Найти в Дзене

ФАНТАСТИКА "ТЕХНИКИ - МОЛОДЕЖИ". 1950-е. Часть вторая

Александр Побединский. Иллюстрация к повести Эдмонда Гамильтона "Сокровище Громовой луны". Изображение взято из открытых источников
Александр Побединский. Иллюстрация к повести Эдмонда Гамильтона "Сокровище Громовой луны". Изображение взято из открытых источников

Вторая половина пятидесятых годов - это не только начало Оттепели, но и время грандиозных свершений советской науки и техники. Достаточно вспомнить запуск Первого спутника и спуск на воду атомного ледокола "Ленин" в 1957 году. "Техника - молодежи", которая и была рупором пропаганды настоящих и будущий открытий и изобретений, разумеется, не могла остаться в стороне. Начинается эпоха, когда научная фантастика станет постоянной гостьей на страницах журнала.

Константин Арцеулов. Иллюстрация к повести Эдмонда Гамильтона "Сокровище Громовой луны". Изображение взято из открытых источников
Константин Арцеулов. Иллюстрация к повести Эдмонда Гамильтона "Сокровище Громовой луны". Изображение взято из открытых источников

В №№1-2, 3 и 4 за 1956 год публикуется увлекательная повесть Эдмонда Гамильтона "Сокровище Громовой луны" (Treasure on Thunder Moon; 1942). Это стало первым, но далеко не последним обращением "ТМ" к творчеству короля космической оперы, правда, следующей публикации читателям пришлось ждать двадцать семь лет. Перевела повесть Зинаида Бобырь, а проиллюстрировали ее Константин Арцеулов и Александр Побединский.

Константин Арцеулов. Иллюстрация к повести Эдмонда Гамильтона "Сокровище Громовой луны". Изображение взято из открытых источников
Константин Арцеулов. Иллюстрация к повести Эдмонда Гамильтона "Сокровище Громовой луны". Изображение взято из открытых источников

Мне кажется, что выбор редакции именно этого произведения американского фантаста обусловлен тем, что в нем сквозит неприкрытая критика буржуазного общества, прозвучавшая в повести. Хочу напомнить, что ее героями стали отставные межпланетники, выброшенные на обочину жизни хищнической Компанией по металлам и минералам, которая подмяла под себя всю Солнечную систему, имеет собственную полицию и ради прибыли готова на любую подлость.

Иллюстрация к НФ-очерку Георгия Бабата "Мечты инженера". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к НФ-очерку Георгия Бабата "Мечты инженера". Изображение взято из открытых источников

В №5 опубликован НФ-очерк Юрия Моралевича "Путь на Луну открыт". А в №6 отрывки из статей будущего "Мечты инженера" Георгия Бабата, "Телебиблиотека - миллионы томов в одном переплете" Льва Теплова и очерк "Движущаяся улица" С. Вольберга. В №№7-8 НФ-очерк "2500. Всемирная выставка" Льва Попилова. В №9 очерк Валерия Брюсова "Существовала ли Атлантида?" К этой же теме подключился и Иван Ефремова в №№11-12. Вероятно с этого момента журнал начинает публиковать материалы о разных загадках и таинственных случаев.

Константин Арцеулов. Иллюстрация к рассказу Владимира Савченко "Пробуждение профессора Берна". Изображение взято из открытых источников
Константин Арцеулов. Иллюстрация к рассказу Владимира Савченко "Пробуждение профессора Берна". Изображение взято из открытых источников

В №11 публикуется рассказ Владимира Савченко "Пробуждение профессора Берна". Таким образом "Техника - молодежи" стала третьим в СССР журналом, опубликовавшем произведение писателя, которому суждено было стать одним из ведущих советских фантастов. Первым был "Мурзилка" в 1943 году, а вторым "Знания - сила" в 1955. Кстати, впоследствии рассказ стал прологом романа "За перевалом" (1984). В №12 опубликован рассказ Бориса Черняева "Оживший портрет", о необыкновенных красках, изобретенных доктором химических наук.

Александр Побединский. Иллюстрация к роману Ивана Ефремова "Туманность Андромеды". Изображение взято из открытых источников
Александр Побединский. Иллюстрация к роману Ивана Ефремова "Туманность Андромеды". Изображение взято из открытых источников

С началом нового 1957 года начинается публикация романа Ивана Ефремова "Туманность Андромеды". Она заняла №№1 - 6, 8, 11. Я много раз писал и об этой публикации и о самом романе. Поэтому вряд ли буду оригинален, если скажу, что в советской фантастике таких произведений, которые укрепляли веру в лучшее будущее со столь убедительной силой, не так уж и много. Собственно, всего несколько авторов сумели создать свой оригинальный образ коммунистического завтра.

