Читаем любопытную по структуре и наполнению книгу — «Ничего не интересно» Натальи Спеховой.
Это практическое пособие по взаимодействию с подростком. Интонацию автор выбирает дружелюбную, но вместе с тем деловую, конкретную. Каждый аспект взаимодействия поддержан заданием, вариантом разговора или действия.
Автор помогает родителям найти объяснение на неудобные вопросы и приглашает к совместному размышлению. Эта книга не для ленивых родителей, скорее — для тех, кто активно жаждет изменений. И меняться (ах!) приходится именно взрослому. Автор предлагает свежий взгляд на ответственность и «взрослость» как таковую. С одной стороны, это не что-то отталкивающее и пугающее: ответственность открывает новые возможности, позволяет контролировать собственную жизнь. С другой стороны, автор призывает взрослым сохранять подвижность мышления, возвращать себе любознательность — только так получится выдернуть ребенка из гаджетов в прекрасный аналоговый мир.
Но это… непросто. Читателю нужно быть открытым к изменениям, чтобы воспринять текст хотя бы в какой-то его части.
Ещё раз повторю, что «Ничего не интересно» — это практическое пособие. Методы взаимодействия — не только разговор, но и активное наблюдение за подростком, письменный анализ и даже ведение таблиц, схем и чертежей! Мне кажется не очень реальным и нужным заводить многочисленные таблицы, даже с наилучшими намерениями — подросток всё-таки не подопытный в лаборатории, а родной человек и любимый ребёнок. Думаю, самый малый процент читателей, мамы-отличницы, будут прилежно вести таблицы и использовать приборы измерения. Например, секундомер в упражнении «секунда» для развития решительности.
Красной нитью через весь текст проходит объединяющая идея общения: «Сначала приучите подростка к разговорам, постоянному общению, а уже потом подключайте упражнения».
Общение, наблюдение, анализ и внимание взрослого к собственному поведению, реакциям, позиции по жизни — пожалуй, такую формулу можно вывести по итогам прочтения. Хотя, конечно, каждая семья представляет уникальный микросоциум и найдет в тексте свой вариант интерпретации и переноса авторских предложений в жизнь.
В любом случае, книга Натальи Спеховой дает родителю успокоительное ощущение контроля над ситуацией. Он читает книгу, стремится к изменениям, а значит, движение уже началось — читатель не стоит на месте, процесс налаживания связей запущен.
Созидательное, полезное чтение на актуальнейшую тему — одобряем и берём в домашнюю библиотеку!
Мари Москва, литературный критик