Найти в Дзене

ФАНТАСТИКА "ТЕХНИКИ - МОЛОДЕЖИ". 1970-е. Часть первая

Б. Травкин «Антарктическая научная станция по выращиванию инопланетных растений и исследованию их свойств». Изображение взято из открытых источников
Б. Травкин «Антарктическая научная станция по выращиванию инопланетных растений и исследованию их свойств». Изображение взято из открытых источников

Семидесятые годы в "Технике - молодежи" начаты с публикации материалов Международного симпозиума по научной фантастике. В нем приняли участие такие писатели, как Артур Кларк (Шри-Ланка), Иван Ефремов (СССР), Фредерик Пол (США), Саке Комацу (Япония), Димитр Пеев (Болгария), Рэй Брэдбери (США), Джудит Меррил (США), Брайан Олдисс (Великобритания), Станислав Лем (ПНР), Герберт Франке (ФРГ), Василь Бережной (СССР). По крайней мере, именно эссе этих фантастов размещены в №1 за 1971 год. Здесь же опубликован рассказ британского фантаста Джона Браннера "Бюллетень фактов" (Factsheet Six; 1968), герой которого разоблачает фирмы производителей опасных для потребителя товаров.

Александр Побединский. Иллюстрация к повести Дмитра Пеева "День моего имени". Изображение взято из открытых источников
Александр Побединский. Иллюстрация к повести Дмитра Пеева "День моего имени". Изображение взято из открытых источников

В №№2-5 "Техника - молодежи" печатает повесть Дмитрия Пеева "День моего имени" (Фотонният звездолет; 1964), посвященную приключениям звездолетчиков далекого светлого будущего в иных звездных системах. Повесть представляет собой сокращенный перевод романа "Фотонный звездолет", который в СССР никогда не публиковался, а в постсоветскую эпоху выходили только малотиражные издания.

Иллюстрация к статье Юрия Медведева "Сон о стране Левании". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к статье Юрия Медведева "Сон о стране Левании". Изображение взято из открытых источников

В №4 опубликована статья Юрия Медведева "Сон о стране Левании", посвященная 400-летию со дня рождения Иоганна Кеплера, великого астронома и по совместительству первого настоящего научного фантаста. Для описания поверхности Луны, а также некоторых ее физических характеристик, сделанных им в сочинении "Сон, или лунная астрономия" (Somnium; 1634), он использовал не столько домыслы, сколько твердые научные данные. Хотя с домыслами у Кеплера тоже все в порядке.

Георгий Курнин. Иллюстрация к статье Виталия Севостьянова "Симфония космоса". Изображение взято из открытых источников
Георгий Курнин. Иллюстрация к статье Виталия Севостьянова "Симфония космоса". Изображение взято из открытых источников

В №5 публикуется статья Виталия Севастьянова "Симфония космоса", посвященная творчеству художника Георгия Курнина, одного из лучших наших живописцев, посвятивших себя космосу. В №6 напечатан рассказ британского фантаста Брайана Олдисса "А вы не андроид?" (Are You An Android? 1959). Как можно доверять людям, если андроиды уже не отличимы от них? А может лучше не пытаться отличить искусственного человека, а от появившегося естественным путем?

Игорь Шалито, Галина Бойко. Иллюстрация к рассказу Георгия Островского "Сквозь черные пустыни". Изображение взято из открытых источников
Игорь Шалито, Галина Бойко. Иллюстрация к рассказу Георгия Островского "Сквозь черные пустыни". Изображение взято из открытых источников

Семидесятые - это время бума межпланетных исследований, в том числе и направленных на Венеру. Очень трудно было отказаться от мечты о прекрасной Утренней звезде, населенной загадочными существами. И если ученые расстались с нею сравнительно легко, то фантасты цеплялись за нее до последнего. Вот и Георгий Островский, автор рассказа "Сквозь черные пустыни", опубликованном в №7, не захотел смириться с суровой действительностью. В этом же номере опубликован забавный рассказ О. Жолондковского "Путешествие Бип-Бипа и Любознайкина к планете Аква в созвездии Водолея", о водной цивилизации, не знающей огня.