Николай Кольчицкий. Иллюстрация к статье Я. Гадомского "Фотонная ракета". Изображение взято из открытых источников
Николай Кольчицкий. Иллюстрация к статье Я. Гадомского "Фотонная ракета". Изображение взято из открытых источников

В №7 целый ряд интересных публикаций. Шуточная по форме, но не по содержанию, статья М. Васильева "Есть ли жизнь на Земле?", где автор рассматривает обозначенную в заголовке проблему с точки зрения марсианских ученых. Статья Я. Гадомского "Фотонная ракета" и рассказ Станислава Лема "Существуете ли вы, мистер Джонс?" (Czy pan istnieje, Mr Johns?; 1955), рассматривающий интересный юридический казус, когда состоящий из биомеханических протезов мистер Джонс отказывается быть собственностью протезирующей его компании на том основании, что повестка в суд прислана человеку, а не киборгу.

Иллюстрация к рассказу Владимира Савченко "Путешествие на Уран и обратно". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к рассказу Владимира Савченко "Путешествие на Уран и обратно". Изображение взято из открытых источников

В №12 публикуется юмореска Владимира Савченко "Путешествие на Уран и обратно. Типовой научно-фантастический роман". Здесь есть и пионер Петя и коварный западный шпион, который втерся в доверие экипажа советского межпланетного корабля, но не смог обмануть пионера, и планета Уран, состоящая из... урана. В общем, шуточный рецепт как писать фантастику. Нечто подобное позднее сделают Илья Варшавский и Станислав Лем. А также - напечатана интересная статья Георгия Покровского "Зодчество в космосе". Ведь в это время Первый искусственный спутник уже обращался вокруг нашей планеты.

Константин Арцеулов. Иллюстрация к рассказу Аркадия и Бориса Стругацких "Извне". Изображение взято из открытых источников
Константин Арцеулов. Иллюстрация к рассказу Аркадия и Бориса Стругацких "Извне". Изображение взято из открытых источников

1958 год начат публикацией рассказа Аркадия и Бориса Стругацких "Извне", основы одноименной повести. Собственно это и есть начало литературной карьеры впоследствии знаменитого писательского дуэта, так что можно сказать, что редакция "ТМ" открыла Стругацких широкой публике. В №3 напечатан рассказ Льва Теплова "Подарок доктора Лейстера", о том как грабитель Билли избежал наказания путем... пересадки мозга. Вот такая у Билли оказалась хреновина.

дНиколай Кольчицкий. Иллюстрация к рассказу Дмитрия Биленкина "Откуда он?". Изображение взято из открытых источников
дНиколай Кольчицкий. Иллюстрация к рассказу Дмитрия Биленкина "Откуда он?". Изображение взято из открытых источников

В №6 появляется рассказ Генриха Альтшуллера и Рафаила Шапиро "За чертой спидометра", типичная фантастика ближнего прицела об изобретении, которое поначалу кажется чудесным. В №7 напечатан рассказ Валентины Журавлевой "Эксперимент 768" об управлении физиологической потребностью во сне. А в №11 рассказ того же автора "Просчет Джека Барлоу" о том, как путешественник во времени пытался проповедовать христианство людям каменного века. Попытка оказалась неудачной. А вот в №12 появляется рассказ еще одной будущей звезды советской фантастики Дмитрия Биленкина "Откуда он?", о загадочном цветке, выросшем в земном саду.

Роберт Авотин. Иллюстрация к рассказу Валентины Журавлевой "Звездная рапсодия". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к рассказу Валентины Журавлевой "Звездная рапсодия". Изображение взято из открытых источников

В 1959 году "ТМ" продолжает публиковать молодых авторов. В частности - рассказы Валентины Журавлевой. В №1 публикуется ее рассказ "Звездный камень" о необыкновенном инопланетном корабле, упавшем на Землю, как метеорит. Оказалось, что он управлялся биоэлектронным мозгом. В №3 рассказ Генриха Альтова (видимо, впервые под этим псевдонимом) "Подводное озеро", посвященный испытанию глубоководного аппарата и поиску донных нефтяных месторождений. В №4 рассказ Игоря Росоховатского "Загадка "Акулы", о создании вакцины против смертельно опасного вируса. В №5 снова Журавлева, на этот раз с рассказом "Звездная рапсодия", о том, что спектрограммы звезд можно рассматривать как ноты и тогда звезды зазвучат.

Б. Боссарт, Александр Побединский. Иллюстрация к рассказу Жюль Верна "В  XXIX веке". Изображение взято из открытых источников
Б. Боссарт, Александр Побединский. Иллюстрация к рассказу Жюль Верна "В XXIX веке". Изображение взято из открытых источников

В №6 в "ТМ" появляется необычная публикация: рассказ Жюль Верна "В XXIX веке. Один день американского журналиста в 2889 году". У этого рассказа запутанная история создания. Вроде первый вариант написал сын французского классика Мишель Верн, потом отец его переработал, затем сын переработал уже текст отца. А в итоге получилось довольно забавное и во многом пророческое произведение. Например, видеосвязь, что для 1888 года не так уж и плохо.

