Развод - казнь - смерть - развод - казнь - выжившая
Первым сольным альбомом Уэйкмана (за исключением малоизвестного "Piano Vibrations") стал концептуальный альбом с шестью амбициозными треками, каждый из которых был вдохновлён одной из жён короля Генриха VIII.
Сам Уэйкман сказал, что пьесы предназначены не для описания сюжетов как таковых, а для того, чтобы отразить его интерпретацию их (т.е. жён) характеров.
Поскольку весь альбом инструментальный, только Рик знает, как музыка на самом деле соотносится с персонажами, которых она изображает. По правде говоря, с точки зрения слушателя, это с таким же успехом могло быть "Шесть штук самых жирных карасей и мелкой сырой рыбы на закуску", "Шесть шведок в Альпах" или "Первые шесть жертв Джека Потрошителя". В музыке нет ничего, что явно предполагало бы обезглавливание, разводы и т.д.(!)
Концепция альбома о жёнах Генриха 8-го продумана, хотя порядок расположения треков не соответствует порядку бракосочетаний (не то чтобы это имело значение), а дело было именно так:
Екатерина Арагонская,
Анна Болейн,
Джейн Сеймур,
Анна Клевская,
Кэтрин Говард
Кэтрин Парр.
Довольно большая часть музыки действительно отдаёт средневековьем, что соответствует концепции. В примечаниях к альбому маэстро утверждает, что стиль музыки, возможно, не всегда соответствует индивидуальной истории каждой жены, но это его личная концепция их характеров, пересказанная клавишными инструментами.
Я думаю, Уэйкман неплохо справился с представлением женщин в музыкальном плане. Возможно только трек 2 ("Anne of Cleves") не похож на её героиню (в моём представлении она тихая, бесхитростная, несколько неряшливая особа).
1-й трек ("Екатерина Арагонская") действительно напоминает мне умную, волевую, благочестивую женщину.
2-й трек ("Anne of Cleves") звучит для меня совсем не так, как мой образ Анны Клевской: это оптимистичная, энергичная музыка в быстром темпе, гораздо больше похожая на мой образ Кэтрин Ховард или, возможно, Анны Болейн. Тем не менее, в музыкальном плане это хороший трек; местами немного джазовый, в других местах чувствуется настоящий рок: выдающиеся гитара и барабаны.
3-й трек ("Catherine Howard") - хороший трек: спокойное фортепианное вступление с простой, но очень приятной мелодией, напоминающей гимн, ведущей к более энергичной средней части, где синтезатор звучит довольно величественно, за которым следует чистый аккомпанемент фортепиано в стиле хонки-тонк, прежде чем снова замедлиться.
Всё это действительно напоминает жизнерадостную молодую женщину, хотя ближе к концу это звучит слишком непринужденно, чтобы соответствовать моему образу Кэтрин Ховард; она флиртовала с молодыми придворными (возможно, даже зашла дальше), что стало её падением, и трек не достаточно хорошо раскрывает этой стороны её истории. Зная её печальный конец, я бы добавил трагизма в конце.
4-й трек ("Джейн Сеймур") - это произведение, похожее на церковную литургию, звучит средневеково и потому мне очень нравится. Это отличный номер программы: церковный орган играет как в высоких, так и в низких регистрах. Кстати, это настоящий церковный орган из церкви Святого Джайлса в Крипплгейте. Затем немного синтезатора поверх органа - блаженство для поклонников органа и синтезаторной музыки.
Навыки маэстро в написании музыки и игре на клавишных очень очевидны на этом треке. Единственный вопросительный знак в моём сознании заключается в том, отражает ли трек спокойное, мягкое поведение, которое, по-видимому, характеризовало Джейн Сеймур. В некотором смысле так оно и есть - церковный орган и клавесин создают ощущение религиозного смирения и спокойствия.
5-й трек ("Anne Boleyn") начинается с непринужденной игры на пианино в баре (красивая мелодия), а затем набирает темп и порхает, подпрыгивает некоторое время, а затем возвращается к игре на фортепиано. Фортепиано очень хорошо звучит в этом треке и придает ему утончённый вид, возможно, как в моём представлении об Анне Болейн, которая свободно говорила по-французски (в течение нескольких лет посещала двух французских королев) и любила французскую одежду, поэзию и музыку.
Она несколько лет сдерживала любовные ухаживания Генри и, должно быть, была довольно проницательной женщиной, но её вспыльчивость и острый язычок, возможно, недостаточно раскрыты в этом треке. Её неудача произвести на свет ребенка мужского пола стала её гибелью. В целом, интерпретация этой женщины Уэйкманом кажется разумной.
