С каждым годом становиться всё очевиднее связь событий, связь мыслей, связь единого полотна бытия. Читаю лекцию по любимой мною и мною же созданной политической экологии. Это не ремесло, как употребить экологию в сиюминутных политических целях. Мы беседуем о реальном знании политической экологии, где есть место исчислению того, как социум распоряжается природными ресурсами, к чему это приводит и в какие сроки. Где тропа вверх, к жизни, свету и рассвету цивилизации, а где многополосное шоссе в бездну. Словом, речь идёт о научном поиске.
Когда готовлю свои выступления, работаю над материалом, уносит от чрезвычайно утомительной прозы жизни к сутьевым вещам, осознанию крупнейших, как литосферные плиты, цивилизационных событий. Кажется, что, вот, вот нащупаешь логику нашего бытия и смысл человеческого существования станет нам понятен, но нить обрывается и внове лопатишь материалы, ныряешь в тёмную прозу жизни, чтобы найти ускользающую и возвращающуюся суть событий нить. Господи, прости и помилуй. И не дай оскудеть разумом и очерстветь душой, до этого один маленький полушаг в сторону.
И вот читаю лекцию, а за ней и семинар «Первые цивилизации. Часть II. Империи Индостана» [https://t.me/spyakutseni/379]. Потрясающий гимн практически первым из известных цивилизаций Земли. Цивилизаций, которые могли бы поглотить всю Ойкумену тех лет. Могли бы, да не поглотили.
Разбираемся с верными слушательницами и слушателями, шаг за шагом в этих вопросах. Им не легко. На совершенно свежие и молодые плечи тяжёлым ярмом лежит груз забот, необходимость платить за учёбу и общежитие, не дать накинуть на себя аркан вымогательства, поиска работы и усталости рабочих смен, где оплата легко пересчитывается в мисках простой еды. Нашему поколению ощутить тяжесть сегодняшних «университетов» можно только через своих детей, по-другому такое понимание на сознание не ляжет.
И тем не менее, шаг за шагом... Per aspera ad astra, не гладок путь от земли к звездам, как написал в пыльном и тяжёлом труде для семинаристов «Неистовый Геркулес», философ-стоик Сенека Младший, на заре Христианской эры.
Взгляд на карту. Вот природные ресурсы, вот степень их доступности, а вот единство родов, племён и народов. С ними доблесть и удача вождей. Слава тем, кто сумел создать и удержать своё. Слава тем, кто, удержав своё, мудро выстроил и разумно правил. Слава тем, кто создал Союз угля и металла своего времени, но… чёртова зависть, чёртова лень, вечное скудоумие. Проклятье тем, кто созданное поколениями спускает в пропасть.
Первая попытка сорвалась. Обсуждаем «попытку №2» стать Царём Царей, Повелителем планеты. Обсуждаем империю Маурьев, Ашоку Великого, одного из её созидателей, объединившего под тяжёлой и мудрой рукой пятую часть народов Земли своего времени. Цитирую своим прекрасным слушательницам и внимательным слушателям Герберта Уэллса: «Среди десятков тысяч имен монархов, заполняющих страницы истории, их величеств, милостивостей, безмятежностей, королевских высочеств и тому подобного, имя Ашоки сияет, и сияет в одиночестве, как звезда» [Wells H.G. The Outline of History, Vol. 1 (of 2), George Newnes, 1919, Ch. 25: Buddhism].
Замираю, в предчувствии, что великий прозаик, фантаст, философ, один из важнейших предсказателей современности и лежащего за ней будущего, потрясающий мастер бытового романа будет опознан в своём литературном величии. Жду, что слушающая меня публика, выдохнет, раз великий Герберт Уэллс, так отозвался об Ашоке, значит этот древний царь действительно брильянт в короне великих правителей Индостана, а может быть и мира. Однако, нет. Проза нового бытия, значительно более далека от чтения и знания Виктора Гюго, Вальтера Скотта и Герберта Уэллса, чем для нашего поколения чтения любимых мещанами и помещиками романов XIX века. Однако, можно обличать, а можно и рассказывать, не только об Ашоке Великом, что жил бездну лет тому назад, но и о почти «вчерашнем» нашем герое Уэллсе.
«Делись со мною тем, что знаешь,
И благодарен буду я.
Но ты мне душу предлагаешь:
На кой мне черт душа твоя!..»
Выдыхаю и приноравливаюсь.
Уэллс, говорю, вам, знаком по фильму 2005 года «Война Миров» и тем самым ловлю течение. Тома Круза аудитория знает железно. Я же убираю за свою надменно-лекторскую, никому к чёрту не нужную культурологическую спину, всё, что думаю, о сценаристах, режиссёрах. актёрах, изуродовавших прекрасную повесть Уэллса. Увожу глубоко за скобки предвзятое мнение, оставляя его вне нашей антрепризы. Режиссёр без театра, поэт без публики, лектор на минимальных гонорарах.
Но поймав дыхание, с любовью и уважением к героям книг моего детства и юности, героям Уэллса, Ефремова, ранних Стругацких говорю о великом писателе и агенте Королевской секретной службы, рассказываю о Герберте Джордже, четвёртом ребёнке в семье, с 13 лет самостоятельно зарабатывавшем на жизнь, умудрившимся, как и слушающие меня ребята, трудясь, закончить университет, стать доктором биологии, членом Фабианского клуба и президентом ПЕН-клуба. Человеке лично знавшем и Ленина, и Сталина, бывшим на всех поворотах истории нашей страны в нашей стране, что требовало немалого мужества и воли.
