Король Георг III был уважаемым и ответственным монархом, который правил почти 60 лет. Тем не менее, в памяти многих он (довольно несправедливо) остался, в первую очередь, королём, чьё правление закончилось тяжёлым психическим расстройством.
Первые признаки беды (1765 год)
Весной 1765 года, всего через 5 лет после вступления на престол, 27-летний Георг III внезапно заболел: у него были высокая температура, сильный кашель, резкая потеря веса и бессонница. К этому добавились когнитивные нарушения, которые беспокоили не только придворных, но и самого короля. Из-за опасений, что в будущем подобное может повториться, парламент принял акт о регентстве, который позволял назначать регента, если Георг вновь окажется неспособным править. К счастью, король быстро поправился, и акт отменили.
Жёсткая мания (1788 год)
Второй приступ в 1788 году оказался куда серьёзнее. Если раньше Георг показывал лишь лёгкие признаки умственного расстройства, то теперь началась полноценная мания. Проживая в то время в Виндзорском замке, король начал вести себя крайне непредсказуемо: стал груб с окружающими, страдал галлюцинациями, часами произносил бессвязные речи. Более того, он проявлял неподобающий интерес к женщинам и даже совершал попытки сексуальных посягательств. У него случались бурные конвульсивные приступы, во время которых слугам приходилось удерживать его на полу, чтобы он не нанёс себе увечья.
«Безумец»
Семья и придворные были в шоке: воспитанный, спокойный и дружелюбный король превратился в «буйного сумасшедшего». Однажды посетитель Виндзора был потрясён, увидев, как Георг зарывает стейк в землю, надеясь, что «вырастет мясное дерево». Другой гость застал короля за тем, что тот пытался «пожать руку» дубу, считая его прусским королём.
Офицер охраны покоев короля, Роберт Гревилл, оставил записи в дневнике, описывая, как прошло для Георга Рождество 1788 года:
«Тогда король часть постельного белья убрал под кровать, снял свой ночной колпак и надел вместо него наволочку, а подушку назвал принцем Октавиусом, который, по его мнению, должен был заново родиться в этот день».
Перевод в дворец Кью
Короля перевезли из его покоев в Виндзоре в небольшой «Голландский дом» (Dutch House) на территории дворца Кью в Лондоне. Там врачи пытались «лечить» его несколько варварскими для нас, шоковыми методами: наносили на кожу порошки с мышьяком, чтобы вызвать ожоги и волдыри, морили голодом, окунали в ледяную воду, заставляли принимать рвотные средства и слабительные — всё ради «изгнания» безумия. Предсказуемо, что это не помогало.
«Неправильные головы»
Отчаявшись, королева Шарлотта обратилась к Фрэнсису Уиллису — сельскому врачу и священнику, прославившемуся тем, что успешно лечил так называемых «неправильных голов» в своей частной лечебнице в Линкольншире. Уиллис считал, что психические расстройства вызваны избыточным возбуждением, и лечил строгостью поведения.
Жёсткие методы
Когда Георг срывался, Уиллис приказывал слугам затыкать королю рот и надевать на него смирительную рубашку. Король оставался так до тех пор, пока не уставал и не успокаивался. Если Георг вёл себя прилично, его поощряли встречами с семьёй; если проявлял агрессию — снова запирали. Даже приёмы пищи были своеобразным «кнутом и пряником»: если король вёл себя плохо, его кормили протёртой пищей деревянной ложкой; если хорошо — позволяли есть приборами.
Улучшение
Постепенно состояние Георга начало нормализоваться — вопрос, сыграли ли методы Уиллиса в этом роль или всё произошло благодаря сильной воле Георга к нормальной жизни, остаётся открытым. К 1789 году король оправился. Министр Уильям Питт-Младший вздохнул с облегчением, ведь если бы короля признали неспособным, регентом стал бы его сын, а тот благоволил сопернику Питта, Чарльзу Джеймсу Фоксу из партии вигов.
За «лечение» Уиллис получил пенсию в 1 500 фунтов стерлингов ежегодно на протяжении 21 года. Вернувшись в Линкольншир, он открыл ещё одну психиатрическую клинику в поместье Шеллингторп-Холл, где практиковал для того времени «современные» методы.
Новые рецидивы
К сожалению, улучшение длилось недолго. В 1801 и 1804 годах что то спровоцировало болезнь, Георг снова впал в безумие и возвращался в «Голландский дом». Хоть он и оправлялся, но общее состояние становилось всё хуже.
В 1810 году последовал последний тяжёлый приступ, практически ослепший из-за катаракты король окончательно лишился рассудка и был признан неизлечимым. Последние 10 лет правления он провёл, бродя по коридорам Виндзорского замка, с длинной бородой, в грязной одежде. Когда в 1818 году умерла королева Шарлотта, Георг даже не понимал, кто она, и не скорбел.
Конец
Король Георг III скончался 29 января 1820 года в возрасте 81 года. Он правил 60 лет и до сих пор остаётся самым долго царствовавшим мужчиной-монархом в истории Британии. Лишь его племянница Виктория и потомок Елизавета II правили дольше.