Найти в Дзене

ФАНТАСТИКА "ТЕХНИКИ - МОЛОДЕЖИ". 1960-е. Часть вторая

Александр Побединский. Иллюстрация к роману Айзека Азимова "Космические течения". Изображение взято из открытых источников
Александр Побединский. Иллюстрация к роману Айзека Азимова "Космические течения". Изображение взято из открытых источников

Во второй половине шестидесятых годов фантастика в журнале "Техника - молодежи" занимает существенное место, хотя порой уступает поэзии, которая публикуется в значительных для научно-технического журнала объемах. Тем не менее, именно в этот период на страницах "ТМ" появляется постоянная рубрика "Клуб любителей фантастики", причем, открывает ее произведение не ординарное, но не будем забегать вперед.

Первые семь номеров за 1966 год заняты продолжением публикации романа Айзека Азимова "Космические течения". Я могу ошибаться, но, по-моему, это единственная журнальная публикация крупного произведения этого писателя в советский период. Если я не прав, товарищи меня поправят. В №1 публикуется, присланный на конкурс по рисунку, рассказ Бориса Лукина "Загадка острова Мельпомены", о попытках западных милитаристов разработать сверхоружие.

В №2 опубликована подборка статей, под общим названием "Тунгусское диво", посвященная тайне Тунгусского метеорита. Данный объект имеет непосредственное отношение к фантастике, ибо неоднократно упоминался в НФ-произведениях самых различных авторов, включая классиков, таких как Станислав Лем и Братья Стругацкие. Ну и продолжается публикация романа Азимова.

А. Шумилин. Обложка №3 за 1966. Изображение взято из открытых источников
А. Шумилин. Обложка №3 за 1966. Изображение взято из открытых источников

В №3, помимо продолжения "Космических течений", публикуются "Анекдоты XXI века" - микрорассказы Прокопия Мочалова "Ультиматум" и "Роботы на рыбалке". Любопытна иллюстрация на обложке номера. Сейчас это устройство называют смартчасами. "Как живой с живыми говоря", под таким лозунгом публикуется дискуссия ученых на тему "Возможна ли связь с внеземными цивилизациями?". Среди участников профессор Н.С. Кардашев и академик В.А. Амбарцумян, крупнейшие научные авторитеты в этом вопросе.

Андрей Соколов. Обложка №6 за 1966. Изображение взято из открытых источников
Андрей Соколов. Обложка №6 за 1966. Изображение взято из открытых источников

В №5 продолжается публикация НФ-романа Айзека Азимова. А также приводится любопытный пример научной дискуссии из... "Божественной комедии" Данты Алигьери. Беатриче спорит с автором, который предполагает, что поверхность Луны пористая. Дух его возлюбленной утверждает, что Луна не пористая, а неоднородная по своей плотности. Правота ее подтверждается советским академиком Виноградовым, который комментирует снимки переданные нашей АМС "Луна-9". В №6 журнал открывает рубрику "Клуб любителей фантастики". Север Гансовский подводит итоги предыдущего конкурса по рисунку и редакция объявляет новый.

Андрей Соколов. Подборка репродукций картин знаменитого художника-космиста. Изображение взято из открытых источников
Андрей Соколов. Подборка репродукций картин знаменитого художника-космиста. Изображение взято из открытых источников

В №7 завершается публикация "Космических течений" Айзека Азимова и публикуется рассказ-шутка Романа Ярова "Строгое такси", о проблемах, которые могут возникнуть при использовании беспилотного такси. Очень современно. Здесь же опубликована статья Севера Гансовского "Американская фантастика". Пишет он, в частности, и о творчестве Пола Андерсона: "В начале своего пути П. Андерсон обещал многое, и, видимо, то хорошее, что было в его ранних произведениях, позволило Ивану Антоновичу Ефремову так тепло отозваться в журнале «Знание — сила» об этом писателе. К сожалению, в подавляющей части его научно-фантастических сочинений, — а П. Андерсон чрезвычайно плодовит — нет ни науки, ни фантазии. Все то последнее, что им опубликовано, рождено... не вдохновеньем, не счастливыми открытиями ищущего ума, не «сердца горестными заметами». Это холодная, расчетливая компиляция, высасывание из пальца. Мир, изображаемый в его бесчисленных романах, — мир не будущего, а прошлого, мещанское, банальное представление о том, что ожидает человечество впереди..."

Андрей Соколов. Обложка №10 за 1966. Изображение взято из открытых источников
Андрей Соколов. Обложка №10 за 1966. Изображение взято из открытых источников

В №8 не было фантастических публикаций, а жаль! Ведь именно в августе 1966 года родился один из самых преданных любителей фантастики вообще и фантастики в журнале "Техника - молодежи" в частности. Зато в №9, в рубрике "Клуб любителей фантастики" началась публикация научно-фантастической повести-буриме "Летящие сквозь мгновенье". Первую главу написали Михаил Немцев и Еремей Парнов. Пятеро человек из Южной Америки попали под воздействие вариационной волны из иного пространства и обрели дар предвидеть будущее. Вторую главу, опубликованную в №10, написал Александр Мирер, третью, напечатанную в №11 - Ариадна Громова, а четвертую, помещенную в №12, Анатолий Днепров.

