Довоенная автомобильная советская промышленность известна узкому кругу лиц. Вместе с тем, она представляет определённый интерес для широкого круга автолюбителей. Именно до начала ВОВ во многом сформировался отечественный подход к производству транспорта. Был заложен фундамент новой, перспективной индустрии.
В данном ключе хочется рассказать о малолитражке КИМ 50 10, построенной до нападения фашистской Германии на Советский Союз. Действительно, детище завода им. Коммунистического Интернационала имеет ряд особенностей, которые повлияли на другие аналоги местного производства.
1930-е годы в СССР были ознаменованы тесным сотрудничеством ГАЗа с Фордом. Американские коллеги обучали советских специалистов, налаживали оборудование завода, помогали в чём могли, поставляли импортные комплектующие, станки, детали. Простор для деятельности был огромный. Фактически последний контракт с Ford был закончен в 1938 году.
На КИМ планировали собирать изначально всего 100 штук автомобилей. Хотя впоследствии цифра была (естественно) многократно увеличена. Конструктором КИМ 10 50 является А.Н.Остроухов. На первых порах руководством завода было принято решение о взятии за основу для отечественного транспорта иномарку. Так в Москву привезли 5 разных автомобилей. И началась их скрупулёзное тестирование в полевых условиях. Упор был сделан на американскую продукцию, как наиболее выносливую и удобную в сборке. А в СССР тогда (да и после окончания войны) сохранялась острая потребность в разнообразном транспорте. Дороги оставляли желать лучшего.
На тестах были замечены Vauxhaull, FIAT, Opel, Morris и пара Ford. После длительных издевательств над машинами выбрали именно Форд Префект. Это малолитражный двухдверный автомобиль. Предполагалось выпускать 10 50 в кузовах седан и фаэтон с количеством 4 мест в салоне.
Тем временем специалисты КИМа начали работу над дизайном кузова. Автором по конкурсу был назначен В.Я.Бродский, который сумел создать (пусть не с нуля) интересный и лаконичный автомобиль начального уровня. По сравнению с американским аналогом был заметен определённый прогресс во внешности и технологичности. Плюс ко всему, машина была адаптирована к советским условиям эксплуатации. Так, высота дорожного просвета была доведена до 190 мм в угоду проходимости. Шины были выбраны соответствующие, вездеходные.
И вот ещё один необычный факт о герое материала. Дело в том, что первые партии кузовных деталей были привезены прямиком из-за океана. Там их изготавливали на заводе Budd. Впоследствии предприятие занималось выпуском штампов для кабриолета 10-51. Комплектующие делали на ЗИСе, а собирали машину на ГАЗе. Вот такой незамысловатый рабочий процесс. Кстати, всего было задействовано почти 50 поставщиков для производства одного ТС. Что же под капотом этого малолитражного автомобиля?
Технические особенности
• Под капотом аллигаторного типа (очередное новшество модели) установлен бензиновый рядный 4-цилиндровый мотор объёмом 1.1 л с отдачей 30 л.с. Этого было вполне достаточно для большинства задач.
• В паре с силовой установкой работает 3-ступенчатая механическая коробка передач. Синхронизаторы есть только у 2 и 3 скоростей. Привод на заднюю ось.
• Подвеска имеет зависимую конструкцию по кругу. Тормозные механизмы барабанного типа. Рассчитывать на другие технологии в начальном сегменте тогда было нельзя.
Планировалось ежегодно собирать по 50 тыс. КИМов ежегодно. В 1939 году члены Партии осмотрели прототип данного автомобиля. Представителям власти не понравился хром и подножки в дизайне, а также фары, клиренс и многое другое. Это был ставший знаменитым скандал с разжалованием Лихачёва, который вызвал резонанс в обществе. Тем не менее, была начата работа над ошибками. А уже в 1940 году с конвейера сошли первые экземпляры. Ещё через год появились те самые фаэтоны с импортными деталями. Это был прогресс.
Автомобиль КИМ 10 50 можно с уверенностью назвать первым массовым советским транспортом. А ещё он засветился в к/ф «Сердца четырёх». Сегодня машина представляет коллекционную ценность.