Девятнадцатый альбом великой группы лежал у меня в разработке (то есть я готовил рецензию на него), как неожиданно свалилась весть о кончине барабанщика «Йес» Алана Уайта
Alan White (14.06.1949 – 26.05.2022)
Поэтому обзор пластинки двадцатилетней давности придётся омрачить этой новостью.
Что же, давайте мысленно отмотаем время в 2001 год и вспомним, в какой «спортивной» форме находились тогда эти классики прогрессивного рока, и когда все ещё были живы. Конечно, я имею ввиду не только Алана Уайта, но и мистера «рыбу из воды» - Криса Сквайра.
Альбом"Magnification" ("Увеличение") увидел свет в памятную дату – 11 сентября 2001 года и был записан следующим составом музыкантов:
Yes:
Jon Anderson – lead vocals, MIDI guitar, acoustic guitar, backing vocals on "Can You Imagine"
Steve Howe – acoustic and electric guitars, backing vocals
Chris Squire – bass guitar, lead vocals on "Can You Imagine", keyboards, backing vocals (RIP)
Alan White – drums, percussion, keyboards, backing vocals (RIP)
Поддержку составили “люди из оркестра”. Обратите внимание, нет штатного клавишника:
- Larry Groupé - orchestrations, arrangements & orchestra conductor
- Bruce Donnelly - orchestrations
- Frank Macchia – orchestrations
Исполнитель: Yes - Magnification (2001, прог-рок)
Когда появился "Magnification" некоторые члены сообщества Yes восприняли его с явным энтузиазмом.
- Конечно, в нём есть фирменный звук "Йес", который мы не слишком часто слышали с 1980 года.
- Конечно, новизна замены клавишных оркестром, как правило, работает на протяжении всего альбома, но чертовски не хватает.
- Конечно, настроение, тексты песен и уровень технического мастерства, представленные на альбоме, отсылают к славным дням Yes середины 70-х, не звуча при этом устало или ретро. Все это то, что делает этот альбом довольно хорошим.
Но здесь нет ничего, что поднимало бы его выше уровня довольно хорошего альбома.
Поэтому я не разделяю особых восторгов по поводу музыки Yes начала 2000-ых. Когда вышли два «соседних» альбома ("The Ladder" [1999] и "Magnification" [2001]), я их внимательно прослушал и сделал вывод, что из них двух можно было бы сделать один, но очень хороший. Не поиск сложных форм в «компьютерные времена» ослабили эти диски, а неумение или нежелание найти достаточно количество прекрасных мелодий. Такие гармонии есть, но очень красивыми я бы их не назвал.
Упёртые прогрессоры привыкли ругать "Drama" (1980) и "90125" (1983) (эх, не «Йес»! «Йес» уже не тот!). Да…, что не тот. Зато комбинация музыкантов в группе, может и не дружеская друг к другу, сочинила по-настоящему красивые мелодии, нашпигованные фирменной навороченностью. А что ещё нам нужно?
Подводя итог этому альбому, можно сказать, что на самом деле есть четыре вещи, которые вы извлекаете из него, когда слушаете его.
1. Вы получаете альбом, который довольно близок по звучанию и духу ко всем тем другим альбомам Yes, которые вы любите.
2. Вы услышите эксперимент по замене клавишных оркестром, который в значительной степени удался.
3. Вы можете услышать будущую классику Yes, к которой я бы причислил "Dreamtime" и "In The Presence Of".
4. Вы услышите некоторые из лучших гитарных работ Стива Хау с Yes за очень, очень долгое время.
Нет, пять! С приобретением данного диска вы получаете даже больше пяти… что-то под 10!
Давайте быть честными с собой. Битрейт звука высокого разрешения значит многого. И, разумеется, гвоздь программы – окружающий звук.
Yes "Magnification" DVD-Audio
DVD-Audio: MLP 96/24 5.1, MLP 96/24 2.0, Dolby Digital 5.1
+ "Magnification" Live Video + Exras:
- Discography
- Lyrics - ROM
DVD-Audio:
- Magnification
- Spirit Of Survival
- Don’t Go
- Give Love Each Day
- Can You Imagine
- We Agree
- Soft As A Dove
- Dreamtime
- In The Presence Of
i) Deeper
ii) Death Of Ego
iii) True Beginner
iv) Turn Around And Remember - Time Is Time
- In The Presence Of (live)
i) Deeper
ii) Death Of Ego
iii) True Beginner
iv) Turn Around And Remember - Magnification (Live Performance)
Produced by Yes and Tim Weidner
Executive producer: Jordan Berliant
Engineered by Tim Weidner
Surround Sound Remix Produced, Engineered & Mixed by Tim Weidner
Rhino Ent. Company (8122-78250-9), 2002
Конечно, йессоведению, за которым мы ревниво следим, нужен мультиканал! Ха-ха, кому что, а вшивому баня. Говоря о бане пятиканале, можно отметить, что в "Увеличении" есть всё, что требуется для высококлассного звука в 5.1.
