Найти в Дзене

Предстоит обследование у психиатра? Рассказываем как это происходит

Сегодня я хотела бы поговорить на важную тему: как психиатры устанавливают диагноз, какие методы используются, насколько это серьезно и в чем заключается помощь специалистов.

Что нужно врачу-психиатру для установления диагноза?

1. Патодиагностическое обследование

Первый и самый главный метод — патодиагностическое обследование. Оно проводится не врачом-психиатром, а клиническим психологом. Это серьезное и длительное исследование, занимающее 1,5—2 часа. В ходе обследования анализируются:

  • Память, внимание, концентрация;
  • Ассоциативное мышление, логика;
  • Особенности структуры мышления: его своеобразие, оригинальность, причудливость;
  • Личностные особенности: акцентуации характера, повышенная импульсивность, тревожность, демонстративность;
  • Склонность к отклоняющемуся поведению.

Результаты обследования помогают выявить отклонения или подтвердить норму.

2. МРТ головного мозга

Магнитно-резонансная томография (МРТ) используется для исключения органической патологии, такой как:

  • Опухоли мозга;
  • Грубые нарушения клеточной структуры мозга.

Хотя психиатры больше изучают тонкие нарушения — например, дисбаланс нейромедиаторов (серотонина, дофамина, норадреналина), МРТ помогает обнаружить повреждения клеток, которые также могут вызывать психические расстройства.

3. ЭЭГ-мониторирование

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) фиксирует электрическую активность мозга и помогает выявить:

  • Судорожную активность;
  • Эпилепсию и другие органические нарушения.

Существует два вида ЭЭГ:

  • Короткая ЭЭГ (30 минут) — проводится днем, но не всегда информативна;
  • Ночное ЭЭГ-мониторирование — ребенок вводится в медикаментозный сон, и в течение ночи анализируется активность мозга, особенно во время сна, так как часть эпилептической активности проявляется только в этот период.

ЭЭГ важна, поскольку под маской эпилепсии могут скрываться психические расстройства.

Клинический метод: сбор анамнеза

После прохождения обследований врач переходит к сбору анамнеза. Этот этап включает:

  1. Жалобы пациента Врач выясняет, что беспокоит ребёнка: плохое настроение, нарушение сна, аппетита — это типичные симптомы психических заболеваний.
  2. Беседа с родителями Психиатр задаёт вопросы о наследственности, протекании беременности, родов и раннего развития ребёнка: были ли задержки в развитии, как проходила адаптация в детском саду, школе, университете.
  3. Беседа с ребёнком Наедине с врачом дети часто раскрываются лучше, чем в присутствии родителей. Они могут поделиться своими переживаниями, в том числе о суицидальных мыслях или самоповреждениях. Установление доверительных отношений с пациентом — важный элемент диагностики.

Предварительный диагноз

После первого осмотра диагноз всегда ставится предварительно. Важно наблюдать пациента в динамике:

  • Как он реагирует на лечение;
  • Как изменяется его настроение, поведение, симптомы.

Для некоторых диагнозов, например шизофрении, требуется наблюдение в течение года, чтобы подтвердить диагноз и определить дальнейшие меры, включая социальные льготы.

Что делать, если диагноз кажется удручающим?

  1. Помните, что это может быть лишь мнение одного врача и предварительный диагноз.
  2. Обратитесь за вторым и третьим мнением к другим специалистам.
  3. Консультируйтесь с врачами, имеющими научные регалии (докторами или кандидатами наук), чтобы получить взвешенное и экспертное заключение.

Заключение

Психиатрия — это наука, требующая большого клинического опыта и динамического наблюдения. Если у вас есть вопросы или вы столкнулись с трудностями, не стесняйтесь обращаться за помощью.

Подробнее в этом видео на нашем канале: https://dzen.ru/video/watch/678b489d3c34886f492cbc07

Лабутева Ирина Сергеевна, врач-психиатр, к.м.н. Центра подростковой аддиктологии В.Готлиб

📍 Если у вас возникли вопросы или вы хотите записаться на консультацию, обращайтесь к нам:
🌐
Сайт нашего центра
📱
Телеграм-канал для родителей
📰
Страница на Дзене
🎥
Наш канал на YouTube

🎥 Не забудьте подписаться на наш канал, чтобы не пропустить новые материалы!