Найти в Дзене
Зарплата.ру

Самоцензура в рабочем общении: когда уместна, а когда портит жизнь

Оглавление

Сдержаться и не нахамить стажеру — здоровая самоцензура. Промолчать об ошибке в расчетах — деструктивная. Где проходит грань, в каких случаях самоконтроль полезен, а когда разрушителен — обсудили за виртуальным «круглым столом» с экспертами.

Как это работает

Самоцензура — внутренний фильтр, который заставляет нас скрывать свои мысли и чувства из страха негативных последствий. В рабочих процессах самоцензура становится палкой о двух концах. С одной стороны, помогает избегать острых углов, сохраняет сдержанную деловую атмосферу. С другой — гасит инициативу и проактивность, вызывает хроническое внутреннее напряжение и стресс. Психолог, ACT- и EMDR-терапевт Марина Овечкина приводит наглядный пример из практики:

Недавно ко мне обратилась Анна, маркетолог с 10-летним стажем. Она два года наблюдала, как отдел движется к провалу, но молчала: «Новый руководитель так уверенно говорил о своей стратегии... кто я такая, чтобы спорить?» В итоге проект провалился, а Анна заработала невроз.

Замалчивание — классическое и самое очевидное проявление самоцензуры. Кроме того, эксперты выделяют еще несколько разновидностей:

  • в жестах и мимике — не смотреть в глаза, скрывать настоящие эмоции, носить «застывшую» улыбку
  • в переписке — тщательно редактировать каждое сообщение, избегать неоднозначных моментов
  • в поведении — действовать строго «по скрипту», ориентируясь на явные или негласные правила коллектива

Валерий Гут, кандидат психологических наук и основатель Института Адаптивного Интеллекта, выделяет три формы самоцензуры: адаптивную, защитную и патологическую.

Адаптивная — это осознанный выбор способа коммуникации в зависимости от ситуации и собеседника. Так сохраняем индивидуальность и при этом эффективно взаимодействуем с окружающими. Защитная самоцензура помогает избежать конфликтов и неприятностей — например, увольнения. Патологическая форма выражается в постоянном страхе высказать хоть какое-то мнение — «сижу и молчу в тряпочку»
Валерий Гут Кандидат психологических наук и основатель Института Адаптивного Интеллекта
Валерий Гут Кандидат психологических наук и основатель Института Адаптивного Интеллекта

По наблюдениям Марины Овечкиной, самоцензура процветает в коллективах с жесткой иерархией, в токсичной атмосфере, а также в организациях, где принято «стучать» на коллег. Интересно, что младшие сотрудники чаще молчат о рабочих проблемах, а руководители — о личном, отмечает эксперт. Был случай: женщина-руководитель никогда не упоминала о детях, боясь потерять авторитет, хотя мужчины на управленческих должностях свободно делились семейными историями.

Самоцензура — это попытка мимикрировать под чьи-то ожидания, иногда она принимает причудливые формы.

Например, в ИТ-стартапе можно увидеть, как более зрелые сотрудники пытаются вписаться в молодежную культуру — одеваются в не свойственном себе стиле, пытаются использовать язык зумеров, что выглядит довольно нелепо.
Алеся Бикбулатова Руководитель отдела обучения и методист в ICL Services
Алеся Бикбулатова Руководитель отдела обучения и методист в ICL Services

Читайте по теме: Как влиться в команду, если вы сильно старше коллег

Самоцензура со знаком «+»

Только благодаря способности к самоконтролю у нас есть возможность работать в адекватной деловой обстановке. Здоровая самоцензура помогает соблюдать:

  • субординацию
  • общепринятые нормы поведения
  • корпоративные правила и деловую этику

Это касается и переписки, цифровой этикет никто не отменял.

Иногда люди не подбирают слова, забывая, что сообщения каждый читает со своей внутренней интонацией. Например, однажды при обсуждении сложного вопроса в чате руководитель написал: «Вы еще прежние задачи не выполнили, посмотрите протокол». Заместитель ответил: «Покажите протокол». Возникло напряжение. После личного созвона выяснилось, что руководитель просто не хотел перегружать заместителя, а тот лишь уточнил, что именно не выполнил.
Екатерина Фан Эксперт по коммуникациям, коуч ICF
Екатерина Фан Эксперт по коммуникациям, коуч ICF

Если бы каждый озвучивал мысли без фильтра «внутреннего редактора», рабочее общение превратилось бы в базарную свалку. Отсюда второй плюс самоцензуры — меньше ненужных ссор и конфликтов. Сравните:

