В этом обременённом суждениями мире, управляемом общественным мнением, в котором мы в настоящее время вынуждены "купаться", негативные слова и пессимистические чувства, по-видимому, намного превосходят позитивные вибрации. Куда подевались все хиппи с их призывами к всеобщей любви?
Музыкальные критики обладают невероятной самозваной свободой выбора, чтобы выбросить вон уважаемого исполнителя либо потому, что последний в очередной раз навязал ту же (успешную) формулу, таким образом, мягко говоря, никуда не продвинувшись, либо наоборот, крича, почему "уважаемый" музыкант не создал ничего похожего на то, что дало ему популярность в былые времена! Уловка 22, или, как это называют французы, разговор между глухонемыми. Суть в том, что каждый имеет право на свое мнение.
Гиперплодовитый Рик Уэйкман, конечно же, не может опубликовать 23 версии "6 жён Генриха VIII" и 14 версий "Путешествия к центру Земли", не так ли? Кроме того, я также заметил, что большинство профессиональных критиков, похоже, не читают исходные данные на предмет их обзоров. У этого релиза 2023 года такое чёткое тематическое название: Рик Уэйкман и «Английский рок-ансамбль»! Это, конечно, означает, что это не сольный альбом Уэйкмана! Или я не догоняю? Может, так и есть?
Это совершенно другое существо, и притом довольно интересное. Давайте начнём с английского рок-ансамбля и его нынешнего состава:
- один из лучших басистов на планете в лице Ли Помероя,
- потрясающий барабанщик в лице Эша Соана,
- по-настоящему одаренный гитарист в лице Дэйва Колхауна и, наконец,
- ведущая вокалистка Хейли Сандерсон, которая сведёт вас с ума!
- О, и ещё какой-то бывший парень из Yes немного отошел на второй план в этом проекте. Это, конечно, даже близко не предел наших мечтаний, это немного хрупкий, более доступный, разнообразный и занимательный альбом, чем супер-симфонический прорыв, продемонстрированный на "Красной планете". Я должен сказать, что мне это больше понравилось, чем нет. Двенадцать музыкальных картин украшают стены этой художественной галереи, чтобы зрители могли их просмотреть и насладиться ими. Такова она – галерея уэйкмановской музыки 2023 года:
Rick Wakeman "A Gallery of the Imagination" CD + DVD 5.1
DVD: Dolby Digital 5.1, LPCM 2.0
1. Hidden Depths (4:24)
2. The Man in the Moon (5:01)
3. A Mirage in the Clouds (5:35)
4. The Creek (3:42)
5. My Moonlight Dream (6:55)
6. Only When I Cry (4:01)
7. Cuban Carnival (4:05)
8. Just a Memory (3:10)
9. The Dinner Party (3:49)
10. A Day Spent on the Pier (4:37)
11. The Visitation (4:49)
12. The Eyes of a Child (3:48)
Total Time 53:56
Исполнители
Rick Wakeman - keyboards
Вместе с:
Dave Colquhoun - guitars
Lee Pomeroy - bass
Ash Soan - drums
Hayley Sanderson – vocals
Производство
Composed, Arranged and Produced by Rick Wakeman
Executive Producer – Rob Ayling*
Mixed, Edited, Produced by Erik Jordan
Up-mixed by Simon Heyworth,
Additional mixing by Toby Wood
Издания
December 20, 2022 (CD), January 13, 2023 (Box Set), February 15, 2023 (Vinyl, CD/DVD)
Madfish (SMACD1267-A) © 2023
Инструментальное вступление "Hidden Depths" под управлением фортепиано приводит в движение галерею воображения, с довольно лёгким, но в то же время торжественным ритмом, с чётким представлением всех исполнителей. Соло на свистящем синтезаторе служит эмоциональным выкриком, а не техническим колдовством (но мы-то знаем, что маэстро вполне способен на это), поскольку оно перетекает в массовые хоры, придающие пьесе нужную глубину.
Глядя на звёзды, "Человек на Луне" представляет знойный голос Хейли Сандерсон, и я должен сказать, что в это самое время микрофон взяла сияющая звезда (каламбур), поскольку у неё невероятный голос, который может выходить за рамки нормы, как мы услышим позже в шоу. Классическое соло Уэйкмана в стиле "трепещущие пальцы над клавишами Муга - Moog" мелькает над многолюдными хорами, где Хейли решает немного спеть, демонстрируя свой талант в мельчайших деталях. Да, это соблазнительно, знойно, блюзово и сексуально.
