Найти тему
Фиолетовый сон

Гжель: упадок и возрождение. Несколько удивительных фатов о знаменитом промысле

Оглавление

Большинство людей, когда слышат слово Гжель, представляют себе керамические изделия в бело-синих расцветках. И совершенно правы. Именно такой вид имеет классическая продукция этого промысла.

Блинница Гжель. Фото с сайта 100sp.ru
Блинница Гжель. Фото с сайта 100sp.ru

Но мало кто знает, что привычный нам стиль окончательно утвердился только в середине XX века, а сам промысел чуть не был полностью забыт.

Но давайте обо всём по порядку.

✔️История возникновения промысла Гжели

Гжель – исторический центр области «Гжельский куст», где зародился русский народный промысел производства керамической посуды и росписи по ней. «Гжельский куст» объединяет земли бывшей Гжельской волости – всего 27 населённый пунктов. Поэтому сейчас Гжель – это не только название села, но и название всего производственного округа фарфоровых изделий на востоке Подмосковья.

А зародилось оно там не случайно. В этой местности находятся обширные залежи глины. И её добыча и поставка для кирпичных и других производств стали основой деятельности окрестных деревень. В 1812 году даже вышел указ, в котором Гжель значилась, как основной поставщик глины для аптекарской посуды.

Помимо добычи, местные мастера занимались и производством готовой продукции, среди которой:

  • Кирпич.
  • Посуда.
  • Печные изразцы.
  • Статуэтки.
  • Игрушки.
Печные изразцы. Фото с сайта dom-leto.ru
Печные изразцы. Фото с сайта dom-leto.ru

Близость к столице обозначила и основной рынок сбыта товаров – Москва. А оттуда они уже разъезжались по всей России.

В начале XIX века в этом районе насчитывалось 25 заводов по выпуску посуды. А 1840-ым их количество увеличилось вдвое. И, конечно, все заводы работали в разных стилях.

Но, к сожалению, обилие импортной фарфоровой и фаянсовой посуды из Европы во второй половине XIX века приводит промысел в упадок.

В то же время оставшиеся “на плаву” мастерские и заводы сосредотачиваются на производстве изделий, раскрашенных синим (кобальтовым) цветом по белому фону. Иногда к ним добавлялось и золотое обрамление. В последствии этот стиль и станет фирменным для региона.

Но тогда, в конце XIX – начале XX веков производство фарфора, фаянса и керамики в Гжели сосредотачивается в руках династии Кузнецовых, которых можно смело назвать фарфоровыми магнатами. К тому же они являлись официальными поставщиками Двора его императорского величества.

Статуэтка Кузнецовского фарфорового завода. В Советском союзе также будут производить статуэтки в Гжели в похожем стиле. Фото с сайта antikzone.ru
Статуэтка Кузнецовского фарфорового завода. В Советском союзе также будут производить статуэтки в Гжели в похожем стиле. Фото с сайта antikzone.ru

✔️Гжель в XX веке

Но с началом революции предприятия Кузнецовых национализируются. Это приводит промысел Гжели к очередному этапу упадка. Производство изделий из местной глины поддерживают многочисленные кустарные мастерские и единичные сохранившиеся заводы.

В 1920-30-ых годах новая власть предпринимает попытки возрождения промысла. В Гжели открываются керамическая школа и художественный завод, занимающийся разработкой нового стиля изделий. Список самих изделий дополняется деталями для кукол и агитфарфором. Изделия гжельских мастеров активно идут на экспорт.

Агитфарфор. Фото с сайта demiart.ru
Агитфарфор. Фото с сайта demiart.ru

Но это были другой стиль. Не тот, что мы знаем сейчас. И, к сожалению, развернуть производство фарфора, фаянса и керамики в тех масштабах, чтобы ли ещё в 1840-ых годах, не удалось.

Новое рождение Гжель переживает в 1945-1949 годах. Тогда гжельские мастера начали собираться в добровольные объединения для возрождения промысла. В это же время было принято решение, что основным стилем станет кобальтовая роспись по изделиям из белой глины.

Кувшин Гжель. Фото с сайта monetnik.ru
Кувшин Гжель. Фото с сайта monetnik.ru

Один из мастеров, А.Б. Салтыков, подготовил отдельный атлас мазков для унификации стиля продукции, которого придерживаются до сих пор.

Мазки в технике Гжели. Фото с сайта ppt-online.org
Мазки в технике Гжели. Фото с сайта ppt-online.org

✔️Заключение

На изделиях из Гжели часто можно встретить пометки Hand Painted. И неспроста. Вся гжельская продукция расписывается исключительно вручную. Рисунки и узоры наносятся крупными мазками с использованием до 20 оттенков синего цвета.

Интересно, что синими изделия становятся не сразу. Мастера наносят рисунок оксидом кобальта, который в базе обладает чёрным цветом. А синеет он уже во время обжига готовых изделий, которые, к слову, обжигаются дважды.

И ещё один интересный факт. Сегодня на заводе Гжели работает несколько мастеров, которые являются прямыми потомками мастеров, работавших ещё на гжельских фарфоровых заводах Кузнецовых.

Давайте поддерживать промыслы России. Мы в свою очередь зовем в наш магазинчик, чтобы посмотреть домотканые коврики. С помощью них можно создать неповторимый экостиль в наших любимых фиолетовых, розовых, белых тонах.

-7

Читайте так же 👇

#violetdream #Фиолетовыйсон #интересныефакты #хобби #гжель #история

-8