Найти тему
Surround Sound AudioDisc

Luna Sea "The One -crash to create-" DD, SACD 5.1: Ночной полёт к Луне

Оглавление

Complete Limited Edition

"Разрушь, чтобы создать!" © японское хокку по русским мотивам

Расширенная русская версия ©
Расширенная русская версия ©

Как-то однажды, завладев нашими стерео-мечтами, аудио техникой на грани фантастики Япония, по моему мнению, очень сильно спасовала перед объёмным звуком. Канули в Лету реальные чудеса японского винилового CD-4, и форматы в аппаратуре сейчас сплошь американские. Хотя я слышал о дискотеках в Токио с пространственным сопровождением, «мультиканальный» артист (что свой, что чужой) из Японии – редкая птица над нашим «брезентовым полем, засеянным алюминиевыми огурцами» ©.

Я стараюсь отслеживать поступающие из Японии диски и вижу, что «наших» (т.е. с 4.0 – 5.1 и больше) среди них – мизерное количество, а уж интересных в музыкальном плане - что кот наплакал. Конечно, при таком раскладе дел, я не мог не заметить хорошо ротируемую там легенду с красивым названием «Лунное море» (Luna Sea).

Luna Sea "Полное собрание сочинений"
Luna Sea "Полное собрание сочинений"

Вообще-то первоначальная идея для названия была «Лунатизм» - Lunacy.

Наша спутница Луна и всё, что с ней связано, мне очень интересно. Поэтому уже давно попавшееся на глаза название этого японского коллектива сразу привлекло скрытой в нём романтикой. К тому же визуальным плюсом стали замечательные «лунные» обложки их альбомов. Между тем, каких-либо подвижек в сторону приобретения дисков, и даже знакомства с музыкой через MP3 я не делал.

Luna Sea "The One -crash to create-" - рекламный баннер про ре-юнион
Luna Sea "The One -crash to create-" - рекламный баннер про ре-юнион

Пока однажды (в мае 2013 года) и совсем уж неожиданно, я не встретил где-то анонс о ре-юнионе Luna Sea, приуроченному этому событию - альбому/синглу, да ещё и в расширении 5.1. Где-то в сети я отыскал ссылку на демо-файл и… Мне ничего не оставалось, как поставить этот сингл на очередь к приобретению. Послушайте и вы поймёте сами.

Luna Sea - собственно группа
Luna Sea - собственно группа

Исполнитель: LUNA SEA - The one (Crash to create) 2013 live

Как уже многократно говорилось в интернетах, группа Luna Sea воссоединилась после взятого на 11 лет отпуска и выдала нам «на гора» одну, зато долгожданную, «Ту самую» (кхе-кхе, The One, так сказать). Много где сказано, что надо сделать, дабы «разрушить, чтобы создать», но никто ещё не написал, как это выполнить мультиканально. И я стану первым в мире!

Luna Sea "The One -crash to create-" CD + HQCD + SACD + DVD
Luna Sea "The One -crash to create-" CD + HQCD + SACD + DVD

Luna Sea "The One -crash to create-" CD + HQCD + SACD + DVD

Complete Limited Edition

Luna Sea "The One -crash to create-" CD + HQCD + SACD + DVD - диски
Luna Sea "The One -crash to create-" CD + HQCD + SACD + DVD - диски

Hybrid SACD: 5.0

DVD: Dolby Digital 5.0

CD, HQCD, SACD, DVD:

1. The One ~crash to create~ 22:58

Luna Sea - группа поимённо
Luna Sea - группа поимённо

Luna Sea are:

VOCAL : RYUICHI
GUITAR, VIOLIN :
SUGIZO
GUITAR :
INORAN
BASS :
J
DRUMS :
真矢-Shinya-

Mixing Engineer: Hitoshi Hiruma

Avex Entertainment Inc. (YIZQ 10224~6/B). 2012

Luna Sea "The One -crash to create-" CD + HQCD + SACD + DVD - билет на концерт
Luna Sea "The One -crash to create-" CD + HQCD + SACD + DVD - билет на концерт

Итак, синопсис:

1) Встречаем «по одёжке» - всё солидно. В увеличенном до большого квадрата диджипаке (digipak) упакованы самые распространённые цифровые форматы - носители звука:

а) стандартный компакт-диск CD;

б) такой же, но с супер-пластиком (HQCD), японское изобретение, кстати;

в) кинематографический DVD c аудио в Dolby Digital 5.0, на котором «крутится» единственная (опять же, The One!) картинка, едва подвижный видеоряд с обложки: то ли Луна, то ли Солнце в обрамлении мерцающих звёзд. Звук «пожат» до киношного битрейта в 448 бит в секунду.

