Всем привет, друзья!
Злоумышленники как могут наживаются на сфере кикшеринга: обещают халявные способы пользования техникой, но исчезают, так и не раскрыв секрет бесплатных поездок или пытаются физически угнать технику.
Но как городской прокат самокатов борется с угонщиками? Давайте разбираться!
Способы есть
Преступники нашли способ нажиться на доверчивых гражданах, которые любят оседлать электросамокат. Например, в Сети не первый день распространяется некая инструкция, как бесплатно арендовать СИМ (средство индивидуальной механизации) и даже отключить лимит скорости.
Заманчиво? Не то слово! Но. Мошенники всего лишь торгуют взломанными или украденными аккаунтами, спецпромокодом и прочей “шелухой”. Берут за такую “помощь” от 1 до 3 тысяч рублей. Однако вместе с получением денег от очередного “лопуха” владелец “проверенной схемы” растворяется во всемирной паутине.
С тем, что ничего хорошего, кроме мошенничества такие форумы не содержат, согласны в движении городских самокатов Let's kick Moscow
“Несмотря на откровенный обман, погрешности в работе сервиса всё же возможны. Уязвимости, как следствие ошибок разработчиков, могут быть выявлены в любой части системы аренды, например, в серверах управления, мобильном приложении или даже в самом самокате.”
Павел Супрунюк, замруководителя департамента аудита и консалтинга Group-IB
Так называемые “дыры” позволили хакерам взломать сеть постаматов PickPoint, так что, при желании понять схему управления и устроить “аттракцион невиданной щедрости” для сервиса проката электросамокатов не составит труда.
Например, спецы компании Zimperium zLabs (сфера безопасности) выявили уязвимость для хакерских атак популярного электросамоката Xiaomi M365. Преступники могут заставить технику внезапно ускориться или резко затормозить. Канал Bluetooth, который используется при авторизации стал “черным входом” для хакеров.
Зри в корень
Пока проблема взлома стоит не так остро, резюмируют эксперты отрасли кикшеринга.
“Если говорить о нас и паре других крупных игроков, мы производим самокаты под заказ в Китае. Всё железо, все IT-модули устанавливаются прямо там. Поэтому, чтобы взломать самокат, инженер должен работать лучше, чем группа российских и китайских программистов. Мы такого Кулибина, наоборот, сразу возьмем на работу.”
Сергей Четвериков, коммерческий директор компании «Карусель»
Не видно особого желания хакеров и взламывать в массовом порядке аккаунты пользователей сервисов проката СИМ. Да, промокоды, хакнутые пароли - это мошенничество, но страдают от него пользователи, а не компании.
Важнее бороться с физической кражей техники. Однако и этот показатель в РФ пока не так высок, как за рубежом. Почему?
На страже собственности сенсоры, GPS- и GSM-модемы, которые в режиме 24/7 сообщают точные координаты даже в изолированном помещении. Применение так называемых “глушилок” для подавления сигнала GPS неэффективно, в чем смогли убедиться горе-угонщики из Новосибирска.
Да и особого смысла в краже кикшеринговых электросамокатов нет, так как у них специфическая комплектация. Металла в них также не хватит на значимую выручку, а проблем с законом, наоборот, будет много. Для этого производители делают шеринговую технику специфичный и визуально легко узнаваемой.
Помимо узкоспециализированной начинки, горе-хозяин украденной техники столкнется с работой датчиков ускорения и движения. Так что на практике частенько машины с приватизированными электросамокатами перехватывали даже за пределами МКАДа. Про дома и подъезды в черте Москвы молчим, смеются в прокатных сервисах.
Нечаянная кража
Чаще всего, кражи происходят по недомыслию отдельных граждан.
“Недавно я видел сюжет, как женщина пыталась украсть непристегнутый самокат, видимо, подумала, что он бесхозный. Часто пенсионеры в виде подарка отдают «ничейный» самокат своим внукам. Но всё это попадает под определение кражи.”
Александр Нилов, организатор движения городских самокатов Let's kick Moscow.
Угонять чужое имущество под прицелом камер - глупо. Кстати, в РФ уровень хищения прокатной техники ниже, чем в ЕС или США. Почему? Ответ прост: в отличие от заграницы отечественный бизнес выбрал модель постепенного развития и продвижения СИМ в городской среде. Инфраструктура и люди учатся взаимодействовать с новым видом транспортного средства.
Фанатам электрического транспорта высоких скоростей и безопасной дороги!
#Росмолодежь, #РосмолодежьГранты