Найти в Дзене
О Москве нескучно

"Коломенская": редкий случай, когда ремонт пошёл на пользу

Оглавление

Правда ли, что изначально эту станцию метро планировали назвать по-другому? Какие сложности возникли во время её строительства? Чему посвящено оформление платформы? Какие интересные украшения тут можно найти и что они означают? А также - почему станцию решили отремонтировать в конце 2022 года? И как "Коломенская" стала выглядеть после реконструкции? Об этом и не только расскажу сегодня.

От одного села к другому

"Коломенская" открылась 11 августа 1969 года в составе нового участка со станциями "Каширская", "Варшавская" и "Каховская". Сейчас отрезок из трёх последних принадлежит Большой Кольцевой линии. Но тогда он был частью (Горьковско)-Замоскворецкой. В изначальных планах будущую станцию указывали под названием "Нагатино". Оно не просто отсылало к исторической местности. На тот момент одноимённое село продолжало существовать. Оно занимало пространство от Судостроительной улицы до Нагатинской набережной. Наименование "Коломенское" должна была получить будущая "Варшавская". Всё потому, что находилась она около ж/д платформы Павелецкого направления с названием "Коломенское".

Однако в марте 1968 года в Моссовете решили, что "Нагатино" станет "Коломенской", а проектная "Коломенское" превратится в "Варшавскую". В принципе, шаг довольно логичный. Село Коломенское также располагалось рядом с будущей станцией. Технически важной частью проекта был и Нагатинский метромост, который расположился над Москвой-рекой. Но здесь про него рассказывать я не стану. Если вам интересно, можете прочитать мою статью. Ссылка будет в конце этого материала. Мы же сосредоточимся только на сооружении станции "Коломенская".

Поскольку глубина заложения у станции небольшая, 9 метров, работы вели открытым способом. То есть рыли котлован. Там сооружали тоннели, а также конструкции самой станции. Далее всё засыпали землёй. Есть версия, что такой вариант выбрали из-за канализационных труб, которые располагались на большей глубине. Инженеры посчитали, что сооружать тоннель над коммуникациями проще, чем под ними. Кроме того, от Нагатинского метромоста до станции расстояние было совсем не большим. А прокладку тоннелей под Москвой-рекой посчитали слишком сложной. Это бы сильно увеличило продолжительность строительства. Работы начали осенью 1966 года. Продвигалось всё довольно быстро. В том числе и потому, что хотели успеть как можно больше к 50-летнему юбилею Октябрьской революции. Но открывать готовую станцию к этому времени всё-таки не планировали.

Смысл, о котором вы не подозревали

Проект "Коломенской" разрабатывали архитекторы Любовь Шагурина и Виктор Черёмин. По конструкции станция, конечно же, типовая. Однако, в отличие от своих предшественниц, она получила намного больше украшений. Например, здесь использовали довольно редкие для столичного метро восьмигранные колонны. Их отделали светлым мрамором. Нижние части облицевали чёрным. Пол станции выложили гранитом. По центру использовали красный цвет, по бокам - серый. Края платформ покрыли асфальтом с вставками из керамической плитки. Они обозначали линию, за которую пассажирам заходить запрещалось.

Путевые стены отделали мелкой керамической плиткой лимонного цвета. Название станции выложили оригинальными буквами на гранитной вставке. Кроме того, можно обратить внимание на технические двери. За ними скрываются разные коммуникации. В отличие от многих других станций схожей конструкции, здесь двери имеют оформление. А именно - элементы декора в стиле древнерусских сказок. Помимо узора из кованной меди, тут есть изображение русалки, петуха, жар-птицы и льва. Такие украшения здесь совсем не случайно.

Дело в том, что архитекторы во время проектирования вдохновлялись памятниками русского зодчества, которые сохранились в Музее-заповеднике "Коломенское". Официально тема оформления станции звучала так: "С чего начинается Родина". Над лестницей южного входа на платформу разместили барельеф. Он посвящён прошлому. Тут изображены сцены из жизни старой Москвы. А также архитектурные достопримечательности. То же пространство, но со стороны северного входа, украшает барельеф на более современную тематику для того периода. Там изображены будённовцы, строители первых пятилеток, Останкинская телебашня, Кремлёвский Дворец съездов и др. Женское лицо с платком на голове в центральной части - это работница-комсомолка. Автором этих барельефов, а также дверей кабельных шкафов на путевых стенах стал художник Эдуард Лодыгин.

Обновление

Освещение на станции сделали типовым. Длинные люминесцентные лампы, которые разместили в нишах между балками. К сожалению, через несколько десятилетий "Коломенская" начала терять свой первозданный облик. Большое количество плитки со стен обвалилось. Её меняли на более тёмную по цвету. Получалось некрасиво. С ноября 2022 по май 2023 года вели работы по реконструкции тоннеля между станциями "Кантемировская" и "Царицыно". Однако закрывать пришлось весь участок до "Автозаводской", чтобы обеспечить оборот поездов.

За это время "Коломенскую" решили обновить. Заменили плитку на путевых стенах. Хотя некоторые говорят, что это лишь композитный материал "под плитку". Интересно, что изначально вообще думали использовать мрамор. Но в итоге от идеи отказались. Цвет новой отделки получился близким к оригинальному. Также сделали более светлую вставку, на которой разместили буквы с названием станции. Колонны "одели" в очень яркий белый мрамор. Все барельефы и двери на путевых стенах тоже отреставрировали. Единственное, что сильно изменилось, это пол. Он теперь оформлен в чёрно-серой гамме. Также избавились от асфальтовой части покрытия.

Сейчас "Коломенская" - это весьма загруженная станция метро. По данным за 3-й квартал 2024 года, ей пользовали 76 тысяч пассажиров ежедневно. Реконструкция точно пошла ей на пользу. "Коломенская" стала выглядеть лучше, но в целом сохранила основные декоративные элементы. Правда есть вопросы к дверям кабельных шкафов. На фотографиях и видео они выглядят как-то не очень хорошо. Как будто у них теперь нет детализации. Всё сливается в нечто единое и плохо различимое.

В конце, как и обещал, ссылка на статью про Нагатинский метромост:

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!