Если же вы захотите почувствовать пульс жизни тех лет, пожалуйста направьте свой взгляд сквозь время в сторону любимой женщины Уэллса - Марии (Муры) Игнатьевны Закревской-Бенкендорф-Будберг. Вот это роман! Вот это отвага и страсть! Здесь, и Максим Горький, и британский вице-консул Роберт Локкарт, предводитель «Заговора трёх послов. (дело Локкарта)» в революционном Петербурге 1918 года, и председатель ВЧК Яков Христофорович Петерс, принявший смерть в «Коммунарке», в весеннем месяце апреле 1938 года от рук своих сподвижников.
Во время последнего визита красной баронессы в СССР, в 1968 году, Мария Игнатьевна зашла в московский театр «Современник», оценить спектакль по пьесе Михаила Шатрова «Большевики» и уже за кулисами, к изумлению артистов и поклонников, ведать не ведавших, кто перед ними, сказала, что артисты, игравшие чекистов и близко не похожи на тех, кого они играют, чекистов, допрашивавших её в 1918 году.
Женщина, не отказавшая нашему британскому герою в чувствах, но отказавшая в замужестве. «Мура — та женщина, которую я действительно люблю. Я люблю ее голос, само ее присутствие, ее силу и ее слабости. Я радуюсь всякий раз, когда она приходит ко мне. Я люблю ее больше всего на свете. Мура мой самый близкий человек. Даже когда в досаде на нее я позволяю себе изменить ей или когда она дурно со мной обошлась, и я сержусь на нее и плачу ей тем же, она все равно мне всех милей. И так и будет до самой смерти...» написал любивший её долгие годы Герберт Уэллс. Он не только написал, он так и прожил.
Разве такую жизнь, такую любовь, такой ритм можно называть «прозой жизни»? Это симфония, это поэма, это сама жизнь в железном русле времени и обстоятельств. Вот он самый малый взгляд на жизнь и прозу Герберта Джорджа Уэллса. Возможно, его личность и проза заинтересует моих слушателей и слушательниц.
«Все смешалось в общем танце,
И летят во сне концы
Гамадрилы и британцы,
Ведьмы, блохи, мертвецы»
Покинув лекционную кафедру, медленно остывал выходя из-под обаяния сюжета, смешавшего империю Маурьев, Великого Ашоку, гениального Уэллса, баронессу Будберг, Локкарта и Петерса. Забывал «Попытку №3» Кушанского царства, соединившего Империю Рима и Царства Китая, сомкнувшего единой цивилизационной сущностью берега Тихого и Атлантического океанов в начале Эпохи Христа.
Остывал, размышляя, что даже самым великим регионам Господь даёт всего три попытки, как нам суеверно кажется, разнося их по времени, но не в пространстве. В нагрузку идёт обильная природа, заселённая людьми. Люди могут стать счастливыми, а могут и сгинуть в небытие, не оставив и следа. Господь внимательно наблюдает, что и как мы делаем в его хозяйстве.
Так и брёл по Ленинскому проспекту и к своему невероятному изумлению, услышал в записанной на рутубе передаче о событиях сугубо сегодняшнего дня цитату от, чёрт возьми, Герберта Уэллса, из неизвестной мне ранее работы «Открытый заговор: планы мировой революции», опубликованной в 1928 году. Вздрогнул, «всё очевиднее связь событий, связь мыслей, связь единого полотна бытия».
Талантливо написанная работа, а как иначе, кто автор (!) и сквозь 96 полностью ложащаяся на нашу действительность. Почему-то людоедские планы работают лучше человеколюбивых. Изложенный в работе «план продвижения вперед и установления контроля человека над судьбами жизни и освобождения её от нынешних опасностей, неопределенности и страданий», соответствует той чуме глобализма, что прямо на наших глазах мёртвой сетью накинута на мировое сообщество.
Нам только кажется, что эта сеть начинает разрываться и трещать, под силой расходящихся материков цивилизаций разных регионов. Это кажется. Реальное, социально-литосферное движение, ползущее на крови, как литосферные плиты на магме, решает, всё ту же опубликованную в 1928 году задачу, уменьшить голодом, войной и мором популяцию людей до одного млрд штук.
И штуки эти, в цитируемой работе, не фигура речи, а реальное отношение к нашей с вами любимой нами же жизни. Отношение вождей всех и всяческих интернационалов. В результате, понимаешь, что «Коммунарка» — это не мемориал, а чумное кладбище для тех особей, что решили стать над нами богами, а не товарищами. Беру паузу в вечерних размышлениях.
«И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф»
С каждым годом становиться всё очевиднее связь событий, связь мыслей, связь единого полотна бытия… Как тут не вспомнить стихотворение Николая Заболоцкого «Меркнут знаки Зодиака», опубликованное всего год спустя, после «Открытый заговор: планы мировой революции», в 1929 году, стихотворения на совершенно другую тему:
«Кандидат былых столетий,
Полководец новых лет,
Разум мой! Уродцы эти –
Только вымысел и бред.
Только вымысел, мечтанье,
Сонной мысли колыханье,
Безутешное страданье, –
То, чего на свете нет.
Высока земли обитель.
Поздно, поздно. Спать пора!
Разум, бедный мой воитель,
Ты заснул бы до утра.
Что сомненья? Что тревоги?
День прошел, и мы с тобой –
Полузвери, полубоги –
Засыпаем на пороге
Новой жизни молодой.
Колотушка тук-тук-тук,
Спит животное Паук,
Спит Корова, Муха спит,
Над землей луна висит.
Над землей большая плошка
Опрокинутой воды.
Спит растение Картошка.
Засыпай скорей и ты!»