Luna Sea "The One -crash to create-" CD + HQCD + SACD + DVD - screenshot
Luna Sea "The One -crash to create-" CD + HQCD + SACD + DVD - screenshot

г) по-настоящему «наш» диск - гибридный SACD.

д) бонус в виде билета на прошедшее уже выступление.

Luna Sea "The One -crash to create-" CD + HQCD + SACD + DVD - обратная сторона билета
Luna Sea "The One -crash to create-" CD + HQCD + SACD + DVD - обратная сторона билета

е) пластиковый лист с текстом этого эпического произведения.

Luna Sea "The One -crash to create-" текст эпика на пластике
Luna Sea "The One -crash to create-" текст эпика на пластике

2) Провожаем «по уму»: более, чем здорово. Группа играть умеет, и в записи, как мне показалось, слышно превосходное «живое исполнение». Прекрасно проявлены дар композиции, аранжировки и «эпическое» мышление. Произведение на 23 минуты, в сонатной форме, это вам не трёх-аккордный повеса.

LUNA SEA - The one (Crash to create) 2013 live

4) Группу причисляют к основателям японского стиля visual key о котором у меня пока никакого мнения. Вокалист - Рюити, по всем данным, из поп-культуры.

Luna Sea - группа
Luna Sea - группа

Посему, совсем не сразу идентифицируешь его с тяжёлыми под-жанрами рока. И, предупреждаю вас – неподготовленных, к необходимой по этому случаю, слуховую адаптацию к японскому языку тоже. Стиль эпика я бы обозначил, как нео-прогрессивный рок. Всё ещё редкий в мультиканале, обратите внимание!

5) Чем больше слушаю я этот сингл, тем больше он мне нравится. И одного раза мне, как правило, всегда мало.

Luna Sea "The One -crash to create-" CD + HQCD + SACD + DVD - box credits
Luna Sea "The One -crash to create-" CD + HQCD + SACD + DVD - box credits

С предысторией можно закончить и перейти к нашему основному делу – анализу пятиканального микса. Вершил его Хитоси Хирума – инженер, долгое время сводивший альбомы другой японской группы - Buck-Tick.

Luna Sea - logo
Luna Sea - logo

Слушаю, комментирую:

1. Баланс. Нет, с одним коротким на 3 минуты исключением, о котором упоминаю ниже.

2. Статика. В звуковой картине доминирует фронтальная панорама по меньшей мере первые пять минут идёт разгон, так сказать. В это время в тылах преобладает негромкое эхо, которое можно назвать «минусовка». Это, как если бы, из стерео-микса были вырезаны партии отдельных инструментов, и остаток без них стал базой для тылов, на который сверху потом и добавились эти препарированные партии там, где посчитали нужным.

Потом наступает кульминация в аккурат на середине эпика до 10 баллов. Это выразилось в активации тылов с помощью громких синтезатора, гитар и некоторой доли перкуссий. А также включились динамические эффекты.

После этого в течение последних 5 минут статическая активность пошла на убыль.

3. Динамика. Да, с 5 по 16 минуту держитесь за подлокотники ваших диванов и кресел.

Luna Sea "The One -crash to create-" CD + HQCD + SACD + DVD - web
Luna Sea "The One -crash to create-" CD + HQCD + SACD + DVD - web

Вывод.

