Я всегда думал, что если взять один из традиционных (к не таковым я бы отнёс сугубо акустические) альбомов Стива Хакетта, где его пение и гитару сопровождают другие высокопрофессиональные музыканты, то в зависимости от времени года, мы получим Genesis (в которой Стив Хакетт был видным участником) и Yes, работающий с полным оркестром, как если бы они звучали в лучших традициях до сего дня.
А можно перевернуть наоборот.
2021 год выдался на нашей планете непростым. Многим артистам он предоставил много времени, чтобы остановиться, понюхать розы и углубиться в себя в поисках музы для более интересных музыкальный идей и форм. Так случилось и с былым гитаристом «Дженезис». Мистер Хакетт так комментирует обстановку:
"Наряду с тяжестью существует постоянная потребность исследовать и преодолевать границы. Этот альбом путешествует по всему миру, от Дальнего Востока до Африки…"
По горячим следам его классико-акустического трэвел-альбома "Under A Mediterranean Sky", который был выпущен в январе и занял 2-е место в британском чарте классических альбомов, вышедший в сентябре 2021 года "Surrender of Silence" — это дальнейшее исследование любви Хакетта к "мировой музыке", открытие различных звуков, настроений и текстур для создания необыкновенного рок-альбома, разнообразие, мощь и красота.
Как и "Under A Mediterranean Sky", "Surrender of Silence" также был записан во время карантина, и, опять же, Хакетт призвал некоторых своих друзей-музыкантов со всего мира внести свой вклад. Стив с гордостью перечисляет некоторых:
"Паутина карантина здесь сдувается одним махом. С прекрасным вокалом Аманды плюс Лорелеи и Дурги Макбрум, экстраординарным дутаром Убайдуллоева Содикхорна и экзотическим таром Малика Мансурова... всё это сочетается с прекрасными оркестровыми текстурами Роджера, подчеркнутыми великолепной игрой Кристин Таусненд на скрипке и альте.
Вместе с потрясающей ритм-секцией в составе Джонаса Рейнголда, Крейга Бланделла, Ника Д'Вирджилио и Фила Эхарта, а также яркими саксофоном и бас-кларнетом Роба Таунсенда, Над Сильваном, Амандой Леманн и мной на вокале, мрачно мощным органом Роджера Кинга и моей гитарой, мы с головой погружаемся в этот дико энергичный релиз".
Помимо них очень видное место занимает оркестр. Вместо того, чтобы играть вспомогательную роль, оркестр является неотъемлемой частью большинства песен. В некоторых записях есть участки, которые состоят исключительно из соло-гитары и оркестра, но в таком, что ли прогрессивном синтезе и рок-подходе к музыке. Мне понравилось, хотя меня трудно причислить к любителям помпезных оркестровок. Возможно, и скорее всего, это возвышенное сочетание некоторых струнных и звучащих под них синтезаторов.
Игра Хакетта на гитаре хороша как никогда, она как в серии скорострельных риффов вверх и вниз по грифу, так и в проникновенных акустических пассажах. Но главное, что поразило меня, когда я уселся для анализа многоканального микса, это то, насколько получился альбом сильным, полным стилистического разнообразия. Он продолжает демонстрировать родство с последними работами Стива («Волчий свет», «Ночная сирена»), а также «прогрессирует» дальше, сохраняя при этом связь с его ранними днями.
Программа соответствует любым вкусам и изобилует сменой настроения от оптимистичных песен, таких как "Wingbeats" и "Relaxation Music For Sharks", до самых мрачных композиций "Natalia", "Day Of The Dead" и "Fox's Tango".
