Здравствуйте, уважаемые читатели!
Проблемы жителя крупного города всегда сильно отличались от проблем жителя сельской глубинки. И если для горожанина идея экономии в виде использования смешанного комплекта резины летом (только на ведущую ось устанавливается летняя) вызовет, как мне кажется, ироничную улыбку, то с точки зрения сельчанина эта идея может показаться отличной. И в этой заметке я расскажу, почему такой способ экономии - плохой.
Что об этом говорит закон?
Начнём с юридической стороны вопроса. Одним из главных документов являются Правила Дорожного Движения. Здесь нам нужно обратиться к перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Идём в пятый пункт, который называется "Колёса и шины" [1]. Цитирую дословно п. 5.5 документа:
"На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины"
Иллюстрацию последнего предложения я и увидел на Алтае во время отпуска:
Это же ВАЗ-21099 «Спутник»? Если так, то этому автомобилю минимум 18 лет. И, как видите, хозяин автомобиля на переднюю ось установил летнюю резину (правда они абсолютно лысые, стали похожи на слики), а на задней оси - зимняя шипованная резина.
Почему этот автомобиль эксплуатировать опасно?
Сразу скажу, я не знаю, зачем хозяин автомобиля пошёл на сей эксперимент. Предположу, что для жителя села условные 15 тысяч за комплект зимней резины - это серьезные деньги, поэтому родился вот такой компромисс.
Кстати, в данном случае владелец автомобиля будет преследоваться по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ "Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена" [2]. На нарушителя накладывается административный штраф в размере 500 рублей.
Развёрнуто вопрос нецелесообразности (и я бы даже сказал опасности) использования летом зимней резины я уже разбирал, поэтому здесь отмечу тезисно - состав зимней резины подобран таким образом, чтобы покрышка была эластичной и при летней жаре зимняя шипованная резина начинает банально разрушаться. Конечно, на ведомой оси этот процесс может идти менее интенсивно, но факт остаётся фактом - после поездки по трассе в жаркий летний день зимняя резина может полностью потерять рисунок протектора.
Второй важный момент - это влияние на длину тормозного пути. А в силу того, что рисунок протектора и свойства резины совершенно разные, траектория торможения может быть непредсказуемой. Машина, например, может сорваться в юз.
Третий момент - аквапланирование. В этом плане существует принципиальная разница между рисунком протектора летней и зимней шины. Попадёте на трассе под ливень с такой конфигурацией резины и есть все риски поздороваться с обочиной.
Про такой пикантный момент как отлетевший шип в лобовое стекло едущего сзади автомобиля я упоминать не буду, этот момент вряд ли вообще беспокоит хозяина.
Другие мои статьи
Никогда не используй зимние шипованные шины летом по этим причинам
Об индикаторе-метке о повышении вероятности аквапланирования на летних шинах
С уважением, Юрий (kua1102)