Найти тему
Перо и Пыль Истории

Увлекательные изображения греческой мифологии Вергилия с богатой закадровой историей

Оглавление

Римский поэт Вергилий часто ссылался на невероятные истории из греческой мифологии в своих работах. Читайте дальше, чтобы узнать, как это вдохновило его на создание некоторых из величайших произведений классической литературы.

Греческая мифология играла основополагающую роль в литературной культуре Древнего Рима. Римские писатели, часто вдохновлявшиеся своими греческими предшественниками, рассматривали мифы как один из основных компонентов успешных повествовательных текстов. Мифологические истории принимались как вымышленные, но многие рассказы также считались имеющими некоторое историческое происхождение, а также культурное значение. Гомер знаменит тем, что объединил историю и миф в своих эпических греческих поэмах «Одиссея» и «Илиада». Эти великие произведения служили постоянным источником вдохновения для более поздних античных писателей, включая римского поэта Вергилия. Намеки на греческую мифологию особенно очевидны в «Энеиде» Вергилия, а также в его более раннем произведении «Георгики». Хотя Вергилий использовал миф, чтобы добавить подлинности своей поэзии, он также использовал его более новаторскими способами — не в последнюю очередь как инструмент пропаганды для могущественного режима императора Августа.

Кем был Вергилий?

Мозаика Вергилия, сочиняющего «Энеиду» с помощью муз Клио и Мельпомены, III в. н. э., музей Бардо, Тунис
Мозаика Вергилия, сочиняющего «Энеиду» с помощью муз Клио и Мельпомены, III в. н. э., музей Бардо, Тунис

Публий Вергилий Марон, известный сегодня как Вергилий, родился в 70 г. до н. э. недалеко от Мантуи на севере Италии. О его жизни известно немного определенных подробностей, и многое из того, что мы знаем, исходит из работ других авторов, поэтому к этому следует относиться с осторожностью. Считается, что Вергилий не происходил из семьи с большим богатством. Но у его родителей должно было быть достаточно средств, чтобы отправить его учиться, поскольку считается, что он учился сначала в Милане, а затем в Риме.

Император Август из Прима Порта, I в. н. э., Музеи Ватикана
Император Август из Прима Порта, I в. н. э., Музеи Ватикана

Первой известной работой Вергилия были «Эклоги», опубликованные около 39–38 гг. до н. э. «Эклоги» представляли собой десять коротких поэм на пасторальную тему, вдохновленных более ранними греческими поэтами, такими как Феокрит. После этой публикации Вергилий вошел в литературный кружок покровителя искусств Мецената. Это был поворотный момент в его карьере, поскольку Меценат также был правой рукой Октавиана, который позже стал императором Августом.

Эней и его спутники сражаются с гарпиями, Франсуа Перье, 1646—1647, Лувр
Эней и его спутники сражаются с гарпиями, Франсуа Перье, 1646—1647, Лувр

В 29 г. до н. э. Вергилий написал «Георгики» — сборник поэм о сельском хозяйстве и природе. Оставшуюся часть жизни он посвятил написанию и совершенствованию своего эпического шедевра «Энеида». «Энеида» Вергилия рассказывает историю троянца Энея, бежавшего из горящего города Троя после поражения от греков. Затем Энею дали огромную задачу — основать новую расу на новой земле, которая станет домом римлян.

Написанная в период больших политических перемен и под покровительством Мецената и Августа, «Энеида» Вергилия во многом является продуктом своего времени. Влияние Рима Августа сильно ощущается в истории Энея, и троянский герой даже показан как далекий предок самого императора. Эпические испытания и героические качества Энея призваны обеспечить окончательную мифическую историю и необходимую легитимность для новой имперской эпохи Рима.

1. Вергилий и мифическая история Троянской войны

Мраморный рельеф со сценами Троянской войны и греческими отрывками из «Илиады», созданный в эпоху империи, этот предмет подчеркивает важность гомеровского эпоса для римлян, первая половина I века н. э., Музей Метрополитен
Мраморный рельеф со сценами Троянской войны и греческими отрывками из «Илиады», созданный в эпоху империи, этот предмет подчеркивает важность гомеровского эпоса для римлян, первая половина I века н. э., Музей Метрополитен

Как человек, который должен был стать основателем великой расы римлян, Эней Вергилия должен был иметь достаточно впечатляющее наследие. Поэтому поэт обратился к греческой мифологии, чтобы обеспечить необходимый уровень величия для предыстории Энея. Какой лучший способ установить полномочия героя, чем дать ему участие в величайшем мифическом конфликте, известном древнему миру — Троянской войне.