Нашим слушателям безусловно придётся по нраву "Наталья - Natalia", печальная, тревожная сюита, мелодия которой имеет некое сходство с популярной темой из балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» и прочей русской классической музыкой. Чтобы никто в мире не ошибся, её на экране сопровождает традиционно русский пейзаж и жалостливый нарратив о судьбе "простой русской женщины":
Но куда бы ни вёл нас музыкальный путеводитель, под звёздный горизонт из космического тумана, либо под воду, чтобы успокоить акул, мы всегда остаёмся на Земле. Каждая мелодия и аранжировка созвучна той географической точке, которые они описывают: Россию, Китай, Среднюю Азию, Европу, Африку. В целом, в этом альбоме нет ничего, что было бы вычеркнуто из нашего маршрута и сопровождающей его музыкальной библиотеки. Тут интересно всё.
Не будет слишком пафосным сказать, что это один из лучших сольных альбомов Стива. Если вы настоящий фанат, который понимает и ценит его музыку, вы не будете разочарованы. Со своей стороны я настоятельно рекомендую приобрести лимитированное издание из компакт-диска и синего диска, скрытых в медиабуке с 52 страницами текста и иллюстраций. Фантастическое издание: в нём есть больше, чем вы ожидаете.
Steve Hackett "Surrender of Silence" CD+Blu-ray Mediabook
Blu-ray: LPCM 48/24 5.1, LPCM 48/24 2.0, DTS-HD MA 5.1
+ Official Videos
1. Andalusian Heart 5:58
2. Sirocco 5:28
5.1 surround sound album mix by Roger King
Inside Out Music / Century Media Records (19439875062/IOMLTDCD 062) © 2021
Что ещё заинтересует меломана, настроенного на максимально возможную отдачу от купленной музыки? Конечно, помимо столь крутого оформления, пока не свойственного изданиям из каталога этого гитариста, это хайрезный звук с расширением до 5 каналов.
За текущие лет 10, ответственным лицом по этой части был штатный клавишник, инженер звукозаписи Роджер Кинг. К сожалению, в последних альбомах он огорчал меня (думаю, как и всех заинтересованных) своей манерой многоканального сведения.
Тенденция превратилась настолько в хроническую, что три года назад, когда я узнал о предстоящем выходе "Surrender of Silence", напророчил ему 4 – 5 баллов за микс. Говоря простым языком, это чуть улучшенная версия стерео, с едва живыми инструментами в тыловых каналах.
Что же, намедни я протестировал его работу на данном диске согласно нашим критериям и вот что получилось.
- Баланс. Кое-как инженер справился с балансировкой в треках 1, 2 и 4. К достоинствам звучания в первом номере необходимо отнести обширное звуковое облако, явно выходящее за пределы пяти колонок. Вибрации парят над головой.
- Статика. В ряде треков с высокими оценками (от 8 баллов и выше) распределение инструментов по разным каналам выполнено с очень хорошей дисперсностью. В тылах бурлит жизнь из клавишных \ струнных, вокалов, гитарного чёса и перкуссий. Дискретность, обусловленная приличной громкостью выделяемых элементов яркая и точная. Сомнений в том, что и где расположено по округе нет, всё чётко и понятно.
Там, где 3-7 баллов, затихает дискретность, ширятся пустоты в тылах, оживая
только в припевах и бриджах.
- Динамика. Большинство миксов радуют динамическими эффектами. Они выполнены клавишными, гитарами и такими штуковинами, как трещотка с погремушкой. Траектории радикальные и затейливые: круги, полукруги, диагонали, фланги. Проще назвать треки, где их нет или мало: 11 и 10.
Вывод
Объёмный звук в треках с 8-9 баллами просто великолепен. Если где-то не хватает насыщенного звучания в тылах, инженер компенсирует её летающими тарелками, затейливыми сюрпризами и эффектами, такими как переклички, внезапное нарастание и плавание звука по панорамам.
