Найти в Дзене

Рецензия на книгу Натальи Спеховой «Ничего не интересно» от критика Мари Москва

Читаем любопытную по структуре и наполнению книгу — «Ничего не интересно» Натальи Спеховой.

Это практическое пособие по взаимодействию с подростком. Интонацию автор выбирает дружелюбную, но вместе с тем деловую, конкретную. Каждый аспект взаимодействия поддержан заданием, вариантом разговора или действия.

Автор помогает родителям найти объяснение на неудобные вопросы и приглашает к совместному размышлению. Эта книга не для ленивых родителей, скорее — для тех, кто активно жаждет изменений. И меняться (ах!) приходится именно взрослому. Автор предлагает свежий взгляд на ответственность и «взрослость» как таковую. С одной стороны, это не что-то отталкивающее и пугающее: ответственность открывает новые возможности, позволяет контролировать собственную жизнь. С другой стороны, автор призывает взрослым сохранять подвижность мышления, возвращать себе любознательность — только так получится выдернуть ребенка из гаджетов в прекрасный аналоговый мир.

Но это… непросто. Читателю нужно быть открытым к изменениям, чтобы воспринять текст хотя бы в какой-то его части.

Ещё раз повторю, что «Ничего не интересно» — это практическое пособие. Методы взаимодействия — не только разговор, но и активное наблюдение за подростком, письменный анализ и даже ведение таблиц, схем и чертежей! Мне кажется не очень реальным и нужным заводить многочисленные таблицы, даже с наилучшими намерениями — подросток всё-таки не подопытный в лаборатории, а родной человек и любимый ребёнок. Думаю, самый малый процент читателей, мамы-отличницы, будут прилежно вести таблицы и использовать приборы измерения. Например, секундомер в упражнении «секунда» для развития решительности.

Красной нитью через весь текст проходит объединяющая идея общения: «Сначала приучите подростка к разговорам, постоянному общению, а уже потом подключайте упражнения».

Общение, наблюдение, анализ и внимание взрослого к собственному поведению, реакциям, позиции по жизни — пожалуй, такую формулу можно вывести по итогам прочтения. Хотя, конечно, каждая семья представляет уникальный микросоциум и найдет в тексте свой вариант интерпретации и переноса авторских предложений в жизнь.

В любом случае, книга Натальи Спеховой дает родителю успокоительное ощущение контроля над ситуацией. Он читает книгу, стремится к изменениям, а значит, движение уже началось — читатель не стоит на месте, процесс налаживания связей запущен.

Созидательное, полезное чтение на актуальнейшую тему — одобряем и берём в домашнюю библиотеку!

Мари Москва, литературный критик

Рецензия подготовлена в рамках проекта «Завтрашние классики: воспитание через слово», организованном Союзом детских и юношеских писателей при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Рецензия подготовлена в рамках проекта «Завтрашние классики: воспитание через слово», организованном Союзом детских и юношеских писателей при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.