Роберт Авотин. Иллюстрация к рассказу Павла Амнуэля "Икария Альфа". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к рассказу Павла Амнуэля "Икария Альфа". Изображение взято из открытых источников

В №7 рассказ А. Викторова "Грозный ми-бемоль", о том, как китайцы с помощью музыки вызывают горные обвалы. А в №№8 и 9 новые рассказы Дмитрия Биленкина "Зримая тьма" и "Усилитель памяти" - оба посвящены неожиданным последствиям, вызванным изобретениям, которые вроде должны улучшить жизнь. В №9 объявлен также конкурс на произведения по рисунку Игоря Колонтая, читателя из Донбасса. А в №10 опубликован рассказ пятнадцатилетнего бакинского школьника Павла Амнуэля "Икария Альфа", о сигналах из открытого космоса. "ТМ" открыл еще одно имя в советской фантастике. "Милый птенчик", так называется рассказ Г. Цуркина, опубликованный в №12. Увлечение гибридизацией организмов порой может завести далеко.

Александр Побединский. Обложка №1 за 1960 год. Изображение взято из открытых источников
Александр Побединский. Обложка №1 за 1960 год. Изображение взято из открытых источников

По публикациями в "Технике - молодежи" видно, как меняется советская фантастика. Да, еще много рассказов про изобретателей - конфликт новаторов и консерваторов тогда был, как сейчас говорят, в тренде, но все смелее заглядывают авторы за пределы народо-хозяйственной тематики и борьбы всего передового советского с реакционным буржуйским. Хотя пока далеко отрываться от современности фантасты не решаются.

Юло Соостер. Иллюстрация к рассказу Юрия Сафронова "Ничего особенного". Изображение взято из открытых источников
Юло Соостер. Иллюстрация к рассказу Юрия Сафронова "Ничего особенного". Изображение взято из открытых источников

Например в №1 за 1960 год публикуется рассказ Юрия Сафронова "Ничего особенного". Герой становится свидетелем посадки на воду необыкновенного корабля. Что это, неужто на Землю прибыли пришельцы из космоса? Увы, это всего лишь было испытание системы посадки на воду корабля будущей экспедиции на Венеру. В те годы бытовало представление о том, что вторая от Солнца планета покрыта водой. "Велик человек, дерзновенны дела его, крылаты мечты" - под таким названием "ТМ" в №2 подводит итоги конкурса по рисунку Игоря Колонтая. Среди победителей и Павел Амнуэль.

А. Александров
А. Александров

В №3 публикуется НФ-очерк Юрия Моралевича "Трудный экзамен" об испытаниях новейшего судна, которое непонятно, как движется. В №5 публикуется фантастическая юмореска М. Дунтау "Жертвы биоэлектроники". Молочница тетя Феня и ее покупатель неожиданно для себя начинают делать физзарядку. Они и не подозревают, что случайно стали участниками испытания биоэлектронного прибора. Так и хочется обратиться к изобретателю со словами управдому Бунши "Вы еще ответите за ваши антиобщественные опыты".

Иллюстрация к рассказу Фредерика Брауна "Эксперимент". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к рассказу Фредерика Брауна "Эксперимент". Изображение взято из открытых источников

В №6 публикуется юмореска Фредерика Брауна "Эксперимент" (Experiment; 1954). Испытание небольшой машины времени привело к совершенно неожиданному результату. В этом же номере начинается публикация повести Георгия Гуревича "Первый день творения". Далекое будущее, человечество использует безжизненные планеты для строительства новых миров. Планета Уран разрезана на четырнадцать частей и каждая станет новой планетой. "Коса Кроноса" - так называется проект - начала свою жатву. Повесть опубликована с №№6-8.

Юрий Случевский. Иллюстрация к рассказу Мюррея Лейнстера "О том, как неприятно ждать неприятности". Изображение взято из открытых источников
Юрий Случевский. Иллюстрация к рассказу Мюррея Лейнстера "О том, как неприятно ждать неприятности". Изображение взято из открытых источников

В №9 публикуется рассказ Михаила Немченко "НМ" о создании на Западе системы управления человеком. А №10 фрагмент романа Ника Шпанова "Ураган", под названием "Да или нет?", посвященный испытанию новейшей авиационной техники. Там же появляется рассказ Юрия Медведева "Размышляя над книгой". А в №11 "ТМ" снова обращается к творчеству иностранного автора. На этот раз к рассказу Мюррея Лейнстера "О том, как неприятно ждать неприятности" (Mr. Binder and the Solid Vacuum; 1953), о том, как некий мистер Биндер изобрел "твердый вакуум" и что из этого вышло. Ну и завершается год рассказом Г. Цуркина "Шахматная доска", о появлении в Москве Сатаны необыкновенно гениального шахматиста.

Иллюстрация к очерку Василия Парина "Человек в космическом полете". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к очерку Василия Парина "Человек в космическом полете". Изображение взято из открытых источников

Продолжение следует...

Начало здесь:

Продолжение здесь:

СССР
2461 интересуется