Найти в Дзене
О Москве нескучно

История тоннеля под самой запутанной площадью Москвы

Оглавление

Где находится этот тоннель? Зачем его решили прокладывать? Как местность выглядела до реконструкции? Какие особенности были у нового сооружения? Правда ли, что в строительстве участвовали специалисты из Московского метро? А также - как изменился внешний облик здешних мест после открытия тоннеля? И почему спустя полвека его начали постоянно ремонтировать? Об этом и не только расскажу сегодня.

Распутываем клубок

Таганская площадь сейчас - это весьма запутанная развязка, где встречаются с десяток разных улиц. Некоторые из них с односторонним движением. Ориентироваться тут, особенно не столь опытным автомобилистам, сложно. Можно уехать не туда, если пропустить нужный поворот или вовремя не перестроиться в конкретную полосу. Однако раньше, то есть до реконструкции начала 1960-х годов, конфигурация Таганской была ещё интереснее. Во-первых, существовало две площади: Верхняя и Нижняя. Между ними располагалась старая застройка. Все улицы, в том числе и Садовое кольцо пересекались на одном уровне.

На рубеже 1960-х годов транспортные потоки решили разделить хотя бы по двум разным уровням. Для этого требовалось проложить подземный автомобильный тоннель на Садовом кольце. Чтобы соединить съезд с Большого Краснохолмского моста с нынешним Земляным валом. Далее планировали построить Ульяновскую эстакаду и новый Высокояузский мост. О двух последних сооружениях у меня уже имеются статьи. Ссылки на них оставлю в конце этого материала. Советую почитать, там тоже довольно интересная история.

Проект всех сооружений. Слева направо: Таганский тоннель, Ульяновская эстакада и Высокояузский мост. Из журнала "Городское хозяйство Москвы" за 1964 год (№1).
Проект всех сооружений. Слева направо: Таганский тоннель, Ульяновская эстакада и Высокояузский мост. Из журнала "Городское хозяйство Москвы" за 1964 год (№1).

Помимо подземных работ нужно было провести реконструкцию на поверхности. Две площади соединили в одну. Застройку между ними снесли. А на её месте обустроили большой сквер. Расчистка пространства позволила улучшить видимость для водителей. Раньше из-за расположения двух площадей контролировать ситуацию человеку за рулём было неудобно. В то же время изменения позволили более комфортно и безопасно передвигаться пешеходам. Во-первых, у них также улучшилась видимость. Во-вторых, новые тротуары больше отделяли их от двигавшихся машин.

Тяжёлая, но быстрая

Тоннель разрабатывали в институте "Мосинжпроект". Группа специалистов создавала не только подземные конструкции, но и Ульяновскую эстакаду, а также новый Высокояузский мост. Строили Таганский тоннель довольно быстро. Хотя его протяжённость была внушительной по тем временам: почти 600 метров. Уложиться в короткие сроки получилось благодаря использованию в основном сборного железобетона в качестве материала. Например, для фундаментов, стен, колонн и перекрытий. Это позволило продолжать работы и в холодное время года.

Кстати, для сооружения тоннеля привлекали строителей Московского метрополитена. Например, с августа 1961 года над Таганским трудилась бригада под руководством Макара Гаура. Он до этого 29 лет посвятил столичному метро. Был проходчиком с момента прокладки первой линии. Таганский тоннель получился криволинейным, то есть изогнутым, из-за трассы Садового кольца на этом участке. Помимо всего прочего, готовая конструкция должна была немного смягчить перепады рельефа от Большого Краснохолмского моста до Земляного вала. Как видите, сложностей возникло немало. Тем не менее, строители хорошо справились со всеми задачами.

Уже в 1963 году тоннель открыли. Он состоял из двух обособленных проездов шириной 10,5 метров. В каждую сторону было три полосы для движения. По бокам, то есть вдоль стен, расположили служебные тротуары. Пешеходы ходить по ним не могли. С точки зрения декора, особых интересностей тут не имелось. Ни панелей, ни оригинального решения освещения, ни каких-бы то ни было других любопытных деталей. Да и не могло их существовать в начале 1960-х. Времена с точки зрения архитектуры были своеобразными.

Бесконечный ремонт

В своём первоначальном виде Таганский тоннель просуществовал до 2006 года. Тогда решили провести реконструкцию сооружения. Официально всё длилось около двух лет. Правда фактически работы продолжали до начала 2011 года с небольшими перерывами. За это время сделали новую облицовку тоннеля (из светло-жёлтых панелей и гранита), а также укрепили конструкции. Кроме того, над коротким участком тоннеля, который располагается под бывшим сквером в центре площади, сняли перекрытия. Получилась какая-то дырка на поверхность.

Уже летом 2014 года Таганский тоннель пришлось закрывать на капитальный ремонт. Он, в первую очередь, касался укрепления конструкций. Кроме этого, переделали освещение и поменяли троллейбусную контактную сеть. Пока что с тех пор никаких новых масштабных работ не было.

Таганский тоннель после реконструкции 2014 года. Фото отсюда: https://heliocity.ru
Таганский тоннель после реконструкции 2014 года. Фото отсюда: https://heliocity.ru

Сегодня Таганский тоннель по-прежнему хорошо справляется со своей задачей. В нём редко бывают сильные пробки. Но самое главное - с его помощью можно добраться от Большого Краснохолмского моста до Земляного вала напрямую. Минуя запутанную Таганскую площадь.

В конце, как и обещал, ссылки на статьи про Высокояузский мост и Ульяновскую эстакаду:

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!