Если спросить любого из моих читателей "что такое чоппер?", каждый мгновенно ответит - "харлей с длиннющей вилкой, рогатым рулём и без переднего тормоза". И будет, в принципе, прав, потому что среднестатистический чоппер глазами непогруженного в "тусовку" человека, выглядит именно так.
Но что будет, если я вам скажу, что постройка чопперов - это не только про удлинение вилки и установки вперед колеса 21 размера? Это целая культура, которая возникла в Америке в послевоенное время, и которой было суждено дойти до наших дней практически в первозданном виде.
В сегодняшнем материале мы с вами обсудим, откуда вообще взялись чопперы и почему была выбрана столь странная концепция постройки мотоцикла. А также поговорим о том, какие детали чаще всего встречаются на чопперах, как они называются и зачем нужны.
Погружение в историю
Все началось, как и всегда, в послевоенные годы, когда вернувшимся с войны солдатам стало недоставать адреналина и красок в жизни. В погоне за ощущениями, будущие чоппероводы стали использовать свои Harley-Davidson и Indian по не слишком прямому назначению, а именно - начали гонять на них по городу.
Но на тяжелом круизере особо не погоняешь, поэтому пришлось постепенно "дорабатывать" мотоцикл, чтобы получить из него что-то легкое и мощное. А для того, чтобы максимально облегчить какой-нибудь H-D EL - нужно неслабо попотеть. Убрать пришлось зеркала, крылья, минимизировать оптику, сумки, приборную панель и даже хорошенько уменьшить бензобак! Все во славу облегчения!
Что уж говорить, даже лишние крепления на раме безжалостно спиливались, чтобы ни в коем случае не возить с собой лишние пару грамм. Именно за такой подход мотоциклы в этом стиле потом стали называть "чопперами", от слова "chop", которое означает "рубить". Подразумевалось, что владельцы буквально "топором вырубают все лишнее из своего мотоцикла".
Но, важное уточнение: чопперы не сразу стали чопперами! Сначала они были калифорнийскими бобберами, а только потом, после раскола всего байкерского движения переродились в чопперистов! Но об этом чуть позже, для начала обсудим общее начало этих субкультур.
Ну, допустим, с облегчением все понятно: так делали и англичане со своими "кафешниками", однако почему-то "cafe-racer" выглядят как вполне спортивные мотоциклы своего времени, а чопперы... Все дело в том, что зародились они-то как "спортинвентарь", но по итогу выяснилось, что на гонки надо ездить по разным городам, да еще и своим ходом.
На "кафешнике" преодолевать расстояние от, условно, Чикаго до Лос-Анджелеса, было бы очень непросто. Вот и придумали бравые байкеры высокие рули - "ape hanger", чтобы руки не уставали во время долгой дороги. Логика в том, чтобы направить потоки воздуха параллельно линии плеча водителя, чтобы снизить аэродинамическое сопротивление. И это работает!
Следующим элементом "чопперизации" стали колеса: 21 дюйм переднее и 16 заднее. Причем переднее колесо должно было быть максимально узким, а заднее, напротив, супер широким. Здесь логика тоже крайне проста: широкое заднее колесо нужно было, чтобы мотоцикл стабильно вел себя на разгоне, ведь чопперы оснащались самыми мощными моторами, которые были в доступе. Узкое переднее колесо же служило для улучшения маневренности, вкупе с длинной вилкой, расположенной под максимально большим углом.
Немалый вклад в формирование облика будущих чопперов внесли, что удивительно, власти Калифорнии, которые издали закон, обязавший мотоциклистов оборудовать свои байки ручками для пассажиров. Конечно, владельцев чопперов, которые всеми силами "раздевали" свои мотоциклы, такая перспектива совершенно не обрадовала, поэтому они нашли свой бунтарский выход, добавив на чоппер так называемый Sissy bar, который стал служить не только спинкой пассажиру, но и своеобразным багажником.
Но "сисси баром" все не ограничилось: в то время (да, собственно, как и сейчас), обычным делом были проверки на наличия глушителя в выхлопных трубах. Байкеры, конечно же, как настоящие бунтари, совершенно не планировали подчиняться чьим-то там законам, а потому снова нашли элегантный выход и начали делать для своих мотоциклов выхлопные трубы с раструбами в форме рыбьих хвостов, названные Fishtail pipes.