Вынужден ко всем лестным эпитетам по отношению к данному произведению добавить «ложку дёгтя»: всё бы хорошо, только звукоинженер выбран «неправильный». Может и намеренный мастер-план такой, но я склоняюсь-таки, что именно от бестолковости Hitoshi Hiruma залил запись «грязью», достойной каких-нибудь панков, гаражников, инди-альтеров, разных там типажей, стоящих в оппозиции к хорошему звуку. Оный здесь – это «каша» с размазанной стерео-панорамой, зауженным частотным диапазоном, безалаберной «прописью» ритм-группы (размытый бас, ватная бочка и шелестящие тарелки всей кучей). Фильтр, с помощью которого, заполнялась звуком задняя панорама, свёл на нет возможность расслушать тарелки и ритм-секцию в целом. Хруст, просто хруст.

Hitoshi Hiruma - звукоинженер объёмного звучания в 5.1
Hitoshi Hiruma - звукоинженер объёмного звучания в 5.1

В роли инженера по сведению объёмного звука, Хирума-сан также выглядит неубедительным. Он - недоделанный мультиканальщик, этакий японский «Гатри» (James Guthrie – это дежурный по мультиканальной кухне у Pink Floyd, кто не в курсе). Отсюда и все издержки киношного мышления: доминанта громкости во фронте и его тихое зеркальное отражение в тылу.

Громкость выделенных мультиканальных эффектов, как и статики, не отличается особой силой на двух третях альбомного времени. Посему не стесняйтесь, если домочадцы и соседи не против, нажать «педаль задней громкости» на вашем усилителе до приемлемого предела.

Дисбаланс в объёмном звучании альбома Luna Sea "The One -crash to create-"
Дисбаланс в объёмном звучании альбома Luna Sea "The One -crash to create-"

Композиция идёт целиком, 23 минуты без перерыва, и чтобы подробно разобрать все детали представленного здесь сведения, я «порежу» эту рок-сюиту на части. Их условные границы обусловлены композиционными особенностями и моим авторским чутьём.

Luna Sea "The One -crash to create-" CD + HQCD + SACD + DVD - буклет с текстом
Luna Sea "The One -crash to create-" CD + HQCD + SACD + DVD - буклет с текстом
Прилагаемый к бокс-сету английский текст, по строкам которого я пробежался «одним глазом» говорит о романтичной любовной лирике.

Мне же будет проще привязать обзор к «лунной» теме. Название группы, художественное оформление обложки, звучание инструментов, как бы намекают. Поэтому я обозвал эпик по-свойски: «Ночной полёт к Луне».

Ночной полёт к Луне

Часть 1. “Зажигание / Отрыв” - 00:00

Уже с самого начала слышно, что основа микса - это «минусовка в тылах», как некогда я обозвал этот метод. Базой для тылов становится «вычищенная» от соло-инструментов стерео-панорама. По мере необходимости в «базу» вплетаются эти же самые соло, отдельные партии, подпевки, и прочие статические элементы-украшательства. Хороший мастер громкость «базы» делает приличной, звучащей (почти) на равных с фронтом, а «киношник»-недоучка нещадно её давит. И здесь, как вы догадались – давит. Конкретно в этой части доминирует бас, выделены электроорган, сменяемый электрогитарой. Её звук на 1:50 цепляется ваше ухо. В центральном канале «играют все» и очень тихо.

Оценка: 5

Часть 2. “Прощание с Землёй” - 02:18

Вступает вокалист и даёт начало лейтмотиву.

Оценка: 5

Часть 3. “Выход в невесомость” - 03:26

Стартовая напряжённость спадает, символизируя выход в космическую невесомость. Для оживления тылов, инженер расцвечивает их эхом от «уставшего» вокалиста и перебором акустической гитары вместе с органными нотами. Иногда там слышны всполохи тарелки.

Оценка: 5

Часть 4. “Курс на Луну” - 05:06

Всё самое мультиканально-интересное и вкусное начинается отсюда. Обилие гитарных фишек в текстуре (флэнжер и глиссандо) отлавливается инженером и применяется им по делу. То вокруг полетать запустит, то по диагонали из левого фронта в правый тыл метнёт. А эхо от вокалиста посажено в тыл. Кульминацией стал отрезок с 9 по 12 минуты, где с особой силой проявляются все эти звуковые эффекты. Ритм-секция тоже не дремлет, ведёт ритм, подобный пинк-флойдовскому из “Echoes”.