"Визитные карточки с иных планет", так называется рассказ Александра Казанцева, напечатанный в №1 за 1967 год. Рассказ с подзаголовком "Из рассказов в кают-компании" посвящен свидетельствам посещения в прошлом нашей планеты инопланетными пришельцами, которые - свидетельства, а не пришельцы - сохранились в материальной культуре нашей цивилизации. Здесь же напечатан фантастический репортаж "На пороге космоса" Сергея Житомирского и следующая, пятая, глава повести-буриме "Летящие сквозь мгновенье" написана Натальей Соколовой.

Андрей Соколов. Иллюстрация к рассказу Натальи Никоновой "Адам и Ева". Изображение взято из открытых источников
Андрей Соколов. Иллюстрация к рассказу Натальи Никоновой "Адам и Ева". Изображение взято из открытых источников

В №2 опубликован рассказ Владимира Щербакова "Старая Москва", где мы видим нашу столицу в будущем, глазами красноармейца из прошлого. Опубликована очередная, шестая глава повести-буриме, на этот раз за авторством Севера Гансовского. Он же написал седьмую главу, напечатанную в №3. Там же помещено, как я считаю, самое лучшее произведение Владимира Щербакова, рассказ "Жук". Милая история о том, как мальчик Алька поймал необыкновенно теплого жука, посадил его в стеклянную банку. А утром обнаружил в ней проплавленную дырку, сквозь которую жук и улетел, ибо оказался инопланетным зондом.

Роберт Авотин. Иллюстрация к повести-буриме "Летящие сквозь мгновенье". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к повести-буриме "Летящие сквозь мгновенье". Изображение взято из открытых источников

В №4 опубликована восьмая глава повести-буриме "Летящие сквозь мгновенье", написанная Владимиром Григорьевым. Здесь же напечатан рассказ Натальи Никоновой "Адам и Ева", присланный на конкурс по рисунку. Последние сторонники расовой чистоты и свободы предпринимательства бегут с Земли, от наступающего коммунизма, дабы основать колонию на планету Элакс, но их мечтам об оазисе капитализма в далеком мире не суждено было сбыться. В этом же номере напечатан репортаж "Рейс сквозь человека", о съемках американского научно-фантастического фильма по роману Айзека Азимова "Фантастическое путешествие".

Кадры из к/ф "Туманность Андромеды". Изображение взято из открытых источников
Кадры из к/ф "Туманность Андромеды". Изображение взято из открытых источников

В №7 публикуются итоги конкурса НФ-рассказов по рисунку Андрея Соколова и рассказ Валентины Куценко "Океан", на этот конкурс присланный. Речь в нем идет о проникновении в глубь инопланетного океана. В этом же номере напечатано интервью, взятое Юрием Медведевым у Аркадия и Бориса Стругацких. В №10 публикуется статья "Дар Ветер шагает по Таврии", о съемках научно-фантастического фильма по роману Ивана Ефремова "Туманность Андромеды". А также - интервью с самим писателем "Следы человека, которого еще нет".

1968 год начинается с публикации рассказа Юрия Кузнецова (Медведева) "Исповедь водителя МВ", о гонках на машинах времени. Здесь же опубликован шуточный "Краткий словарь начинающего фантаста" Юрия Никитина. И статья Александра Казанцева "Каменный пращур ракеты", о палеокосмонавтике. А в №2 напечатаны объявления сразу о двух конкурсах - на короткий рассказ по рисунку и международный конкурс НФ-рассказа, состоящий из двух этапов. На первом рассказы присылают в молодежные технические журналы стран-участниц, а на втором победители национальных конкурсов соревнуются между собою. В качестве главных призов - заграничные турпутевки.

Роберт Авотин. Иллюстрация к рассказу Гарри Уолтона "Тот, кто всегда возвращается". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к рассказу Гарри Уолтона "Тот, кто всегда возвращается". Изображение взято из открытых источников

В №3 публикуется рассказ Гарри Уолтона "Тот, кто всегда возвращается" (Intelligence Test; 1952). Посетитель придорожного кафе оказывается невольным участником жесткого эксперимента, от результата которого зависит его жизнь и жизни двух других людей. А если что-то не можешь победить, попробуй возглавить. В №4 публикуется статья Владимира Дмитревского (кстати, автора сценария фильма "Туманность Андромеды") о невнимании к проблемам фантастики со стороны официальной советской литературы.

В №7 печатается рассказ Сергея Житомирского "Ошибка", создании в советском НИИ экзоскелета, увеличивающего силу человека многократно. В №8 конкурсный рассказ Владимира Юршова "Зеленые цветы короны", о загадочном явлении с которым столкнулись в будущем исследователи далекой планеты. В №9 публикуется рассказ Георгия Островского "Мир четырех горизонтов", об испытаниях самообучающейся машины "Микрон", которая печатает послание из странного мира четырех горизонтов. Здесь помещена реклама подписки на следующий, 1969 год. Редакция обещает публикацию нового романа Ивана Ефремова (листайте галерею выше). Эх, вот бы сейчас так!