Парящий высоко над центром земли "A Mirage in the Clouds" - это почти мягкая облачная дымка, где Хейли без усилий берёт высокие ноты, катаясь по ковру электронного пианино под тикающие барабаны. Всё это - безмятежное настроение и дымчатые эмоции, со шквалом деталей, которые манят и соблазняют, таких как мерцание акустической гитары. Безумно занимательно.
Некоторые из самых красивых произведений Уэйкмана можно услышать, когда он просто ласкает свой рояль и извлекает мелодии, которые могут затронуть романтическую душу в тех, у кого она есть. "Ручей - The Creek" - это этюд на века, который мастерски исполнил бы какой-нибудь знаменитый композитор-классик прошлого. Мелодия находится в центре внимания, игра насыщена нюансами и смягчена талантом. На ум приходят два слова: Сногсшибательно великолепен.
Одна из моих личных ярких "картин" - "My Moonlight Dream", мечтательная, атмосферная баллада, где Хейли делает своё дело, после чего инструментальный бридж демонстрирует синтезаторную атаку, за которой следует вращение электрогитары, а затем снова Moog. Мощный хор заставляет сердце безжалостно биться чаще.
Нежно-страстная "Only When I Cry" снова демонстрирует фортепиано и голос, звучащий глубоко, но простой по сути, а также мелодию и инструменты для её выражения - как нежный весенний цветок, мягко колышущийся на ветру.
"Кубинский карнавал" служит данью уважения концерту на Кубе (есть DVD с записью этого концерта), который Рику, похоже, понравился, поскольку до сих пор помнит о нём. Ах, эта сила доброго выдержанного рома! Итак, он решает повеселиться, и что с того? Супер крутое настроение калипсо, синтезированный латиноамериканский танец и просто приятная музыка. Даже гитарист исполняет тропический шафл, а синтезаторные трубы заставляют кокосы танцевать танго в ночи.
Рояль делает ещё один вираж в торжественной и грациозной "Just A Memory", почти вариации на тему "Ручья - the Creek", превосходно выполненной пьесы, наполненной этим запатентованным трио: страстью, атмосферой и мелодией.
Клавиши цвета слоновой кости приводят в неистовство на фанковой "The Dinner Party", пыхтящая ритм-гитара готовит почву для праздника деликатесов, фуршета из вкусных басов, порывистых барабанных палочек, множества дерзких синтезаторов, ароматного хора официантов и метрдотеля, управляющего рестораном. Пища для размышлений. Вкуснятина!
Что ж, поскольку группа называется the English Rock Ensemble, "A Day Spent on the Pier" звучит как очень английская пасторальная мелодия времён после Второй мировой войны, возможно, её даже можно услышать в брайтонском пабе на берегу моря, где бэк-вокалистками выступают кричащие чайки. "Мороженое всегда делает этот день особенным". Легкий, раскованный и чрезвычайно веселый.
Вернемся к мрачному и таинственному "The Visitation", неторопливой игре на электронном пианино, чтобы подчеркнуть удивительные легкие Хейли, пока она внезапно не решает исполнить вариацию Кейт Буш, беря ноты так высоко, что я чуть не упал со стула, когда впервые столкнулся с ними! Жемчужина альбома.
Короткая "The Eyes of a Child", нет, это не песня Barclay James Harvest, Майка Олдфилда, The Moody Blues, но, возможно, духовно ближе к "The Man with the Child in His Eyes" из репертуара Kate Bush, служащая умным намеком на вышеупомянутую пьесу. Как многие знают, Рик, должно быть, один из самых забавных артистов в мире, его чувство юмора поистине легендарно. Как бы то ни было, финал здесь динамичный, с ощущением циркового карнавала в стиле Феллини, пианино с каруселью и свистящими звуками, которые гармонично переплетаются. Отличный способ завершить посещение выставки.
Я сохраню корешок билета для своей коллекции чтобы иногда туда возвращаться, с каждым посещением, действо мне нравится всё больше и больше.
А вот стоит ли это делать вам – решайте сами. Дело в том, что в предвещающем выход анонсе, объявлялся добротный пятиканальный звук и даже DVD-A выглядел так, как будто в него включён объёмный микс, как вы могли видеть на этом скриншоте, который я сделал несколько месяцев назад.