Оценка: 7\8

Часть 5. “Лик Луны” – 12:26

При преодолении тысяч километров по направлению к Селене-Луне, что может быть лучше, чем показать бесконечность космоса? К этой идее был привлечён объёмный бас, создающий баланс и поле вокруг слушателя, а проносящиеся мимо вас “астероиды” (фронт – тылы) запускаются гитарой. На 14:40 один из самых ярких моментов этого отрезка, где бас ведёт что-то из “Animals” (Pink Floyd).

Оценка: 10

Часть 6. “Море Спокойствия” - 15:06

Похоже, что лунное Море Спокойствия и стало первым ландшафтом, встретившимся на пути к миссии. Умиротворённую красоту этого места обрисовывает «объёмная» скрипка и подвижный гитарный флэнжер. Долетели – можно отдохнуть.

Оценка: 9

Часть 7. “Миссия” - 15:52

И снова Pink Floyd вдохновил наших японских «летунов»: классная реминисценция, сыгранная клавишником, подобравшим фирменный звук электропиано Рика Райта.

Оценка: 8

Часть 8. “Форсаж” - 16:42

Прерывание лунной идиллии вступившими напористыми барабанами (увы, опять во фронтах) напоминают, что пора двигаться дальше, набирая скорость для «облёта» нашего небесного спутника и исследования её «тёмной» стороны.

Оценка: 8

Часть 9. “Обратная сторона Луны” - 18:05

Почти минута дана под репризу эпического лейтмотива и долгожданного оживления в тылах от лунной и звёздной пыли.

Оценка: 7

Часть 10. “Миссия выполнена” - 19:55

«Пройдя через тернии к звёздам», вокалист снова заводит гимн - лейтмотив, как бы торжественно заявляя о победе экипажа над терниями. Позади слушателя взбита «звуковая вата», но без вокала.

Оценка: 5\6

Часть 11. “Курс на Землю” - 22:04 ~ 22:58

По завершению облёта, берётся курс домой. Музыкально и технически здесь «форсаж»: то же самое, что было на старте эпика.

Оценка: 7\8

Вот такая история о японских космонавтах, покорителях звукового космоса. Миссия выполнена частично:

Музыка (заслуга артистов) = 10

Звук = 6

Микс = 7

Luna Sea - logo
Luna Sea - logo

Что помешало миксеру создать из прекрасного эпика шедевр во всех отношениях? Конечно, работа над звуком в тылах и дисбаланс.

Положительные моменты микса: созданный объём и, частично, работа над динамикой гитар. Бывают весьма эффектные 3D-приёмы.

В заключении я хочу сказать, что перед нами необычный пример музыкального издания из страны восходящего Солнца. В альбоме воплощены лучшие идеи прог-рока, записанные не без огрехов, конечно, но заслуживающие приобретения в мультиканальном виде.

さようなら、再びあなたを参照してくださ

sayo una ra, futatabi ana ta o sanshou shite ku da sa

Другие многоканальные диски в подобных жанрах:

The Pineapple Thief"Dissolution" DVD, Blu-ray 5.1: Мир разрушенных иллюзий. Часть 1, электрическая

Rush "Fly By Night" Blu-ray/DVD-A 5.1: «Раш» предупреждают: не летайте по ночам!

Opeth "Pale Communion" Blu-ray 5.1: Пришёл Уилсон и всё…

Muse "The Resistance" DVD: Песни протеста в DTS 5.1

Queensryche "Tribe" DVD-Audio 5.1: Наше племя – наша цепь

Ayreon "Actual Fantasy Revisited" DD 5.1: Настоящая фантазия вернулась к реальности

Porcupine Tree "Fear Of A Blank Planet" MLP 5.1: Недетские проблемы

Rush "Moving Pictures" Blu-Ray, DVD-Audio 5.1: Пик творчества

Σ = 7

Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:

1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.

Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.

Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:

Anathema "The Optimist" Blu-ray 5.1: Нарочитый оптимизм

Dream Theater "Dream Theater" DVD-Audio 5.1: Враг внутри

Rush "2112" DVD-A/Blu-ray 5.1: Назад в будущее

Storm Corrosion "Storm Corrosion" Blu-Ray 5.1: Ночь перед казнью

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc

Лунная программа для домашнего космолёта
Лунная программа для домашнего космолёта