Во второй книге «Энеиды» Вергилий описывает роль Энея в последнюю ночь разрушения Трои. Этот драматический эпизод бесстыдно гомеровский. Присутствуют мифические герои «Илиады»: Гектор, Одиссей и Ахилл, а боги находятся рядом, чтобы оказать божественную помощь, когда это необходимо. Эней храбро сражается на улицах Трои, но в конце концов становится ясно, что все потеряно и что он должен найти свою семью.

Эней уносит своего отца Анхиса из руин Трои в сопровождении Венеры и сына Аскания, ок. 510 г. до н. э., Музей Дж. Пола Гетти
Эней уносит своего отца Анхиса из руин Трои в сопровождении Венеры и сына Аскания, ок. 510 г. до н. э., Музей Дж. Пола Гетти

Во сне обреченный троянский принц Гектор говорит Энею, что он должен взять группу троянцев и их домашних богов и основать новый дом на новой земле. Поэтому Эней сбегает со своим отцом Анхисом, женой Креусой и сыном Асканием. Вместе они бегут по улицам, но трагически Креуса теряется в хаосе и больше никогда не появляется. Божественная мать Энея Венера хранит своего сына в час нужды, и в конце концов они достигают безопасности гор вместе с группой других троянцев. Мифическая история происхождения римлян теперь началась.

2. Одиссея Энея

Путешествие Энея в Италию после падения Трои, гравюра У. Холлара и печать Дж. Огилби, 1653 г., см. галерею Altea Gallery London
Путешествие Энея в Италию после падения Трои, гравюра У. Холлара и печать Дж. Огилби, 1653 г., см. галерею Altea Gallery London

После побега из Трои Энею и его людям предстоит долгое и трудное путешествие к берегам Италии. Как и многим мифическим героям, ему также предстоит бороться с гневом богини. Юнона, царица богов, страстно ненавидит троянцев и делает все возможное, чтобы помешать им завершить свое путешествие.

«Энеида» Вергилия черпает вдохновение из «Одиссеи» Гомера, и нигде это не проявляется так явно, как в путешествии Энея в Италию. Эней сталкивается с некоторыми из тех же мифических испытаний, что и герой Гомера Одиссей, и интересно сравнить, как эти два героя справляются с идентичными ситуациями.

Одиссей и его люди готовятся убить циклопа Полифема, 420-410 гг. до н. э., Британский музей
Одиссей и его люди готовятся убить циклопа Полифема, 420-410 гг. до н. э., Британский музей

В третьей книге «Энеиды» Вергилия Эней сталкивается с многоголовым чудовищем Сциллой, опасным водоворотом Харибдой и ужасающим циклопом Полифемом. В то время как Одиссей теряет много людей из-за этих врагов, Эней этого не делает. Вместо этого он использует здравый смысл и осторожное суждение, чтобы избежать их. Пути «Энеиды» и «Одиссеи» даже ненадолго пересекаются, когда Эней встречает Ахеменида, товарища Одиссея. Ахеменид рассказывает историю о том, как Одиссей спасается от Полифема. Эней извлекает урок из этого опыта и избегает той же страшной встречи.

В седьмой книге «Энеиды» Вергилия небольшой флот Энея приближается к дворцу колдуньи Цирцеи. В отличие от Одиссея, Эней не поддается чарам и чарам Цирцеи, и бог Нептун благополучно уводит их от ее берегов. Таким образом, люди Энея избегают унижения быть превращенными в свиней.

Терракотовая пластина со стеклянными вставками, изображающая морское чудовище Сциллу, IV в. до н. э., предоставлена ​​Метрополитен-музеем
Терракотовая пластина со стеклянными вставками, изображающая морское чудовище Сциллу, IV в. до н. э., предоставлена ​​Метрополитен-музеем

Литературные параллели между этими мифологическими встречами помогают установить определенный уровень подлинности римского эпоса Вергилия. Но в то время как Одиссей — хитрый герой, отправляющийся домой, Эней отправляется в путешествие, чтобы основать новый город и расу. Представление Вергилием испытаний Энея против мифических монстров призвано изобразить его как человека великого мужества, движимого долгом (лат. pietas), и того, кто достоин своей судьбы. Более того, восхваляя Энея за его героические качества, Вергилий также отдает дань уважения так называемому потомку Энея, современнику Энея, Августу.