Теперь могу сказать вам, что реклама была полным фарсом. Первое, что я заметил, когда прослушал, было то, что это не подействовало на меня как настоящий микс, даже пришлось задуматься, как дать ему оценку. Затем я заглянул в кредиты, чтобы посмотреть, кто сделал объёмный микс... Именно тогда я обратил своё внимание на заднюю часть упаковки, и именно там я заметил, что многодорожечные ленты не использовались, и там было указание на имитированное микширование 5.1. Поэтому придётся исследовать то, что имеем: фирменный up-mix в Dolby Digital 448 kb/s.
1. Баланс. Несмотря на то, что ритм-секция (барабаны с басом) и вокалистка постоянно сидят в центре, их громкость не довлеет, и при этом тылы достаточно громкие, складывается достаточно недурной эффект равномерного почти-баланса, ну, хотя бы, в треках 1, 2, 3, 6, 8, 12.
2. Статика. Представьте себе, что все мягко звучащие клавишные окружают вас равномерным бубликом создавая атмосферное облако с небольшим креном во фронтальную панораму. Солирующие – вокал, ударные басы, импровизирующие синтезаторы и гитарки доминируют спереди, имея своё мягкое альтер-эго в тылах. Да, дискретность – основная проблема в этом миксе. Самое лучшее положение по этой части в "Кубинском карнавале".
3. Динамика. Нет. Однако, я заметил один мимолётный перелёт погремушки в тылу того же кубинского номера.
Выводы.
1. Hidden Depths = 5/6
2. The Man in the Moon = 6/7
3. A Mirage in the Clouds = 7
4. The Creek = 3
5. My Moonlight Dream = 4/5
6. Only When I Cry = 6
7. Cuban Carnival = 8
8. Just a Memory = 4
9. The Dinner Party = 5
10. A Day Spent on the Pier = 5
11. The Visitation = 4/5
12. The Eyes of a Child = 5
Средний балл = 5
Резюме.
Свеча гаснет. Ничто не может длиться вечно. Талант рано или поздно исчерпывается, источник новых идей рано или поздно иссякает. Теперь, после славных 1970-х Уэйкмана, рваных 1980-х, всего, что последовало за этим, и, наконец, его предполагаемого"возвращения к подлинному прогрессивному року Уэйкмана" в 2020-х, есть основания предполагать, что великого музыканта Ричарда Кристофера Уэйкмана будут помнить в основном по его 1970-м годам.
Моё личное мнение таково, что, например, "Путешествие к центру", "Неземную связь" и "6 жён" будут помнить десятилетиями, в то время как "Криминальное прошлое" и "Мифы и легенды" будут помнить веками. Композитор Рик Уэйкман займёт своё место в истории музыки где-то между Бетховеном и Рихардом Штраусом, клавишник Рик Уэйкман будет считаться виртуозом, сравнимым с Гилельсом или даже Рихтером... но в основном благодаря его легендарным работам 1970-х годов. Более того, его будущая аудитория должна простить и забыть большинство его более поздних релизов просто для того, чтобы оценить его как музыкального гения.
Действительно, в то время как 1980-е годы Уэйкмана были неоднозначными, то, что последовало в 1990-х, 2000-х и 2010-х годах, было своего рода мюзиклом от графомана. Три альбома в год, четыре альбома в год... даже семь альбомов в год! Многие из них были просто сборниками переработанных версий старых треков. (Отличный способ записать "новый" альбом, не так ли?) Три альбома ("Aspirant Sunrise", "Aspirant Sunset" и "Aspirant Sunshadows") сформировали "Suntrilogy", недооцененные в чём-то работы 1990-1991 годов. Что касается остального...
Что ж, некоторые люди ругают альбомы Уэйкмана 1990-2010-х годов как "скучный нью-эйдж". Для меня не имеет значения терминология, является ли это (так называемый) "прог-рок", или "нью-эйдж", или "неоклассика". Единственное, что тут следует принимать во внимание, - это отношения между музыкальными звуками, которые выстраивает композитор. Мне не нравится большинство студийных релизов Уэйкмана 1990-2010-х годов только из-за плохого, часто вульгарного, иногда хамского, иногда откровенно плебейского музыкального мышления и звукозаписи.
