Компоненты психического здоровья. ЧАСТЬ 1 из 3-х (по Нэнси Мак-Вильямс, психоаналитику, доктору философии по психологии личности) ====================
1️⃣ Способность любить.
⠀
Способность вовлекаться в отношения, открываться другому человеку. Это способность отдавать, а не брать. Любить другого таким, какой он есть: со всеми недостатками и достоинствами. Это касается и родительской любви к детям, и партнерской любви между мужчиной и женщиной.
⠀
2️⃣Способность работать.
⠀
Это касается не только профессии. Это в первую очередь о способности создавать и творить то, что ценно для человека, семьи, общества. Людям важно осознавать, что то, что они делают, имеет смысл и значение и для других.
⠀
3️⃣Способность играть.
⠀
Здесь речь идет как о прямом смысле «игры» у детей, так и о возможности использовать метафоры, иносказания, юмор, символизировать свой опыт и получать от этого удовольствие.
⠀
Кроме того, в современном обществе наблюдается общая тенденция к тому, что мы перестаем играть. Наши игры из «активных» превращаются в «отстраненно-наблюдательные». Мы все меньше сами танцуем, поем, занимаемся спортом, все больше наблюдая за тем, как это делают другие.
⠀
4️⃣Безопасные отношения.
⠀
К сожалению, нередко люди, обращающиеся в психотерапию, состоят в насильственных, угрожающих, зависимых — одним словом, нездоровых отношениях.
⠀
Джон Боулби описал три типа привязанности: нормальную, тревожную (сложно выносить одиночество, поэтому человек «прилипает» к значимому объекту) и избегающую (человек может легко отпустить Другого, но при этом остается с колоссальной тревогой внутри).
⠀
Впоследствии выделился еще один тип привязанности — дезорганизованный (D-тип): люди с этим типом привязанности часто реагируют на ухаживающего за ними человека как на источник одновременно тепла и страха.
⠀
5️⃣Автономия.
⠀
Люди делают не то, чего на самом деле хотят. Они даже не успевают «выбрать» (прислушаться к себе), чего же им хотеть.
⠀
6️⃣Постоянство себя и объекта.
⠀
Это способность оставаться в контакте со всеми сторонами собственного Я: как хорошими, так и плохими. Это контакт между ребенком, которым я был, тем, кто я сейчас и кем буду.