В №10 опубликован рассказ Владимира Григорьева "Школа времени". Вы думаете, идея фильма "Холоп" родилась сегодня? Нет, почитайте рассказ Григорьева. Ну и, конечно же, в этом номере состоялась начало главной публикации 1968-69 годов романа Ивана Антоновича Ефремова "Час быка". Публикация предваряется интервью с автором, который рассказывает о рождении замысла. Кстати, журнальный вариант все же сокращенный, но зато снабжен восхитительными иллюстрациями Александра Побединского.

В №№11-12 продолжается публикация романа Ефремова. Продолжается она и в №1-7 за 1969. Кроме этого произведения, публикуется присланный на конкурс рассказ болгарского писателя Петра Лечёва (Льочева) "Чтобы никто, никогда" (Доброволни изгнаници). Космонавты с неблагополучной Земли высадились на планету с совершенно райскими условиями. Захотят ли они вернуться? В №2 опубликован интервью с Рэем Брэдбери. Ну и продолжение "Часа Быка". А также - итоги международного конкурса. И тут же объявлен новый конкурс "Мир завтрашнего дня", на этот раз - для живописцев.

Север Гансовский. Иллюстрация к рассказу Ежи Сурдиковского "Восход". Изображение взято из открытых источников
Север Гансовский. Иллюстрация к рассказу Ежи Сурдиковского "Восход". Изображение взято из открытых источников

В №3, вместе с романом Ефремова, публикуется конкурсный рассказ поляка Ежи Сурдиковского "Восход" (Wznoszenie). Космонавты ожидают восхода над орбитальным горизонтом иной планеты и каждый погружен в свои воспоминания и размышления. В №4 продолжение "Часа Быка", а в №5 рассказ Владимира Щербакова "Прямое доказательство", герои которого ловят в эфире информационные потоки встречного времени. "Последнее превращение Урга", так называется рассказ Александра (Алексея) Адмиральского, напечатанный в №8. На планете Граунд остался единственный преступник, заключенный в единственной тюрьме. Все забыли и о нем и о его преступлении. Не забыл только он сам.

В №9 напечатан рассказ Севера Гансовского "Кристалл". Привезенный с иной планеты кристалл решили превратить в линзу, но в результате шлифовки из твердого тела он превратился в поле с необычными свойствами. В №10 напечатан рассказ Георгия Гуревича "Галактический полигон", глава из романа "В зените", в основе которого лежит фантастическое допущение о том, что шаровидные звездные скопления могут быть местом обитания сверхцивилизации. "На волне человека", так назван рассказ польского писателя Яна Малиновского, опубликованного в №11, о том, на что способен человек ради своего товарища.

В 1970 году на страницах журнала публикуются работы, присланные на конкурс "Мир завтрашнего дня". И следует заметить, что с этого года "ТМ" становится полноцветным. В №1 напечатан рассказ Анатолия Днепрова "Пророки". Если пронизать человека силовыми линиями магнитного поля, он станет пророком. С магнитным полем связана юмореска Романа Ярова "Магнитный колодец", обнародованном в №2. В №6 публикуется рассказ Бертрама Чандлера "Дрейф" (Drift; 1957), о том, для чего капитаны выбрасывают за борт бутылки с записками? Да для того же, для чего древние атланты отправили в космос полый метеорит.

Игорь Шалито, Галина Бойко. Обложка №8 за 1970. Изображение взято из открытых источников
Игорь Шалито, Галина Бойко. Обложка №8 за 1970. Изображение взято из открытых источников

"Эликсир силы" так называется рассказ Владимира Фирсова, опубликованный в №8. Никто не может противостоять звездной пехоте на болотистой, заросшей густыми лесам планете, населенный мирными слабыми дикарями. Вот только кто проложил в джунглях идеально ровную дорогу и воздвиг исполинскую статую аборигена? Неужели местные жители обладают неизвестными для высокоразвитых землян возможностями? В №9 опубликован рассказ Анатолия Днепрова "Смешной баобаб", о дереве, которое решило помолодеть.

В №10 напечатан рассказ болгарина Антона Донева "Алмазный дым" (Диамантеният дим). В будущем потомки Шерлока Холмса и доктора Ватсона тоже занимают расследованием загадочных происшествий. Их пригласил астрохимик Джозеф Килиманджаро, который подозревает, что его домашние роботы несут угрозу его жизни. А что на самом деле? В №11 рассказ Роберта А. Эльтера "Мираж" (She Fell Among Thieves; 1964). Археологи-любители, или как бы мы сказали сейчас - черные копатели - находят в склепе статую прекрасной женщины. Успеют ли они ее вывезти? А в финальном номере десятилетия напечатан рассказ Владимира Щербакова "Звездные дали", о том, что и с одной левой рукой можно покорять звездные дали.

Александр Побединский. Иллюстрация к роману Ивана Ефремова "Час Быка". Изображение взято из открытых источников
Александр Побединский. Иллюстрация к роману Ивана Ефремова "Час Быка". Изображение взято из открытых источников

Продолжение следует...

Начало здесь:

Продолжение здесь:

Фэнтези
6588 интересуются