3. Эней и Дидона

«Встреча Дидоны и Энея», Натаниэль Дэнс-Холланд, 1766 г., галерея Тейт в Лондоне
«Встреча Дидоны и Энея», Натаниэль Дэнс-Холланд, 1766 г., галерея Тейт в Лондоне

Четвертая книга «Энеиды» Вергилия посвящена траектории любовных отношений между Энеем и царицей Карфагена Дидоной. Как и у многих мифологических персонажей, у персонажа Дидоны есть некоторые возможные исторические истоки, но подробности неясны. Самое раннее известное упоминание о ней исходит от писателя IV в. до н. э. Тимея (Odgers, 1925 ). Тимей описывает царицу Тира в Финикии, известную там как Элисса, которая бежала от своего жестокого и властолюбивого брата Пигмалиона. В конце концов она добралась до Ливии, взяв с собой семейные сокровища, и основала свой собственный город Карфаген.

В «Энеиде» Эней терпит кораблекрушение у берегов Карфагена и вскоре встречает эту впечатляющую царицу. Она дружелюбна и гостеприимна к троянцам, и со временем они с Энеем влюбляются. Но это слабая любовь, которой манипулируют богини Венера и Юнона, и она обречена стать жертвой более великого долга и судьбы Энея.

«Дидона и Эней», Рутилио Манетти, около 1630 г., Музей искусств округа Лос-Анджелес
«Дидона и Эней», Рутилио Манетти, около 1630 г., Музей искусств округа Лос-Анджелес

Когда Эней обустраивается в своем новом доме, боги решают, что ему нужно напоминание о том, что Карфаген не является его конечным пунктом назначения. Несмотря на свои чувства к Дидоне, Эней вскоре собирает корабли и отправляется в Италию. Тем временем Дидона остается без объяснений и с большим гневом. Она охвачена паранойей и в конце концов кончает жизнь самоубийством с помощью меча Энея.

Троп брошенной женщины распространен в греческой мифологии. Вергилий, вероятно, был вдохновлен известными историями Ариадны и Медеи, брошенных Тесеем и Ясоном соответственно. Но Дидона Вергилия также довольно сильно отличается от этих других мифических женщин. Она является лидером по своему праву и представлена ​​как равная Энею. Именно это возвышенное положение власти, возможно, добавляет еще больше пафоса ее окончательному оставлению Энеем.

4. «Энеида» Вергилия и подземный мир

«Эней и Сивилла в подземном царстве», Ян Брейгель Младший, 1630-е гг., Музей Метрополитен
«Эней и Сивилла в подземном царстве», Ян Брейгель Младший, 1630-е гг., Музей Метрополитен

Путешествия в подземный мир хорошо известны в греческой мифологии из историй о таких людях, как Одиссей и Орфей. Только смертные герои могут посетить подземный мир, а затем вернуться в страну живых. Тот факт, что Эней посещает подземный мир в 6-й книге «Энеиды» Вергилия, является еще одним маркером его величия и ценности как основателя римлян.

Эней видит все мифические достопримечательности Подземного мира во время своего краткого визита. Харон-паромщик, темная река Стикс и Цербер, трехглавый сторожевой пес, все там. Но его настоящая цель — найти своего отца Анхиса, который умер в Книге 5, чтобы получить от него совет о том, как двигаться дальше со своей судьбой. Там также присутствуют и другие персонажи из прошлого Энея, включая Дидону, и его пребывание в Подземном мире наполнено горем и сожалением.

Эней, Сивилла и Харон, Джузеппе Мария Креспи, ок. 1695-1697, Художественно-исторический музей Вены
Эней, Сивилла и Харон, Джузеппе Мария Креспи, ок. 1695-1697, Художественно-исторический музей Вены

Но визит Энея также имеет важный политический аспект, который резко контрастирует с другими встречами с Подземным миром в греческой мифологии. Когда Эней воссоединяется с Анхисом, его отец представляет ему парад героев, которые будут его будущими потомками. Анхис указывает на лица людей, которые станут великими римлянами в истории. Это призвано придать Энею уверенность, необходимую для продвижения вперед в его поисках, и показать ему, какая слава ждет его впереди.