Изящность этого решения заключалась в том, что проверка на наличие глушителя проводилась подручными средствами, т.е. например с помощью полицейской дубинки, засовываемой в выхлоп. Если она уперлась в глушитель, то проверка пройдена. А если нет... Штрафы, долгие разговоры, лишняя трата времени. Ну а в узкий глушитель, как вы понимаете, вряд ли пролезет дубинка, так что получилось и проблем с законом избежать, и имидж себе не подпортить.
И вот, жили кастомайзеры не тужили, собирали свои пока еще калифорнийские бобберы, мелко нарушали закон и ездили на всевозможные гонки на мотоциклах. Со временем стали появляться мотоциклетные клубы, которые входили в American Motorcycle Association, она же AMA, под эгидой которой и проводились все мотомероприятия в Америке. Но байкер - практически синоним к слову бунтарь, а потому с увеличением их численности, они чувствовали свою безнаказанность и начали хулиганить "по-взрослому".
Так в 1947 году байкеры захватили и терроризировали сразу два города - Холлистер и Риверсайд. Звучит смешно, но по сути это было два адских денька для местных жителей, ведь по городу ездят толпы байкеров, крушат все на своем пути, попутно еще и активно распивая спиртные напитки. Даже полиция не смогла ничего сделать, поэтому пришлось звать на помощь национальную гвардию, которая довольно быстро объяснила байкерам, что захватывать города - плохо.
Эта ситуация неслабо так подмочила репутацию АМА, которая и так считалась не слишком безопасной. Теперь же все вокруг были уверены, что байкеры - практически бандиты на колесах. Поэтому АМА открестилась от так называемых "outlaw bikers", сказав, что из всех мотоциклистов всего 1% являются дебоширами и разбойниками, все же остальные - законопослушные и порядочные граждане. Как вы понимаете, через неделю уже у каждого байкера-бунтаря на куртке была нашивка "1%".
И вот мы подошли ко второй версии происхождения названия "чоппер", перевод этого слова вы и так помните. Но есть другая трактовка, "chop" это также отделять, что можно понимать как мотоциклист-раскольник. Согласен, звучит комично, но по сути так и есть: мотоциклисты на чопперах буквально "откололись" от остального байкерского движения, создав свою собственную кастом-культуру.
Кратко рассмотрев историю зарождения чопперского движения, мы можем плавно перейти к тому, какие именно детали мотоцикла являются составными частями настоящего чоппера, а также рассмотрим поподробнее краткую историю появления того или иного элемента.
Доработки вилки
Glide – телескопическая вилка
Появившаяся вскоре после второй мировой войны телескопическая вилка остается актуальной даже по сей день. Простое и надежное решение, которое обеспечивает хорошую амортизацию и управляемость. А еще "телескоп" позволяет "чоппероводам" удлинять вилку при помощи обычных труб. Причем такая вилка теряла свою эффективности при угле наклона в 45 градусов, но кого это волнует, если речь идет о стиле и имидже? Из-за бесконтрольного удлинения вилок, пришлось байкерам ставить еще и дополнительные траверсы, которые предотвращали ее скручивание и загиб при торможении и на крутых поворотах.
Springer – короткорычажная вилка
По факту это классическая харлеевская вилка, которая ставилась на мотоциклы с 1906 по 1949 год. Ее главное достоинство в том, что она очень крепкая, однако при этом она передает очень сильные вибрации на руль и без демпфера ее неслабо трясет. Интересный факт, что спрингеры на HD чаще всего удлинялись при помощи полуосей от автомобилей Ford. Спрингеры отлично показывают себя при любом угле наклона и меньше страдают от неровных дорог в отличии от "телескопов". Кстати, спрингер той же длины, что и "телескоп", будет обладать меньшим выносом, поскольку ось колеса находится гораздо дальше от центра рулевой колонки.
Girder – параллелограммная вилка
Тот тип вилки, который был очень распространен на европейских довоенных мотоциклах, после чего была вытеснена телескопической вилкой. Однако владельцы чопперов - ребята консервативные, а потому не торопились "обновляться" до более прогрессивной вилки, потому что у "параллелограмма" есть возможность максимально "занижать" мотоцикл при помощи удлинения рычагов. Поэтому такой тип вилки нет-нет, да и встречается на чопперах даже сейчас.
Tweek bar (fork brace) - дополнительная траверса
Собственно, те самые дополнительные траверсы, которые нужны для того, чтобы мотоцикл с гипертрофированной вилкой продолжал быть пригодным для езды не только по прямой. В конце концов, простейшая физика говорит нам о том, что чем длиннее предмет, тем более он уязвим для скручивания и сгибания.
