваемый тут комплект сделан в виде мини-винила, дизайнерский изыск, повторяющий форму оригинальной пластинки 1974 года. Давайте же мы развернём «sleeves - рукава» и достанем синий диск.
Несмотря на то, что это издание у меня уже 10 лет, CD из него я ни разу не слушал. Но мне не стыдно 😊.
Зачем это делать, если на Blu-ray битрейт превышает 13 000 кб/с?
Итак, запускаем синий диск и, следуя нашим критериям, анализируем микс.
1. Баланс. Да.
2. Статика. Всем нашлось место. И везде.
Хотя тут применяется обычная схема, по канонам которой ритм-секция установлена в центре, её громкость выравнена с окружающей средой и потому не «тянет одеяло» на себя, оставляя другим участникам ансамбля пространство для исполнения на равных.
Таким образом многочисленные виды гитар и клавишных инструментов очень дискретно возникают в разных каналах и уходят, чтобы уступить место другим.
Их тембры ярки и выпуклы. Они не оставляют сомнения в месте, откуда они звучат. Это очень живой и пульсирующий звук, элементы которого равномерно заполняют пространство вокруг слушателя.
3. Динамика. В каждом из трёх треков имеются динамические эффекты: синтезатор (трек 1), барабаны (трек 2), летающая тарелка (буквально, трек 3).
Вывод
Этот ремикс был выполнен в 2014 году, и чувствуется, что Уилсон ещё не выгорел, уши его не «затёрлись» от рутинной работы по сведению многочисленных проектов, которыми его завалили в последующие годы.
Поэтому микс досконально проработан, в нём достигается потрясающая многослойность, где каждому инструменту уготована своя полка: ближе-дальше, выше-ниже. И всё это вокруг. Потрясающая работа!
1. The Gates of Delirium (21:55) = 10
2. Sound Chaser (9:25) = 10
3. To Be Over (9:08) = 10
Средний балл = 10
Окружающий звук претендует на демонстрационный диск в стиле арт-рока!
p.s.: Раздел, посвящённый аудио, я хотел бы завершить обещанной выше ремаркой о звучании оригинальной виниловой пластинки английского производства, я полагаю, из первых выпусков, относящихся к 1974 году.
Тем, у кого нет возможности послушать цифровой трансфер с данного Blu-ray, я предлагаю ознакомиться со звучанием LP по этой ссылке:
Yes - Relayer (1974) [UK vinyl transfer] full album
Вероятно, у моих читателей, не отягощённых бременем святой веры в «душевный виниловый звук» (который после рюмки коньяку становится особенно душевным), возникнет чувство ужаса и справедливого возмущения от того, насколько эта вера погрязла в мракобесии, собственных мифах, и алкоголизме.
Но спешу успокоить всех, пьяных адептов веры и трезвых «еретиков».
Да-да, вы не ослышались!!!
Именно так ужасно эта запись звучит и на синем диске! Один в один! Подтверждаю!
Как вы понимаете, для цифрового трансфера на фирменное издание Definitive Edition была выбрана самая лучшая виниловая пластинка из всех возможных!
Ну, и каково вам? Только честно!
(напишите в комментариях)
Кто ещё не понял, советую одновременно открыть любое окно из приведённых мною с Youtube и сравнить.
Ну что, есть тут поводы гордиться «теплотой аналога»?
Резюме
"Relayer", вероятно, является последним альбомом Yes, который можно назвать шедевром, поскольку ничто после этого даже близко не сравнилось с такими выдающимися работами, как "The Yes Album", "Fragile", "Close to the Edge", "Tales from Topographic Oceans" и "Relayer".
Пожалуй, лишь "Drama" встаёт вровень с ними и намекает на великое прошлое.
В "Relayer" есть элементы как из "Close to the Edge", так и из "Tales from Topographic Oceans", но в основном они основаны на технике воспроизведения звука. Наличие этих элементов означает, что "Relayer" понравится поклонникам "Edge" и "Oceans", а те, кому последний не понравился, вероятно, предпочтут этот, потому что он близок к "Edge".
Если вам ещё предстоит знакомство с ним, не позволяйте отсутствию Рика Уэйкмана отвлечь вас от этого альбома, потому что Патрик Мораз здесь действительно великолепен.
Но, прежде всего, именно мистер Хау сияет в этом альбоме ярче, чем кто-либо другой из участников группы. Он феноменален на каждом этапе своего выступления, начиная со стального, пронзительного брейка в "Sound Chaser" и заканчивая проникающей в сознание игрой на стальной гитаре (steel guitar) в "Soon, the Light", которая возносит эту великолепную песню в стратосферу.
В целом, это отличный пример Yes на самом исследовательском и авантюрном этапе их карьеры. Даже обложка создаёт впечатление, что крестоносцы храбро вступают на неизведанную и таинственную территорию.
Yes "Relayer" (альтернативная Ютюбу ссылка):
Другие многоканальные альбомы из йессоведения: Yes, Chris Squire, Rick Wakeman, Bill Bruford, а также музыки в стиле нео-прог, арт-рок, прог-рок:
Yes "The Yes Album" Blu-ray 5.1: … на кусочке архивной фотоплёнки
Yes "Magnification" DVD-Audio 5.1: Увеличение звука. Памяти Алана Уайта
Yes "Fragile" DVD-A 5.1: Проверка мира на хрупкость. Попытка №1
Yes "Fragile" Blu-ray 5.1: Проверка мира на хрупкость. Попытка №2
Squackett "A Life Within A Day" DTS 5.1: 2 в1 = Yes + Genesis
Rick Wakeman "A Gallery of the Imagination" DD 5.1: Музыкальные картинки
Rick Wakeman "The Six Wives of Henry VIII" MLP 4.0: 6 жён - 6 историй
Rick Wakeman "Journey To The Centre Of The Earth" DVD-Audio 4.0: Музыка полой Земли
Σ = 10
Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0.
2 = то же, что и стерео 2.0.
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, активен центр.
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса.
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Porcupine Tree "Lightbulb Sun" DVD-A 5.1: Но Россия на льду прожигает дыру
Kansas "The Absence Of Presence" Blu-ray 5.1: Отсутствие эффекта присутствия
Luna Sea "The One -crash to create-" DD, SACD 5.1: Ночной полёт к Луне
Marillion "An Hour Before It's Dark" Blu-ray 5.1: За час до заката
Genesis "Duke" SACD, DTS 5.1: Недопонимание
Billy Cobham "Spectrum" SACD 4.0: Всесторонний объектный слух
Steve Hackett "Surrender of Silence" Blu-ray 5.1: Вокруг света за 1 час
Квадро 1970-х: история едва не потерянного чуда
Jethro Tull "This Was" DTS 4.1: 4 моно в 1 квадро
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!