Иллюстрация на обложке №48 за 1971. Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация на обложке №48 за 1971. Изображение взято из открытых источников

В №8 публикуется рассказ Сергея Жемайтиса "Тигровая звезда". На самом деле - это фрагмент книги "Большая лагуна", посвященной грядущему освоению Мирового океана, одной из самых популярных тем в фантастике того времени. Здесь же опубликован очерк В. Орлова "Прекрасная "Электрическая жизнь", посвященный творчеству французского художника и журналиста Альбера Робиды, который, пусть и в юмористическом ключе, все же попытался заглянуть в будущее еще в начале ХХ века.

Игорь Шалито, Галина Бойко. Иллюстрация к рассказу Михаила Пухова "Палиндром в Антимир". Изображение взято из открытых источников
Игорь Шалито, Галина Бойко. Иллюстрация к рассказу Михаила Пухова "Палиндром в Антимир". Изображение взято из открытых источников

"Палиндром в Антимир", так называется сверхкороткий рассказ-загадка Михаила Пухова, опубликованный в №9. Рассказ любопытен тем, что он "зеркальный", его можно читать хоть с начала, хоть с конца. В №10 опубликован рассказ Владимира Щербакова "Пространство Гильберта", о том, какими прихотливыми путями движется порой научная мысль. А №11 рассказ Фредерика Поола (Пола) "Обитающей в теле" (The Haunted Corpse; 1957), об ученом, который изобрел способ переносить сознание в тело другого человека, но не желал делиться этой технологией с Пентагоном. В последнем номере 1971 напечатана юмореска болгарского писателя Илии Джерекарова "Поселенцы" (Заселници), обыгрывающего тему Адама и Евы в НФ-ключе.

Геннадий Тищенко. Иллюстрация к объявлению о конкурсе "Мир 2000 года". Изображение взято из открытых источников
Геннадий Тищенко. Иллюстрация к объявлению о конкурсе "Мир 2000 года". Изображение взято из открытых источников

1972 год начинается с публикации объявления о конкурсе научно-фантастической живописи "Мир 2000-го года". В этом же номере публикуется рассказ Артура Кларка "Стрела времени" (Time's Arrow; 1950) о том, как открытия в палеонтологии могут привести к перевороту в физике. Также публикуется статья В. Орлова "Опережающий время", о прогнозах Герберта Уэллса.

К. Кудряшов. Иллюстрация к статье В. Орлова "Три стихии Александра Беляева". Изображение взято из открытых источников
К. Кудряшов. Иллюстрация к статье В. Орлова "Три стихии Александра Беляева". Изображение взято из открытых источников

В №2 публикуется материал В. Орлова "Три стихии Александра Беляева", посвященный на этот раз научно-техническим предсказаниям первого советского профессионального фантаста. А в №3 Публикуются работы, присланные на конкурс "Мир 2000-го года" , а также еще одна статья, посвященная творчеству Георгия Курнина "Планеты разноцветных солнц" (листайте галерею ниже).

В №4 публикуется рассказ Михаила Пухова "Картинная галерея", о необыкновенных инопланетных пауках-рейсфедерах, создающих наскальные рисунки. В №5 публикуется статья Василия Захарченко "В поисках разума во Вселенной", о творчестве японского художника Кацуаки Соито. А также рассказ болгарского писателя Светослава Славчева "Зов" (Гласът, който те вика; 1970), о приключениях астронавигатора Ферна. В №6 опубликована статья Ивана Ефремова "Зерна красоты", о творчестве художника Николая Недбайло (листайте галерею). А также - рассказ Виталия Забирко "Сторожевой пес корпорации", из рассказов присланных на конкурс "71-робот-72".

В №7 публикуется некролог "Памяти первопроходца" в связи со смертью Бориса Валериановича Ляпунова, автора многих книг и статьей, популяризующих науку в том числе и космонавтику. Здесь же печатается эссе Станислава Лема "Предприятие "Быт" (Alistar Waynewright «Being Inc.»; 1970), из цикла "Библиотека XXI". А также статья о творчестве художника В. Кошлачева "Свет полярной звезды". №8 напечатана статья В. Козьмина "Программируемое будущее", о творчестве художника Петра Кливака. А также - рассказ Александра Иволгина "Джуанело Турриано", о пришельцах в эпоху Леонардо Да Винчи. (листайте галерею).

В №9 публикуется рассказ Севера Гансовского "Человек, который сделал Балтийское море". Он относится к тому типу НФ-произведений, фантастическое допущение которых вполне могло быть реализовано на самом деле. Очень, между прочим, редкий тип. В №10 напечатан рассказ Сергея Житомирского "Чертова стена", об испытании адгезохода - аппарата для подъема по вертикальным поверхностям. Здесь же помещена стать В. Козьмина "Дороги небес и Земли" посвященный новым работам присланным на конкурс "Мир 2000-го года".

