В 2024 году произошло много значимых событий, связанных с разработкой и производством самолётов МС-21. Однако самым значимым стал несостоявшийся первый полёт двух импортозамещённых самолётов с бортовыми номерами 73055 и 73057. Причиной задержки стала несвоевременная поставка деталей от партнёров.
Сейчас самолёт 73055 готовится к своему первому полёту на лётно-испытательном заводе в Иркутске, в то время как самолёт 73057 находится на финальной стадии сборки.
В январе 2024 года производство агрегатов планера МС-21 было передано на авиастроительные предприятия по всей стране. На Иркутском авиазаводе (ИАЗ) уже находится не менее двадцати самолётов МС-21, находящихся на разных стадиях готовности. Было принято решение о «накоплении» машин для ускорения производства после сертификации версии МС-21-310рус.
В Нижнем Новгороде для производства подкилевого отсека МС-21 было применено дробеструйное упрочнение, что позволило значительно увеличить срок службы деталей. Иркутский авиазавод собирает отсек ВСУ, а детали дверей и отсека переданы на завод «Сокол». В Нижнем Новгороде также ведётся работа над созданием дублирующего производства.
На NAIS 2024 генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь заявил о намерении осуществить первый полёт МС-21 с отечественными компонентами в первом полугодии. Вице-премьер Денис Мантуров сообщил, что сертификация МС-21-310 завершится к концу 2024 года, что откроет путь к поставкам.
Восьмой комплект серийного МС-21 был доставлен на завод в Иркутске для заключительного этапа сборки. Поставки шести самолётов для «Аэрофлота» были перенесены на 2025 год из-за незавершённых испытаний.
11 января на Иркутский авиазавод доставили левую консоль крыла. Путь из Ульяновска занял 10 дней, но конструкция была выровнена и отцентрирована, а зазоры заполнены прокладками. Крыло было установлено на фюзеляж и обработано герметиком.
29 февраля глава Ростеха Сергей Чемезов опроверг заявления о проблемах с сертификацией и поставками МС-21. Он отметил, что сертификация ПД-14 прошла успешно, а аттестация узлов завершается к концу года.
Восьмой комплект серийного МС-21 был доставлен на завод в Иркутске для заключительного этапа сборки. Поставки шести самолётов для «Аэрофлота» были перенесены на 2025 год из-за незавершённых испытаний.
В марте в цех №249 Иркутского авиационного завода на один из завершающих этапов сборки поступил восьмой комплект серийного самолёта МС-21. На станцию, где происходит сборка отъёмных частей крыла, была установлена левая консоль и выполнено её точное позиционирование по нивелировочным точкам.
При выполнении предварительного сведения конструкция была выровнена и помещена в центроплан, затем специалисты измерили и скорректировали зазоры, заполнили их специальными прокладками. На завершающем этапе сборки было произведено сверление отверстий, удалены заусенцы и фаски, после чего крыло установили на фюзеляж и нанесли герметик для надёжности соединения.
Очередная (левая) консоль крыла была доставлена на Иркутский авиазавод 11 января. Закреплённая на раме 24-метрового трейлера конструкция преодолела за 10 дней около пяти тысяч километров из Ульяновска в Иркутск. Некоторые города колонна проезжала ночью, а Омск и Кемерово, пришлось объезжать, чтобы не попасть в многочасовые пробки. Средняя скорость движения составляла 60 км/ч. Дальность транспортировки в зависимости от маршрута составляет 4500 – 4850 км.
В апреле на Иркутский авиазавод был доставлен опытный экземпляр МС-21-310 с бортовым номером 73055. Сейчас проводится проверка распределительных устройств и тестирование систем. Из-за ночных пробок города Омск и Кемерово пришлось объезжать.
.Главный исполнительный директор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский на встрече с руководителями подразделений сообщил о ключевых изменениях в работе по созданию MS-21-210. Гендиректор ПАО "Яковлев" Андрей Богинский ожидает осмысленных решений Долотовского и поручил разработать предложения по кадровому подразделению и обновлению команды.
23 мая в Жуковском самолёт МС-21-300 с бортовым номером 73051 успешно завершил посадку в автоматическом режиме в рамках сертификационных испытаний. Этот самолёт оснащён двигателями ПД-14, и версия программного обеспечения системы автоматического управления (САУ) была специально адаптирована под них.
Автоматический режим посадки был задействован до касания ВПП, и экипаж состоял из лётчика-испытателя ПАО «Яковлев» Романа Таскаева, лётчика-испытателя ГосНИИГА Игоря Чернова и ведущих инженеров Олега Березина и Павла Сокута.
Посадку обеспечивали алгоритмы комплексной системы управления (КСУ) и САУ, которые были протестированы независимо от типа бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). На борту 73051 установлено импортное БРЭО, однако в будущем, после замены авионики на опытном самолёте 73057, испытания будут повторяться для сертификации российского комплекса БРЭО с российским программным обеспечением.
30 мая самолёт МС-21-300 с бортовым номером 73053 перелетел из Жуковского в Иркутск. Он взлетел в 7:02 по местному времени и приземлился в 17:14 по UTC+8. Этот самолёт будет храниться на Иркутском авиазаводе (ИАЗ), ранее он участвовал в сертификационных испытаниях и проверке импортозамещённых элементов БРЭО.