6-й трек ("Catherine Parr") в целом довольно энергичный, местами с быстрой работой клавишных, хотя это довольно "стабильный" трек и, в некоторой степени, соответствует образу хорошо образованной, чувствительной и заботливой Кэтрин Парр, дважды овдовевшая до того, как вышла замуж за Генри, и дочь скромного сельского сквайра. Очевидно, она смягчила нрав Генри, ухаживала за ним и сплотила семью. Она устроила хороших репетиторов для детей Генри, и они, очевидно, видели в ней стабилизирующую материнскую фигуру.
Эти черты действительно проявляются в некоторых местах трека, но, возможно, их недостаточно. Что касается самой музыки, то здесь есть хорошая базовая мелодия и несколько приятных штрихов: мне нравится короткий звон колокольчиков в середине трека.
Подводя итог. В целом музыка хорошая, а концепция отличная, на мой взгляд - это неоспоримая классика прогрессивного рока, и намного, намного лучше, чем его последующие "Путешествие к центру Земли" и лишь "Мифы и легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола" могут поспорить с "Жёнами" за пальму первенства.
Оригинальная пластинка была хорошо упакована и включала в себя информативную обложку: кто и на чём исполнял музыку. Многие из последующих альбомов Уэйкмана следовали этой формуле, заложенной тут в оформлении альбома, но этот был первым и считается отличной первой попыткой.
Кому интересно узнать, где это Уэйкман встречается с жёнами и самим Генрихом Восьмым, сообщаю, что снимки сделаны в музее восковых фигур мадам Тюссо в Лондоне.
В связи с выпуском данного делюксового издания существует следующая легенда, похожая на правду. Долгое время меломаны планеты просили Рика переиздать всё, что у него выходило с объёмным звуком в 1970-х. А это, напомню, три альбома: "Жёны", "Король Артур" и "Путешествие к центру Земли".
Маэстро обратился в хранилище плёнок A&M за квадрафоническими мастер-лентами. На что ему ответили, что, то ли они сгорели, то ли были выброшены за ненадобностью в коровник(*). История и шла бы к роковому финалу, пока, наконец, откуда-то не откликнулся владелец ещё запечатанного винила с искомым 4.0 миксом. Он сам оцифровал свой пласт и предоставил файлы для DVD, который мы сейчас слушаем.
Rick Wakeman "The Six Wives of Henry VIII" CD + DVD
DVD: MLP 4.0, DTS 4.0, Dolby Digital 4.0, MLP 2.0
+ Catherine Howard (BBC TV 1973)
Total Time 36:26
Человек-оркестр
Rick Wakeman - Steinway grand piano, RMI electric piano, Hammond C3 organ, acoustic & electric harpsichord, Minimoog, ARP synthesizer, Mellotron 400D, Cripplegate St. Giles church organ (4), arrangements & production
вместе с:
Mike Egan - guitar (1,2,5,6)
Steve Howe - guitar (1)
Dave Lambert - guitar (3)
David Cousins - electric banjo (3)
Chris Squire - bass (1)
Dave Winter - bass (2,6)
Chas Cronk - bass (3)
Les Hurdle - bass (1,5)
Bill Bruford - drums (1,5)
Alan White - drums (2,4,6)
Barry de Souza - drums (3)
Ray Cooper - percussion (1,5)
Frank Ricotti - percussion (2,3,6)
Judy Powell - chorus (1)
Barry St.John - chorus (1)
Liza Strike - chorus (1,5)
Laura Lee - chorus (5)
Sylvia McNeill - chorus (5)
Производство
ArtWork: Ken Carroll (design) with Michael Doud (Art Direction) & Bruce Rae (photo)
CD+DVD UMG Recordings (5256238) © 2014
Если это так, то становятся понятны некоторые обсуждённые огрехи и артефакты, характерные для механического звуко-извлечения, которые ловятся опытным ухом. И это совсем не тёплый аналоговый звук, да. А нечто другое. Ну, вы поняли…
Однако, нам уже не до жиру: слушаем шедевр в 4.0 и радуемся тому, что есть. Общие впечатления от сведения в квадра следующие.
1. Баланс. Да – трек 1 и в остальных – это динамический баланс (то есть, то нет из-за того, что задние каналы усиливаются не сразу).
2. Статика. Фронтальному расположению инструментов отдано предпочтение – схематично это похоже на подкову и не совсем похоже на квадра. К тому же в треках, кроме 1 и 4, наблюдается размытость локализации и хлипкая дискретность: все играют ото всюду. Если учесть эти два фактора и ослабление роли тылов, то наша задача – адекватная оценка, выглядит непростой.
