Найти в Дзене
О Москве нескучно

История московского моста, строительство которого окутано тайной

Оглавление

Как строили этот мост, и почему процесс породил интересную легенду? Зачем вообще потребовалось возводить здесь мост? Чем прославился его архитектор? А также - правда ли, что здесь одни из самых красивых видов на московские закаты? И какой минус для автомобилистов существует у моста? Об этом и не только расскажу сегодня.

Архитектор-мастер

Нагатинский #метромост на первый взгляд ничем не привлекает к себе внимание. Конструкция не обладает какими-то яркими украшениями или деталями. Однако обстоятельства, при которых шло строительство моста, вызывают некоторые вопросы. Существует версия, что работы проводили в чистом поле, когда ещё не было Новинского рукава. Такая точка зрения высказывается даже в профессиональной литературе времён #СССР . Но обо всём по порядку.

Нагатинский метромост, 2020. Фото отсюда: https://2gis.ru/moscow/gallery/geo/4504295412079409/photoId/30258560047141653
Нагатинский метромост, 2020. Фото отсюда: https://2gis.ru/moscow/gallery/geo/4504295412079409/photoId/30258560047141653

Строить мост потребовалось, чтобы соединить центр Москвы с южными окраинами. Планировалось, что конструкция станет частью новой широкой магистрали - Пролетарского проспекта. Его так называли, потому что он частично располагался на территории одноимённого района. Мост должен был стать общим для автомобилей и метрополитена. Проект создал известный архитектор Константин Яковлев.

Строительство Нагатинского метромоста, 1968.
Строительство Нагатинского метромоста, 1968.

У него к тому моменту был огромный опыт в мостостроении. Ведь именно он участвовал в создании первого метромоста в Москве (Смоленского) в 1937 году. Также ему принадлежит авторство проекта станции метро "Сокол". Да и вообще, по его эскизам в столице возвели за всё время более двух десятков разных мостов.

Зачем построили мост?

Нагатинский метромост построили в 1969 году. Он получился около 800 метров в длину. Ширина составила 40 метров. На этом пространстве разместились шесть автомобильных полос (по три в каждую сторону), а также два железнодорожных полотна Московского метрополитена. Таким образом, из окон проезжающего поезда можно было наблюдать за движением машин. В эстакадах с обеих сторон разместили гаражи.

Нагатинский метромост, 1969-1971.
Нагатинский метромост, 1969-1971.

Мост позволил решить важную транспортную проблему. Раньше, чтобы добраться в район современного Каширского шоссе, требовалось воспользоваться Автозаводским мостом. Он располагается недалеко от метро "Тульская". Сами понимаете, что приходилось делать большой крюк. Благодаря ему, путешествие становилось длиннее на целых 40 минут.

Правда, или элементарная выдумка?

В начале я писал, что #строительство метромоста окутано некой тайной. В советской литературе, а также многих других источниках указывается, что конструкцию возвели до того, как появилось полноценное спрямление Москвы-реки, то есть Новинский рукав. Якобы стройка велась на земле, а никакой воды в те годы там ещё не было. Действительно если посмотреть на старые карты столицы в 1920-х, то можно заметить, что русло реки выглядело немного по-другому. На месте современного рукава была чахлая речушка.

Местность на карте Москвы 1929 года. С сайта www.retromap.ru.
Местность на карте Москвы 1929 года. С сайта www.retromap.ru.

Когда в 1937 году закончили строительство канала "Москва-Волга", уровень воды прилично поднялся. Поэтому мелкая речка превратилась во вполне себе неплохую водную артерию. Правда был у этого всего и обратный эффект. Местность из-за большого количества жидкости стала заболоченной. Строители намучились, когда возводили здесь жилые кварталы районов Нагатино-Садовники и Нагатинский Затон.

Та же местность, но уже на карте Москвы 1938 года. С сайта www.retromap.ru.
Та же местность, но уже на карте Москвы 1938 года. С сайта www.retromap.ru.

Однако в реальности Нагатинский метромост не строился на суше. Если мы обратимся к фотографиям, которые сделаны во время строительства, то увидим...воду. Так что информация о том, что реки здесь на момент строительства не было, скорее лишь легенда.

Красные закаты и цвет моста на карте пробок

Нагатинский метромост выполнил свою функцию - связал центр города с южными окраинами. Сейчас конструкция является одним из участков проспекта Андропова. Магистраль получила такое имя в 1984 году, по случаю смерти Генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропова. В 1969 вместе с мостом открылся и новый участок Замоскворецкой линии. #московское метро добавило в свою копилку четыре новых станции: от "Коломенской" до "Каховской". В сторону "Кантемировской" линию перенаправили немного позже.

Нагатинский метромост, 1974.
Нагатинский метромост, 1974.

Кстати, именно во время путешествия на метро здесь открываются красивые пейзажи. Особенно, если вам повело оказаться на мосту во время заката. За годы своего существования мост однажды реконструировали. Начались работы в 2011 году, а закончились только спустя 6 лет. Там была какая-то не совсем прозрачная #история с компанией, которая предоставляла услуги.

Нагатинский метромост вечером. Фото отсюда: https://nat-geo.ru/photo/195801/?author_photos=1
Нагатинский метромост вечером. Фото отсюда: https://nat-geo.ru/photo/195801/?author_photos=1

Якобы работали они медленно и плохо. Да настолько, что контракт пришлось расторгать через суд, и нанимать новую организацию. Жалко, что реконструкция никак не помогла избавиться от пробок на этом участке. Проспект Андропова итак одно из самых заторных мест города. Стоять там в будний день можно целую вечность. Так что лучше на метро. Быстрее, да и виды красивее.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!