1. The Obliterati 2:17 = 9
2. Natalia 6:17 = 9/10
3. Relaxation Music For Sharks (Featuring Feeding Frenzy) 4:36 = 5/6
4. Wingbeats 5:20 = 8/9
5. The Devil's Cathedral 6:31 = 7
6. Held In The Shadows 6:20 = 7/8
7. Shanghai To Samarkand 8:27 = 9/10
8. Fox's Tango 4:21 = 6
9. Day Of The Dead 6:25 = 7
10. Scorched Earth 6:03 = 6
11. Esperanza 1:04 = 3/4
Средний балл = 8
Для Роджера Кинга невиданный успех. Если бы не странные провалы в треках 11, 10 и 8, я бы сказал, что этот инженер усвоил уроки сведения и научился своему ремеслу. Ну, а раз так случилось, то с оговоркой: он понял, что от него ждут и следует верным путём.
В заключение ложечка дёгтя в его победный бокал с шампанским. Его, как клавишника группы, хочется спросить, куда делись яркие, жёсткие, жирные и солирующие синтезаторы, присущие аранжировкам альбомов под брендом Steve Hackett 1970-1980-х?
Почему меня не отпускает ощущение, что он переключился на виртуальные синтезаторы, типовые звуки которых генерируются программным софтом? Такая, знаете, фоновая туманность из номера в номер, одно и то же. Приятное исключение в виде кафедрального органа встречается в треке 5.
Намедни я узнал о подходе (16 февраля 2024 года) очередного альбома великого гитареро, который также с окружающим звуком 5.1:
"The Circus and the Nightwhale" CD + BD 5.1
Дайте мне пованговать (ведущему специалисту простительно):
1 - пятиканальный микс = 8;
2 - виртуальные синтезаторы, т.к. Кинг консервативен и учится медленно.
Поживём увидим…
Резюме
Некоторые музыканты увядают по мере продвижения по карьерной лестнице. Этот альбом является доказательством того, что Стив Хакетт не относится к числу таких артистов, тут всё на высшем уровне. Один из лучших у Хакетта.
Сравнение со старыми вещами корректным не будет, потому что саунд другой, современный. Замените новый наряд на старый, разница будет небольшой: в этом концептуальном альбоме имеется особое ощущение искусства и музыки классического прог-рока семидесятых.
Заметен прогресс в микшировании пятиканального звука, что тоже радует и даёт возможность улучшить восприятие от этой студийной записи. Возможно, однажды я дойду и до концертных, коих у Хакетта в последнее время накопилось уже немало. Слышал, что по крайней мере, один из них месил Стивен Уилсон. А это значит, у нас будет ещё один повод для закладки кирпича в дженезисоведение.
Подписывайтесь, следите за обновлениями и слушайте любимую музыку в лучшем из форматов.
Дженезисоведение, как прикладная наука, пополнилась ещё одной, замечательной, главой:
Squackett "A Life Within A Day" DTS 5.1: 2 в 1 = Yes + Genesis
Genesis "Selling England By The Pound" SACD, DVD 5.1: Где простирается моя страна?
Tony Banks "A Curious Feeling" DTS 5.1: Просто из чувства любопытства
Anthony Phillips "The Geese & The Ghost" MLP 5.1: Резерфорд и Коллинз, гуси и призрак
Σ = 8
Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Luna Sea "The One -crash to create-" DD, SACD 5.1: Ночной полёт к Луне
"The Red Room - Красная комната" Питера Гэбриэла
Marillion "An Hour Before It's Dark" Blu-ray 5.1: За час до заката
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 42 серия: Asia "Arena" (1996)
Jethro Tull "Stand Up" DTS 5.1: "Hotel California" vs "We Used to Know"
The Pentangle "Basket Of Light" MLP 5.1: Прогрессивный фолк
Pink Floyd "Live At Pompeii" Blu-ray 5.1: Везувий, амфитеатр, квадрафония
Jon Anderson "Olias Of Sunhillow" DTS 5.1: OST в стиле фэнтези
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 23 серия: Styx "The Grand Illusion" (1977)
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Буду премного благодарен за репост статьи в соцсетях и на форумах. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!