Мраморная статуя Младшего Марцелла, изображенного в виде бога Гермеса, I в. н. э., Лувр
Мраморная статуя Младшего Марцелла, изображенного в виде бога Гермеса, I в. н. э., Лувр

Парад героев также имеет еще одну повествовательную цель. Подавляющее большинство участников являются членами династии Юлиев-Клавдиев. Есть даже упоминание о смерти Младшего Марцелла, событии, которое было современным Энеиде. Древняя биография Вергилия рассказывает, как мать Марцелла, сестра Августа Октавия, упала в обморок, когда этот отрывок из Энеиды был впервые прочитан ей вслух. Таким образом, парад героев является эффективным способом связать мифологическое прошлое с римским настоящим. Но это также способ установить мифическую историю происхождения для семейной линии Юлиев-Клавдиев, простирающуюся вплоть до самого Энея — мастерский ход пропаганды для режима Августа.

5. Греческая мифология в «Георгиках»

Бог Аристей, держащий пчелиный улей, гравюра Корнелиса Корта по мотивам Франса Флориса , опубликованная Иеронимом Коком в 1565 г., Британский музей
Бог Аристей, держащий пчелиный улей, гравюра Корнелиса Корта по мотивам Франса Флориса , опубликованная Иеронимом Коком в 1565 г., Британский музей

«Георгики» были сборником поэм, которые имели форму руководства по сельскому хозяйству. Вдохновленные трудами Гесиода и Лукреция, поэмы Вергилия охватывают все: от выращивания урожая до разведения коров и лошадей. Греческая мифология упоминается на протяжении всех поэм, часто как способ объяснения различных явлений природного мира. Одним из самых интересных примеров этого является история Аристея и пчел (Георгики 315—558).

В классической литературе пчелы часто используются в качестве метафоры для иллюстрации промышленности сплоченной группы. Вергилий подчеркивает важность пчел для окружающей среды и подробно описывает, как о них следует заботиться. Он использует историю Аристея, чтобы объяснить процесс бугонии. Это было неправильно понятое убеждение в древности, что пчелы были созданы из гниющих трупов мертвых животных.

Орфей и Эвридика, Питер Пауль Рубенс, 1636-1638, Музей Прадо в Мадриде
Орфей и Эвридика, Питер Пауль Рубенс, 1636-1638, Музей Прадо в Мадриде

Вергилий использует известную историю Орфея и Эвридики в качестве фона для своего мифологического рассказа. Аристей, сын Аполлона и нимфы Кирены, был второстепенным богом сельских искусств и ремесел, включая пчеловодство. Однажды он обнаруживает, что его пчелы погибли из-за болезни и голода. Чтобы восстановить свои ульи, он отправляется в Подземный мир, чтобы навестить свою мать Кирену и попросить у нее совета. Она говорит ему, что он должен найти провидца, Протея, и заставить его раскрыть секрет восстановления пчел. Выясняется, что призрак Орфея убил пчел Аристея в отместку за участие Аристея в отправке Эвридики на смерть. Протей поручает Аристею принести в жертву Орфею множество животных в качестве извинения. Аристей выполняет эти указания и, делая это, внезапно видит, как пчелы появляются из желудков мертвых быков и коров.

Вергилий и греческая мифология

Вирджил, Альберт Эрнест Каррье-Беллёз, около 1855 г., Детройтский институт искусств
Вирджил, Альберт Эрнест Каррье-Беллёз, около 1855 г., Детройтский институт искусств

Использование Вергилием греческой мифологии, особенно в «Энеиде», можно описать как в значительной степени производное. Например, параллели с «Одиссеей» и «Илиадой» очевидны, и есть даже некоторое пересечение между «Энеем» Вергилия и «Одиссеем» Гомера и проблемами, с которыми они сталкиваются. Но хотя отголоски греческой литературы неоспоримы, в отношениях Вергилия с мифологией также есть много умной адаптации и инноваций. Более ранние влияния использовались для создания пионерской римской поэзии, которая перестроила мифологическую историю для императорской эпохи.

Данте и Вергилий, картина Вильяма Бугро, 1850 год, Музей Орсе.
Данте и Вергилий, картина Вильяма Бугро, 1850 год, Музей Орсе.

Творчество Вергилия также вдохновляло писателей и художников на протяжении веков. Сам поэт даже играет главную роль в «Аде» Данте, где он проводит итальянского писателя XIV века н. э. через Девять кругов ада. Здесь мы видим, как Вергилий проходит полный круг, вступая в шкуру Энея и становясь свидетелем мифологических ужасов человеческих грехов