Руль и стойки руля
Risers
Это специальные проставки, которые устанавливаются на верхнюю траверсу, чтобы еще больше поднять руль. Работаю аналогично автомобильным проставкам, которые служат, чтобы увеличить клиренс какого-нибудь внедорожника. Risers - неотъемлемый атрибут любого чоппера, потому что это самый простой способ установить руль выше.
Dog bones
Почти то же самое, что и Risers - проставки для поднятия руля. Но они отличаются формой - на каждом конце у них есть выступы, чтобы в них можно было зажать трубу диаметром 22 или 25 мм. Поэтому и название такое "собачья кость".
Ape hangers
Один из самых старых способов кастомизации, поскольку изготовить такой кастомный руль было достаточно просто. Брался обычный руль и выгибался так, чтобы поднять ручки на десяток другой сантиметров. Это позволяло байкеру буквально повиснуть на руле (собственно, название так и родилось) и сидеть прямо, чтобы не нагружать спину.
Z и W-образные рули
Но не всегда получается сделать "обезьянью вешалку" из каждого стокового руля. Поэтому в ход нередко шел сварочный аппарат и безграничная фантазия самого байкера, что привело к появлению самых необычных конструкций, которые только возможны на мотоцикле.
Т-образный руль
Как становится понятным из названия, это Т-образный прямой руль, который крепко приварен к высокой вилке. Получался более аккуратный руль, который не нуждался в верхней траверсе, что делало всю конструкцию аккуратнее и легче.
Pullback – руль с загнутыми назад ручками
Этот тип руля характерен тем, что обладает изогнутыми назад ручками руля. Это обеспечивало райдеру совершенно другие ощущения от управления мотоциклом, поскольку такая посадка вынуждает сгибать руки в локтях. Этот руль несколько менее удобен для райдеров, чем другие типы, зато как стильно он выглядит!
Six bend pullback – руль с шестью изгибами
Тоже довольно необычный вариант руля, который встречается на чопперах. В этом случае руки водителя находятся практически на уровне коленей, что оказывается гораздо удобнее для запястий, однако крутить ручку газа становится в разы сложнее. Впрочем, дело привычки и вкуса.
Подвеска
Rigid – отсутствие подвески
В целом, полное отсутствие каких-либо подвесок было когда-то абсолютно нормальным делом. У многих сейчас от этих слов неприятно кольнуло в пояснице, но до 60-ых годов мотоциклисты прекрасно обходились и без нее. Этот вариант считается "супер-трушным", однако многие байкеры все-таки предпочли комфорт и перешли на более мягкие варианты подвесок. Хотя бы просто потому, что с увеличением количества транспорта на дорогах, маневренность для мотоциклиста - вопрос выживания, а без переднего амортизатора сохранять контроль над байком не всегда простая задача.
Hard tail - отсутствие задней подвески
Несколько более щадящий вариант, хоть и не менее болезненный для спины райдера. В данном случае передний амортизатор остается на своем месте, а задняя подвеска начисто отсутствует. Считается, что "жесткий хвост" придает чопперу каноничный вид и правильный "трушный" силуэт.
Struts – распорки
Нужны для того, чтобы заменить ими задние амортизаторы на чоппере. Такая процедура позволяет легко и просто приопустить заднюю часть мотоцикла, чтобы получить правильную для чоппера "осанку".
Soft tail - спрятанная подвеска
Далеко не все чопперисты готовы жертвовать здоровьем своей спины ради того, чтобы покрасоваться на супер "трушном" мотоцикле. Поэтому было придумано изящное решение, которое не портило внешний вид мотоцикла, но при этом позволяло владельцу сохранить позвоночник в добром здравии. Чопперисты просто стали маскировать заднюю подвеску так, чтобы никто не мог догадаться, что их мотоцикл имеет "мягкий хвост". Особенно активно Soft tail стал применяться в наше время, потому что многие производители буквально с завода оснащают свои мотоциклы спрятанной задней подвеской.
Бензобак
Peanut – маленький бак в форме арахиса
Бак модели Harley-Davidson Sportster - буквально идеальный пример того, какие баки предпочитали владельцы чопперов. Правда многие из них старались сделать его максимально маленьким, объемом литров в 5, если не меньше. Более того, чопперисты еще и делали в баке небольшое углубление, в котором размещали скорпиона, залитого эпоксидной смолой. Вот это считалось максимальным "понтом".
Coffin – в форме гроба
Не самый частый вариант модификации бака на чопперах, однако однозначно самый необычный. По объему он был обычно больше, чем "орешек", однако подходил явно не каждому чопперу, ведь стиль постройки мотоцикла не так уж и часто включал в себя обязательный "гробик".