В "Криминальном досье", или "Мифах и легендах...", или "Путешествии к центру Земли", или даже "Листомании" Уэйкман открывал новые миры. Позже он обрушил на головы своих слушателей тонны банальностей. Конечно, не каждый альбом был таким ужасным, как "Fields Of Green" (когда я впервые прослушал его, с трудом мог поверить, что это Уэйкман). Но большинство из них были составлены действительно неуклюже. И, похоже, ни один из них не был по-настоящему вдохновлён, всё звучит как ремесленная поделка.
И вот сообщается, что с "Красной планетой" Уэйкман вернулся к своим корням. Извините, но я не могу разделить энтузиазм аудитории по поводу этого альбома. Нет, это не новые "Шесть жён Генриха VIII", отнюдь нет. Я не могу сравнить это даже с "Уайт-Роком". Я нахожу, что "Красная планета" - это просто "поддельная" версия былого "уэкмановского прог-рок величия" 1970-х годов, подделка. Хотя я должен признать, что "Южный полюс" и вступление к "Северной равнине" добавляют нечто новое и важное к "идее Рика Уэйкмана", которую мы знали с 1973 года.
Наконец, эта узкая тропинка привела к "Галерее воображения". Я думаю, что альбом является логическим завершением всего пути Уэйкмана как музыканта: от величия - через суету - к неудачному восстановлению. К счастью, в новом альбоме Wakeman больше нет попыток имитировать "уэйкмановский прог-рок". Я бы сказал, что из-за этого обстоятельства альбом намного лучше, чем "The Red Planet". Он не имитирует "жанр", который на самом деле отсутствует.
Что здесь примечательного? Немало интересных музыкальных деталей, на которые я обратил внимание в начале статьи: очень приятные и проникновенные мелодии, удивительные инструментальные пьесы для фортепиано, более или менее в духе Шопена. Что ещё? Тут есть изобретательный музыкальный сюрприз ("Кубинский карнавал"), необычный и неожиданный, но (с другой стороны) скорее воспоминание о карнавале, который закончился много лет назад, чем нынешний карнавал. Отдых иногда бывает приятно тихим и вдумчивым, иногда неприятно напряженным и суетливым (особенно званый ужин!), и в любом случае полон банальностей… и это не совсем то, чего мы ожидали от живого гения.
Подводя итоги, замечу, что постепенное падение качества звукозаписи на его пластинках также не способствует популярности. Выхолощенный компьютерный звук / сведение, для его старых фанатов, к каковым я себя причисляю, приводит в уныние и заставляет задуматься: а слушает ли сам мэтр свою музыку уже в готовом виде?
Боюсь, за предыдущие три десятилетия мистер Уэйкман потратил слишком много времени на пустяки. Это может повредить даже такому могущественному таланту. Однако, рассматриваемый здесь альбом достоин ваших коллекций.
Другие многоканальные альбомы из йессоведения: Yes, Chris Squire, Rick Wakeman, Bill Bruford, Jon Anderson, а также музыки в стиле нео-прог, арт-рок, прог-рок:
Yes "The Yes Album" Blu-ray 5.1: … на кусочке архивной фотоплёнки
Squackett "A Life Within A Day" DTS 5.1: 2 в1 = Yes + Genesis
Yes "Fragile" DVD-A 5.1: Проверка мира на хрупкость. Попытка №1
Yes "Fragile" Blu-ray 5.1: Проверка мира на хрупкость. Попытка №2
Rick Wakeman "Journey To The Centre Of The Earth" DVD-Audio 4.0: Музыка полой Земли
Yes "Magnification" DVD-Audio 5.1: Увеличение звука. Памяти Алана Уайта
Jon Anderson "Olias Of Sunhillow" DTS 5.1: OST в стиле фэнтези
Σ = 5
Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0.
2 = то же, что и стерео 2.0.
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, активен центр.
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса.
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Surround Master! Неужели чудо свершилось?!
Art Of Noise "Reconstructed... For Your Listening Pleasure." DTS, SACD 5.1: Реконструкция под 5.1
Hugo Montenegro "Others By Brothers" & "Scenes & Themes" SACD 4.0: Волшебный ARP
Barclay James Harvest "Gone To Earth" DTS 5.1: С небес на Землю
Anthony Phillips "Wise After The Event" LPCM 5.1: Белочка и гольф
Jon Lord "Beyond The Notes" SACD 5.0: За пределами нот
Mike Oldfield "The 1984 Suite" DVD 5.1: Сюита, которой не было
Elton John "Elton John" SACD 5.1: Начало
Pink Floyd "Meddle" BD 4.0: Пасхальное яйцо
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!