Найти в Дзене
КИНО TALK

Как получился сериал «Сто лет одиночества»

Посмотрели сериал от Netflix «Сто лет одиночества» и хотим поделиться сугубо личным мнением. Маркес, безусловно, знал, что делает, когда не давал разрешения на экранизацию своего романа при жизни.

Как невозможно перенести на экран пушкинскую поэтическую форму и тонкие лирические отступления «Евгения Онегина» (хотя братья Андреасян однажды постарались) без превращения шедевра в плоский анекдот о том, кто сначала любил её, а потом наоборот, так же невозможно и экранизировать идиоматическую прозу Габриэля Гарсиа Маркеса.

В сериале осталась лишь голая фабула, лишённая символически-тонкого слога оригинала, метафорической густины, сродни зарослям тропических джунглей. Вместо чарующего, почти магического языка Маркеса, наполняющего воображение каждого читателя причудливыми видениями, мы получаем безжизненные, «вылизанные» до диснеевской гладкости картинки, не скреплённые ни логикой первоисточника, ни его сказовой интонацией.

-2

Этот роман особенный именно в том, как он устанавливает контакт с читателем. В разные периоды жизни «Сто лет одиночества» открывается по-новому, формируя глубоко личные отношения с текстом. В юности буквально накрывал опьяняющий туман маркесовских образов: оторваться было невозможно, охватывали видения, навеянные текстом. Навсегда врезался в память галиот, затерянный в джунглях, и впечатление от этого образа не забывается спустя долгие годы. Таково уникальное достояние Маркеса.

Что же мы видим в сериале вместо того незабываемого образа галиота? Примитивную сценографию: мачта, симпатично опутанная лианами, палуба, аккуратно задекорированная синтетическим мхом и травой. А где психологическая и историческая мотивация поступков? Вместо этого мы натыкаемся на сценарную, режиссёрскую и актёрскую растерянность.

Надежда оставалась на операторскую работу, но и она не совершает чуда. Радоваться нечему. Возникает желание свистеть от досады, словно в детстве на дачном киносеансе.

-3

Однако хочется верить, что после такого просмотра зрители возьмутся за роман — впервые или перечитая его заново. Тогда их ждёт невыразимое удовольствие от неспешного погружения в сказочную манеру Маркеса, возможность смаковать каждое слово.

Да, сравнивать экранизации с первоисточниками — занятие неблагодарное. Книга в 99% случаев лучше. Но в данном случае невозможно удержаться от сопоставления. Можно ли смотреть сериал как самостоятельное произведение? Наверное, стоит, если вы никогда не читали оригинал. Но лучше всё же обратиться к подлиннику.