🔴 Отстойный у тебя макет получился, нас клиент убьет за такое, иди переделывай

✅ Мне кажется, макет надо доработать, прежде чем показывать клиенту

🔴 Иваныч, ты задрал со своими срочными задачами, до пятницы даже не притронусь

✅ Сергей Иванович, у меня сейчас в работе другая срочная задача, постараюсь посмотреть ваш документ в пятницу

Третий плюс — «хорошая» самоцензура стимулирует работника не замалчивать, а исправлять ошибки и недочеты. Наш постоянный эксперт Елизавета Лаврова — генеральный директор компании «Трипитака» — поделилась ярким примером:

Недавно видела, как рабочие в процессе трамбовки и заливки асфальта допустили неточность, которую не разглядеть невооруженным глазом. Однако они нашли способ решить проблему — залили свежий асфальт водой, отметили уклон и исправили погрешность.
Елизавета Лаврова Генеральный директор компании «Трипитака»
Елизавета Лаврова Генеральный директор компании «Трипитака»

А ведь могли бы просто оставить все как есть — со стороны дорога выглядела идеально. Даже если ошибка незначительна и видна только самому исполнителю, здоровая самоцензура заставляет докопаться до сути и убрать огрехи.

Екатерина Фан резюмирует:

Самоцензура помогает поддерживать порядок, уменьшает количество конфликтных ситуаций и улучшает имидж бренда — когда сотрудники думают, что и как говорят, клиенты и партнеры видят компанию в лучшем свете.

Материал по теме: Секреты конструктивной критики: как помочь и не обидеть

Самоцензура со знаком «–»

Все приглашенные эксперты подчеркнули, что чрезмерная, неоправданная самоцензура вредит и людям, и работе. Из наблюдений психолога и бизнес-тренера Ирины Николенко:

Часто сотрудники замалчивают проблемы — например, скрывают ошибки, боясь негатива со стороны руководства. Пытаются справиться в одиночку там, где нужно попросить помощь. Другой пример — боятся критиковать коллег или начальника, даже если возражения конструктивные. Разумеется, проблемы при этом не исчезают, просто остаются невыявленными.

Постоянно подавлять свои мысли и чувства — прямой путь к выгоранию или увольнению, а компании, где люди боятся говорить, обречены на стагнацию. Привычка к жесткой самоцензуре убивает креативность — вместе с ней инновации, конструктивную критику и прогрессивный подход к решению задач. Психолог и гештальт-терапевт Валентина Липская отмечает еще один серьезный минус:

В коллективе нарушается коммуникация — из-за недосказанности люди не могут эффективно обмениваться информацией, возникает хроническое недопонимание.
Валентина Липская Психолог и гештальт-терапевт
Валентина Липская Психолог и гештальт-терапевт

Чрезмерная самоцензура порождает навязчивый страх перед ошибками, нездоровый перфекционизм и тревожность — получаем стопор в профессиональном развитии сотрудника, а иногда и целого отдела.

Представьте: вы готовитесь к публичному выступлению. Переживаете, чтобы все прошло гладко, поэтому выбираете самые безопасные темы и фразы. Корень проблемы не раскрыли, спорные моменты не подсветили, новых решений не предложили — ну и что, зато все мягко и безопасно, никто не придерется.

Как бороться с перегибами

Эксперты сходятся во мнении, что начинать нужно с корпоративной культуры. Если в компании поощряют только «одобряемые» мнения и пресекают свободное выражение мыслей — сотрудникам, конечно, проще включить самоцензуру на максимум, чем чувствовать себя отщепенцами. Ирина Николенко:

Важно создать рабочую среду, где людям не страшно делиться идеями и мнениями. Это не только улучшит атмосферу в коллективе, но и повысит общую эффективность работы.

Как этого добиться:

  • создать безопасное пространство для обратной связи, слушать и слышать
  • поощрять конструктивную критику
  • разделять личное и профессиональное
  • не допускать токсичности, разговаривать с подчиненными уважительно, не унижать и не давить

Главная задача прогрессивного руководителя — найти золотую середину, чтобы и дисциплина была, и свобода самовыражения не страдала. Сотруднику — найти баланс между уместностью и проявлением своего «я».

Яркая метафора от Марины Овечкиной:

Здоровая самоцензура подобна деловому дресс-коду — помогает выглядеть профессионально, но не должна превращаться в смирительную рубашку.

Ставьте 👍, если тема откликнулась