В №11 снова статья В. Козьмина "Первый постулат фантазии" и новые репродукции НФ-живописи, присланные на конкурс. А также - рассказ Владимира Щербакова "Мост", посвященный теме Великой Отечественной войны. В №12 статья Христо Генкова "Время грядущих городов", посвященная опять же конкурсной живописи. Также напечатан рассказ Георгия Островского "Занятная новогодняя история". И, к глубокому прискорбию, некролог по поводу смерти Ивана Антоновича Ефремова "Человек, увидавший завтрашний день", написанный Василием Захарченко (листайте галерею). Ушел величайший фантаст своего да и нашего времени, смелый мыслитель, замечательный ученый. Ушла эпоха, которая никогда больше не вернется.

В №1 за 1973 год новая статья В. Козьмина "Многоцветье внеземной красоты", а также - рассказ польского писателя Рышарда Саввы "Третий параграф" (Paragraf 3; 1971), о нелегком выборе, который должен сделать капитан космического корабля. В №2 опубликована юмореска Юрия Медведева "Зеркало времени". Двое друзей в процессе спора придумали зеркало времени. Что можно увидеть в нем взглянув на одно и тоже место, но века спустя? В этом же номере опубликована статью Айзека Азимова "Живая ветвь искусства", которую я уже публиковал у себя: https://dzen.ru/a/Z75CC5kuQEhNsPsC.

В №3 напечатан рассказ Артура Кларка "Зазвонил телефон" (Dial «F» for Frankenstein; 1963). Что будет если чрезвычайно развитая телефонная сеть осознает себя? Редакция журнала предпослала публикации такие строки: "В рассказе остро передано чувство тревоги автора, вызванное бессмысленной технизацией современного западного мира, перенасыщением его быта и бытия информацией, возрастанием духовной некоммуникабельности и т. д." В 4-5№№ публикуется футуристический очерк Димитра Пеева "Третье тысячелетие" (Третото хилядолетие; 1972), рассказывающий о том, какие задачи предстоит решить человечеству в будущем. Эх...

№5 опубликована статья двух ученых, связанных с космонавтикой О. Чембровского и Б. Белоцерковского, посвященного гипотетической планете Фаэтон. Статья проиллюстрирована кадрами из мультфильма "Фаэтон - сын Солнца", режиссера Василия Ливанова. Это должен был быть первый фильм из цикла "Тайны Вселенной", но продолжения, видимо, не последовало. В том же номере напечатана статья "Через тернии к звездам" - о творчестве художника и поэта Геннадия Голобокова.

В №6 напечатана юмореска Ильи Варшавского "Назидание для писателей-фантастов всех времен и народов от начинающих до маститых включительно". Вот одно из назиданий: "Фантаст вправе рисовать самые мрачные картины, лишь бы герой сокрушенно покачивал головой и произносил длинные тирады о том, что на его родной Земле подобные безобразия уже невозможны..."

В №7 очередная статья В. Козьмина "Мир у себя дома", посвященная работам, присланным на конкурс "Мир 2000 года". Здесь же публикуется рассказ Георгия Островского "Три тени от одного камня", посвященный поиску внеземной жизни. В №8 снова конкурсные работы, на этот раз с репродукциями картин болгарина Димитра Янкова. Здесь же публикуется статья Брайана Вильсон Олдисса "У истоков будущего". "На границах грядущего с беспредельным", такими строками из стихотворения французского поэта Гийома Аполлинера назвал В. Козьмин свою статью о творчестве старейшего советского художника-фантаста доктора физико-технических Георгия Покровского, опубликованную в №11.

В №11 опубликована статья В. Козьмина "Галактический эксперимент", о работах художника Александра Климова. И в №№8-12 публикуется повесть Сергея Жемайтиса "Багряная планета". На Марсе обнаружены многочисленные свидетельства существования в далекой древности высокоразвитой цивилизации. Нашим космонавтам удается проникнуть в ее тайну. Ну и завершается год статьей все того же В. Козьмина о творчестве замечательного художника Николая Недбайлы.

Продолжение следует...

Начало здесь:

Продолжение здесь:

СССР
2461 интересуется