Как видим, его творил инженер Тим Вейднер (Tim Weidner), тот же самый, которому поручили «проверку мира на хрупкость №1»:
Yes "Fragile" DVD-A 5.1: Проверка мира на хрупкость. Попытка №1 (ссылка под статьёй)
Этот звукорежиссёр понимает силу магнитных полей и пропускную возможность канализации. И всё, вроде, отлажено, если бы не некоторые оплошности… Дьявол кроется в деталях.
1. Баланс. Стоило Вейднеру недоглядеть за этой настройкой, как три трека (1, 2 и 10) испортили гармонию в увеличения окружающего звука до пределов вашей комнаты.
2. Статика. Даже слушая стерео, можно легко понять, что оркестр тут нужен просто для создания фона, лишь изредка с целью посостязаться в солировании с гитарой. А где обычно наш фон? – Правильно, чаще всего он в тылах. Вот туда-то и стремятся дискретные элементы записи: вокалы, перкуссии (погремушки), скрипки, флейты. А всё такое роковое дислоцируется спереди, во фронтальной панораме.
Есть «придирка» к треку 2: слышна некоторая оторванность звучания оркестра в тылах, что привносит эффект пустоты в том месте, где сидит слушатель.
3. Динамика. Чаще полем для подвижного звука выступает тыл: в треках 4, 5, 6, 8. Для полного облёта выбран трек 9. К сожалению, заметно игнорирование ярких 3D-эффектов. Их могло быть гораздо больше.
Выводы: треки, которые не разочаруют (10 и 9 баллов): 4, 5, 8, 9, 3, 7.
Таким образом, указанные выше недоработки и снижают общую оценку до 9 баллов. Это чуть выше, чем ремикс 5.1 альбома "Fragile" (1972) (тоже от Тима Уэйднера).
Резюме. Если вам плевать на мои придирки, или вы считаете их малозначимыми, то пропустите их, поставьте "Magnification" 10-ку в своём собственном рейтинге.
Многие группы в начале или в конце карьеры "сливались" с оркестрами. "Йес" сделали это в конце и, надо сказать, добились бесшовного микса и звучания, сшито крепкими нитками: полотно-монолит. Немного жаль увольнения нашего с вами соотечественника, Игоря Хорошева, из рядов «Йес». А то, поляки играют, корейцы, японцы, венгры... в звёздных составах, а наши лабухи хуже чтоль?
Контент. Понравилось меню диска: картинки эти стильные, "космические", наличие текстов, фото... интервью, "живой" номер... всё говорит об отличной проработке продукта.
С недавним уходом Алана Уайта призываю всех меломанов, кому близка его музыка, послушать этот диск, либо любой другой с его участием. Напишите в комментариях, какой есть у вас в коллекциях и как удалось «поднять» звук до 5.1.
Интересно, выживет ли Yes в таких условиях и если да, то как реинкарнирует.
Другие многоканальные альбомы из йессоведения: Yes, Chris Squire, Rick Wakeman, Bill Bruford, а также музыки в стиле нео-прог, арт-рок, прог-рок:
Yes "The Yes Album" Blu-ray 5.1: … на кусочке архивной фотоплёнки
Steve Hackett "Voyage Of The Acolyte" DTS 5.1 up-mix: Вояж, вояж… или Чудеса техники
Squackett "A Life Within A Day" DTS 5.1: 2 в 1 = Yes + Genesis
Tony Banks "A Curious Feeling" DTS 5.1: Просто из чувства любопытства
Genesis "The Lamb Lies Down On Broadway" SACD 5.1: Лебединая песня №1
Gentle Giant "The Power And The Glory" Blu-ray 5.1: Мощь и слава многоканала!
A King Crimson ProjeKct "A Scarcity Of Miracles" DVD-Audio 5.1: Компенсация нехватки чудес
Yes "Fragile" DVD-A 5.1: Проверка мира на хрупкость. Попытка №1
Andy Jackson "73 Days At Sea" DTS 5.1: Море в домашних условиях
Yes "Fragile" Blu-ray 5.1: Проверка мира на хрупкость. Попытка №2
Rick Wakeman "Journey To The Centre Of The Earth" DVD-Audio 4.0: Музыка полой Земли
Σ = 9
Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0.
2 = то же, что и стерео 2.0.
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, активен центр.
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса.
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Saga "Network" Dolby Digital 5.1: Сага о сети
Gong "You" PCM 4.0: Quadra-тный миф с планеты Гонг
RPWL. "Stock" DTS 5.1: Под влиянием Pink Floyd
Alan Parsons "The Secret" DVD 5.1: Секреты старого мастера
Pink Floyd "The Endless River" Blu-ray 5.1: Искусство уйти красиво
Pink Floyd "Atom Heart Mother" Blu-ray 4.0: Quadra-тная корова
Marillion "Brave" Blu-ray 5.1: Бравая девушка и скучные все
Jethro Tull "Aqualung" Blu-ray LPCM 4.0: Quadra-тный Акваланг
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Буду премного благодарен за репост статьи в соцсетях и на форумах. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!