Mustang – «мустанг»
Похожи на "арахисовый бак" по форме, но являются его более широким и массивным вариантом. Также они обычно славятся большей вместительностью, а потому поездки от заправки до заправки становятся чуточку дольше.
Fatbob
По факту это просто заводские баки Harley-Davidson, которые были сделаны из двух половинок. Интересный факт: на ранних Харлеях в одной из половинок находилось масло, а на сам бак устанавливали спидометр и замок зажигания.
Еще более забавный факт: в эпоху классических чопперов такие баки считались крайне уродливыми и "не трушными", несмотря на то, что позволяли чопперу спокойно перемещаться по дорогам общего пользования, а не ездить от заправки к заправке.
Выхлопная система
Drag pipes
Классические прямоточные короткие выхлопные трубы. После установки укороченных труб на чоппер, обычно приходилось менять жиклеры в карбюраторе, однако современные инжекторные мотоциклы лишены такой проблемы.
Dumps
Примерно такие же короткие, прямоточные трубы, как и «drag pipes», но с загнутыми вниз концами, которые добавляют "изюминку" в общий внешний вид мотоцикла.
Shorty mufflers – короткие глушители
Несмотря на то, что наличие глушителя в выхлопе считалось "не трушным", некоторые байкеры все-таки старались соблюдать требования законодательства и размещали внутри выхлопа перфорированную многослойную трубу, внешний контур который был забит стекловолокном или минеральной ватой. Такое изобретение позволяло снизить шум от чоппера, чтобы не попадать на штрафы и неприятные беседы с сотрудниками полиции.
Upsweeps – загнутые вверх трубы
Идеальная база для "рыбьих хвостиков", о которых я писал выше. Обычно именно на высоко поднятые выхлопные трубы, байкеры устанавливали узкие раструбы, получившие название Fishtail pipes.
Bird shooters – оглушительные отстрелы
Некоторое время они были довольно популярны, но сейчас стали встречаться редко. Смысл крайне прост - прямоточные трубы плюс карбюратор настроенный на "очень богатую смесь". И все, "отстрелы", заставляющие всю округу вздрагивать - готовы.
Shotguns – «ружья»
Знакомый многим вид выхлопа, когда две трубы напоминают дульный срез двустволки. "Шотган" может быть как вертикальным, так и горизонтальным.
Megaphones – «рупор»
Это вид глушителей, которые надеваются на конец выхлопной трубы и помогают приглушить рокот большого "чопперского" мотора. "Рупор" представляет из себя трубу, которая сначала расширяется, а затем сужается к концу.
Сидение
Solo pad – место для одного
Классическое сидение для эгоиста. Посадить "двойку" не получится, так что этот вариант сидения для тех, кто предпочитает ездить в одиночестве.
Banana – «банан»
Не самое удобное сидение, которое можно придумать для чоппера - зато выглядит супер-стильно, поскольку повторяет контур рамы и крыла. "Банан" идеален для поездок, в которых нужно показать стиль, невзирая на комфорт.
Cobra – «кобра»
Вариация на тему "банана", но более широкая. Напоминает голову кобры из-за того, что одна из частей сидения (как правило та, что уже не на крыле), сильно расширяется и напоминает капюшон королевской кобры.
King & Queen – «король и королева»
Пожалуй, самое удобное сидение, которое будет гармонично смотреться на чоппере. Причем это сидение комфортно не только для водителя, но и для пассажира. Представляет из себя разноуровневое сидение для двух людей, причем для каждого предусмотрена спинка! Этот тип сидения также напоминает трон короля и королевы, поэтому и получил свое необычное название.
High back – высокая спинка
Отличный вариант для "двойки", которая на таком сидении будет чувствовать себя как минимум пассажиром бизнес-класса. Представляет из-себя урезанный вариант King & Queen, за тем отличием, что у водителя спинки не будет.
Sissy bar - спинка из труб
Самая известная отличительная особенность чоппера, об ее происхождении мы говорили в самом начале статьи. Отличается от предыдущего сидения тем, что обычно делается из железных труб, которые не слишком то комфортны для пассажира. Хотя выбор между наличием или отсутствием спинки обычно решается в пользу хотя бы какой-нибудь возможности держаться.
Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал – будет интересно! Не забудьте поставить лайк, нам будет приятно ❤
Вам понравится:
#motorcycle #harley-davidson #мото #авто #чоппер #мотоцикл #тюнинг #мототехника #америка #история