3. Динамика. Да, короткие и мимолётные динамические эффекты – полёты синтезаторов, встроены в аранжировку почти всех треков: 2, 3, 4 и 6. На мой взгляд, того что есть – мало.
Выводы
1. Catherine of Aragon (3:45) = 9/10
2. Anne of Cleves (7:50) = 8
3. Catherine Howard (6:36) = 6/7
4. Jane Seymour (4:44) = 9
5. Anne Boleyn (incl. "The Day Thou Gavest Lord Hath Ended") (6:31) = 7/8
6. Catherine Parr (7:00) = 8
Средний балл = 8
Резюме
Относительно недавно обретённая известность Уэйкмана, как клавишника Yes означала, что у альбома была готовая аудитория, стремящаяся приобрести что-либо, имеющее отношение к упомянутой группе. Я не собираюсь этим подразумевать, что альбом не гарантировал того успеха, которого он добился, но если бы он был записан неизвестным клавишником-виртуозом, его, вероятно, сочли бы эксцентричным выскочкой.
Рик пользовался услугами большинства участников Yes, а также некоторых участников своей предыдущей группы The Strawbs, наряду со многими другими музыкантами на протяжении всего альбома. По понятным причинам в основном используются клавишные, но здесь также существует большое разнообразие звуков, от классического фортепиано до (в то время неслыханных) синтезаторных творений. Здесь много прекрасных, сильных мелодий, включая отсылки к классическим произведениям и гимнам. Пара треков слегка блуждают, особенно когда они основаны на чуть слабых темах.
Лучшими являются "Anne Boleyn", прекрасная мягкая композиция с участием фортепиано, и "Jane Seymour" с кафедральным органом и парящей партией муга.
И, на последок, почему же это, по-моему, шедевр. Мне действительно нравится Рик Уэйкман. Мне нравится величие, которое некоторые называют чрезмерным, и я понимаю их точку зрения, когда они так говорят. Мне нравятся гобелены звука, которые он привносит в свои лучшие работы, мне нравится его расслабленная и свободная техника, вероятно, лучшая из всех клавишников за всю эпоху рока.
Здесь он делает то, что у него получается лучше всего: использует настоящий арсенал клавишных, чтобы поразить ваш слух. В "Жёнах" нет ни одного плохого трека, много мелодий и ощущения, которые создаёт музыка, переносят вас в прошлое.
p.s.: (*) И это не шутка. Однажды в коровнике обнаружились мастер-ленты концертника Supertramp. Авось, к нему мы ещё вернёмся.
Другие многоканальные альбомы из йессоведения: Yes, Chris Squire, Rick Wakeman, Bill Bruford, а также музыки в стиле нео-прог, арт-рок, прог-рок:
Yes "The Yes Album" Blu-ray 5.1: … на кусочке архивной фотоплёнки
Rick Wakeman "A Gallery of the Imagination" DD 5.1: Музыкальные картинки
Squackett "A Life Within A Day" DTS 5.1: 2 в 1 = Yes + Genesis
Yes "Fragile" DVD-A 5.1: Проверка мира на хрупкость. Попытка №1
Yes "Fragile" Blu-ray 5.1: Проверка мира на хрупкость. Попытка №2
Rick Wakeman "Journey To The Centre Of The Earth" DVD-Audio 4.0: Музыка полой Земли
Yes "Magnification" DVD-Audio 5.1: Увеличение звука. Памяти Алана Уайта
Jon Anderson "Olias Of Sunhillow" DTS 5.1: OST в стиле фэнтези
Σ = 8
Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Surround Master! Неужели чудо свершилось?!
Art Of Noise "Reconstructed... For Your Listening Pleasure." DTS, SACD 5.1: Реконструкция под 5.1
Hugo Montenegro "Others By Brothers" & "Scenes & Themes" SACD 4.0: Волшебный ARP
Barclay James Harvest "Gone To Earth" DTS 5.1: С небес на Землю
Anthony Phillips "Wise After The Event" LPCM 5.1: Белочка и гольф
Jon Lord "Beyond The Notes" SACD 5.0: За пределами нот
Mike Oldfield "The 1984 Suite" DVD 5.1: Сюита, которой не было
Elton John "Elton John" SACD 5.1: Начало
Pink Floyd "Meddle" BD 4.0: Пасхальное яйцо
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 91 серия: Manfred Mann's Earth Band "Messin’" (1973)
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!