Источник в Жуковском сообщил, что рабочие места операторов будут демонтированы с этого самолёта и перенесены на борт 73057, который не предназначен для коммерческой эксплуатации.
.В июне было проведено семь успешных полётов на МС-21, в ходе которых оценивалась работа комплекса систем управления и автопилота с двигателем ПД-14, а также были проведены имитационные отказы. Сергей Александровский, генеральный директор «Аэрофлота», сообщил о замене ранее заказанных 40 самолётов Ту-214 и 89 самолётов SJ-100 на МС-21. Первый полёт МС-21-310 с бортовым номером 73055 в частично замещённом облике запланирован на конец июня.
В июле ожидается завершение проверки и подготовки борта 73055 (МС-0012) с частично заменёнными импортными системами, включая тестирование электрических систем. Также в этом году запланирована доработка ещё одного опытного самолёта.
Министр промышленности Антон Алиханов на выставке «Иннопром» в Екатеринбурге заявил о возможных изменениях в контракте «Аэрофлота» на закупку Ту-214 и SJ-100 в пользу МС-21. 2 июля борт 73056 совершил тестовый полёт из Жуковского в Самару и обратно.
В августе борт 73053 прошёл осмотр и выполнил предпраздничный полёт в честь годовщины Института Авиационных Запросов, продемонстрировав быструю смену высоты и курса.
24 августа в Иркутске прошла программа полётов, посвящённая 90-летию ИАЗ, в рамках которой были представлены МС-21 и Як-130, а также выступила пилотажная группа «Русские Витязи».
В цехе окончательной сборки обсуждались вопросы подготовки к лётным испытаниям двух опытных образцов МС-21.
На совещании была затронута тема организации массового производства МС-21. Иркутский авиазавод планирует выпускать до 36 самолётов в год, уже заключён контракт на 18 машин и получен аванс от лизинговой компании. Фюзеляж десятого серийного комплекта уже смонтирован, а сборка панелей для одиннадцатого продолжается. В сентябре ожидается сборка переднего и заднего полуфюзеляжей, а в октябре – их соединение.
Изготовлены детали для 16-й, 17-й и 18-й машин, на ВАСО отправлены пилоны и мотогондолы. Денис Мантуров заявил, что разработка отечественных аналогов систем потребует изменений в конструкции МС-21.
В сентябре Александр Долотовский был назначен заместителем генерального директора ПАО «Яковлев» – директором программы МС-21. Планируется создание укороченной версии фюзеляжа МС-21-210 для эффективного использования с новыми весовыми характеристиками.
В октябре на ИАЗ началось строительство новых объектов для МС-21: ангара, корпуса для инженерных служб и цеха окончательной сборки военной техники. Также строятся цех гальванических покрытий, механосборочный цех и ангар для обслуживания аэродромной техники
В начале ноября президент Владимир Путин предложил бывшему генеральному директору ОАК Юрию Слюсарю стать руководителем Ростовской области. Его место занял Вадим Бадеха.
Также в ноябре были освобождены руководители ПАО «Яковлев» Андрей Богинский и АО «Туполев» Константин Тимофеев. Это произошло в связи с консолидацией управления гражданскими программами в корпоративном центре.
Функции управления «Яковлевым» перешли к Бадехе, а «Туполевым» — к заместителю генерального директора ОАК Александру Бобрышеву. До конца ноября запланирован полёт прототипа МС-21-310с номером 73057 в условиях полной замены импортных компонентов.
Борт 73051 совершил четыре полета для оценки работы противообледенительной системы, а борт 73054 — один полет на аэродинамические характеристики с доработанной механизацией.
ОНПП «Технология» успешно испытало новое остекление кабины пилотов МС-21 на прочность. Изделие выдержало попадание птицы на скорости более 600 км/ч.
Генеральный директор Андрей Силкин заявил о планах увеличить поставки остекления для МС-21 более чем в 11 раз до 2028 года. Прочность остекления обеспечивается технологией ионообменного упрочнения силикатного стекла.
Лобовое стекло кабины пилотов представляет собой семиплекс из четырех силикатных стекол с функцией электрообогрева. Это позволяет ему не запотевать и обеспечивает высокие оптические свойства.
Министр промышленности Антон Алиханов сообщил, что укороченная версия МС-21 (МС-21-210) находится на этапе эскизно-технического проекта.
В декабре опытный самолёт 73055 был передан в лётно-испытательное подразделение ИАЗ. Также продолжается изготовление планеров серийных самолётов.
Борт 73054 совершил четыре полёта для оценки аэродинамики и радионавигации. Борт 73051 прошёл испытания на молниезащиту.
Всего в 2024 году опытные самолёты МС-21 совершили 52 полёта общей продолжительностью 181 час 55 минут.
2025 год
2025 год станет завершающим в программе импортозамещения на МС-21. Борт 73055 готов к первому полёту в облике МС-21-310рус с двигателями ПД-14 и отечественной системой электроснабжения. Однако крыло изготовлено из импортных ПКМ.
После первого полёта будут проведены заводские доводочные испытания и сертификационные испытания. Первый полёт борта 73057 запланирован на первый квартал 2025 года.
Завершение сертификации и выдача одобрения главного изменения типовой конструкции ожидаются не ранее конца декабря 2025 года.