Найти тему
Познающий

Теория социального обучения Джулиана Роттера. Почему вы ведёте себя так, как ведёте?

Оглавление

Теория социального обучения Джулиана Роттера — одна из самых важных, когда дело доходит до объяснения нашего поведения. Почему вы ведёте себя так, как ведёте? Почему вы выбираете один вариант, а не другой? Почему бы вам не всегда выбирать альтернативу, которая теоретически предлагает более высокую награду? Обо всё об этом в сегодняшней статье.

Джулиан Роттер впервые представил свою теорию социального обучения в 1954 году в своей работе «Социальное обучение и клиническая психология». Он основывал свои тезисы на нескольких экспериментах, проведённых в контролируемых условиях, в основном с детьми и студентами. Его работа в какой-то степени была задумана как критика идей Скиннера. Однако исследование оставалось в рамках бихевиоризма, который отстаивали и он, и Скиннер.

Джулиан Роттер предположил, что большей части человеческого поведения можно научиться. Причём он был не единственным, кто выдвинул эту точку зрения, но точно одним из первых

С точки зрения его теории семейное окружение, социальная среда и культура, в которой мы рождаемся и затем развиваемся, являются факторами, определяющими наше поведение. Теория социального обучения утверждает, что наше поведение является результатом того, как мы воспринимаем других, и реакции нашего окружения на наши действия.

Ожидание — это вера личности в то, что за определенным поведением последуют определенные результаты.

Теория социального научения Джулиана Роттера.

Джулиан Роттер определял личность как результат взаимодействия человека с его «значимой средой». То есть средой, которая оказывает на неё определённое влияние. Он указывал, что личность познаётся, строится и ориентируется на достижение конкретных целей в каждом своём проявлении.

Поведение, ожидание, ситуация и ценность подкрепления в психологии

Теория Роттера состоит из четырёх основных элементов. Каждый из них важен для анализа того, как определённая личность может реагировать в определённых обстоятельствах.

  • Поведенческий потенциал. Поведенческий потенциал относится к поведению, которое человек может использовать. Проще говоря в привычных для человека ситуациях, он прибегает к привычному для таких ситуаций поведению.
  • Ожидание. Понятие ожидания относится к соображению человека о том, насколько вероятно конкретное поведение приведёт к желаемому результату. Таким образом, человек может изменить своё поведение, если предполагает, что оно не принесёт ему пользы.
  • Ценность подкрепления. Ценность подкрепления относится к субъективному «весу», который человек придаёт определённому результату. Человек, для которого деньги имеют большую ценность, с большей вероятностью будет вести себя так, как, по его мнению, надо себя вести, чтобы денег стало больше.
  • Психологическая ситуация. Хотя психологическая ситуация не является предиктором (предсказателем) поведения как такового, она относится к переменной, которую психологи должны иметь в виду и понимать, что люди по-разному видят и интерпретируют определённую ситуацию. То, как человек субъективно рассматривает ситуацию, будет определять другие факторы его поведения.