У каждого из нас бывают очень сложные и насыщенные дни. Иногда эти дни омрачены различными кризисами, болью или просто усталостью. В такие моменты мы теряем контакт с собственным «Я». Данная статья – практическая и посвящена тому, как вновь помочь себе буквально «собрать по кусочкам».
Практика, описываемая в статье разработана и описана итальянским психотерапевтом, основателем такого направления в психологии и психотерапии, как психосинтез – Роберто Ассаджиоли. Цель практики – обрести свой внутренний центр равновесия, свою собственную силу, свой внутренний стержень. Для этого, как бы парадоксально это ни звучало, нужно себя «разломать», пройти процедуру разотождествления – и это первая часть практики. Вторая часть предполагает глубокое и бережное обращение к своему внутреннему центру, к своему «Я». Ведь наше «Я» - это не только тело, эмоции, желания и хотелки. Это нечто большее, это целый мир, целая Вселенная, целая Галактика.
Показания к практике напрямую связаны с неврозами, депрессией, усталостью, и самое главное, духовным поиском себя настоящего. Ее рекомендуется, как я писала выше, делать в двух частях, в спокойной обстановке, наедине с собой.
Не рекомендуется делать первую часть практики ( или рекомендуется с осторожностью, под наблюдением специалиста) людям с диссоциативными расстройствами личностями ( диссоциация – присутствие в личности несколько субличностей, которые ею управляют в разное время).
Вторую часть практики – ресурсную, можно делать и без первой, даже каждый день, напоминая себе о том, кто «Я», таким образом пополняя свой ресурс.
Далее дословно привожу авторский текст практики Роберто Ассаджиоли.
Первая часть – разотождествление.
« Я помещаю свое тело в удобное и расслабленное положение, глаза закрыты. Выполнив это, я говорю: « У меня есть тело, но я – это не мое тело. Мое тело может пребывать в состоянии здоровья или нездоровья; оно может быть усталым или полным сил, но это не имеет никакого отношения ко мне, к моему настоящему «Я». Мое тело – это мой драгоценный инструмент, который передает мне ощущения и позволяет действовать во внешнем мире, но это не более, чем инструмент. Я обращаюсь с ним хорошо; я стремлюсь поддерживать его в хорошем состоянии, но это не «Я». У меня есть тело, но я – это не мое тело.
У меня есть эмоции, но я – это не мои эмоции. Эти эмоции бесчисленны и противоречивы, они меняются, и все же я знаю, что всегда остаюсь собой. Остаюсь собой, когда надеюсь или отчаиваюсь, когда испытываю радость или боль, раздражение или умиротворение. Я могу наблюдать, понимать, осуждать мои эмоции, владеть ими, направлять их и пользоваться ими, поэтому очевидно, что они – это не я. У меня есть эмоции, но я – это не мои эмоции.
У меня есть желания, но я – это не мои желания, они вызваны влечениями физическими и эмоциональными, а также внешними влияниями. Желания также изменчивы и противоречивы, они одновременно влекут и отталкивают. У меня есть желания, но я – это не мои желания.
У меня есть разум, но я – это не мой разум. Он в той или иной степени развит и активен, он может быть «недисциплинированным» и при этом легко обучаемым; это орган познания внешнего и внутреннего мира, но это не я. У меня есть интеллект, но я – это не мой интеллект.
Вторая часть – самоидентификация.
Что же я такое в таком случае? Что остается, если отделить от моей самоидентичности физическое, эмоциональное и умственное содержание моей личности, моего эго? Остается моя сущность – центр чистого самосознания и самопостижения. Это есть нечто постоянное в изменяющемся потоке моей собственной жизни. Оно дает мне чувство бытия, постоянства, внутренней безопасности. Я признаю и утверждаю себя в качестве центра чистого самосознания. Я сознаю, что этот центр характеризуется не только статичным самосознанием себя, но и динамической силой: он может наблюдать, направлять и использовать психические процессы и физическое тело. Я – центр сознания и силы».
И пусть эта практика она принесет Вам все то, в чем Вы нуждаетесь в этот момент жизни!
Автор статьи – клинический психолог Галина Ермолаева, автор практики – Роберто Ассаджиоли.