Найти в Дзене
О Москве нескучно

Метро "Студенческая": какой она была и во что превратилась теперь

Оглавление

Почему станцию сделали наземной, и зачем построили именно в этом месте? Откуда взялось название "Студенческая"? Правда ли, что вопреки общему мнению, на старой станции всё-таки были любопытные элементы декора? Зачем потребовалась её реконструкция? И как станция изменилась после ремонта? Об этом и не только расскажу сегодня.

Как ненужное стало нужным

Станция "Студенческая" - часть Филёвской линии Московского #метро . Особенностью платформы является то, что она располагается на поверхности. Кроме того, рядом пролегают рельсы Киевского направления железной дороги. Так что, ожидая поезд метро на станции, можно часто увидеть парочку проезжающих электричек. "Студенческая" начала работать в 1958 году в составе новой Арбатско-Филёвской линии (так она именовалась до 1971). Интересно, что специально построенными к открытию на ней были только две наземные станции. Та, #история которой рассказывается в этой статье, а также "Кутузовская".

Схема линий Московского метрополитена 1958 года. Изначально планировали открыть участок сразу до станции "Фили", но не успели. Также обратите внимание на проектные названия остальных станций будущей линии. Карта отсюда: https://www.metro.ru
Схема линий Московского метрополитена 1958 года. Изначально планировали открыть участок сразу до станции "Фили", но не успели. Также обратите внимание на проектные названия остальных станций будущей линии. Карта отсюда: https://www.metro.ru

Участок от "Александровского сада" до "Киевской" существовал с 1937 года. Однако через 16 лет его закрыли за ненадобностью. Тогда появился параллельный глубокий радиус Арбатско-Покровской линии от "Арбатской" до "Киевской". С приходом к власти Н.С. Хрущёва изменился не только подход к столичной архитектуре, но и к проектированию метро. Москва застраивалась новыми жилыми массивами, поэтому возводить станции требовалось быстро. Для этих целей решили попробовать пустить поезда не под землёй, а на поверхности. Работы занимали бы не так много времени, как обычно, и требовали меньше денег.

Строительство Филёвской линии. Вид в сторону "Студенческой", 1958. Фото Э.Н. Евзерихина сайта www.pastvu.com.
Строительство Филёвской линии. Вид в сторону "Студенческой", 1958. Фото Э.Н. Евзерихина сайта www.pastvu.com.

Есть версия, что "Студенческая" появилась рядом с пересечением Киевской улицы и Можайского переулка, чтобы заменить в будущем трамвай. Недалеко на тот момент пролегали трассы маршрутов №30 (Киевский вокзал - Фили) и №31 (ул. 10-летия Октября - Фили). В 1961 году их окончательно закрыли, а пассажиры получили возможность быстрее добираться от метро "Киевская" до Студенческой улицы (по ней и ходили раньше вагоны).

Почему "Студенческая"

Название станция получила по вышеупомянутой Студенческой улице. Её так нарекли в 1952 году в честь Дорогомиловского студенческого городка. Он появился тут ещё на рубеже 1920-х и 1930-х годов. Здесь возвели несколько общежитий в стиле конструктивизма. Размещали там в основном студентов Горного института, который сейчас находится на Ленинском проспекте. Интересно, что всё это время улица называлась 2-й Извозной. И только в начале 1950-х ей решили присвоить новое наименование. Потом оно перешло и на станцию метро. Хотя платформа находится от неё на расстоянии более, чем в 300 метров.

Общежития на Студенческой улице, 1930. С сайта www.pastvu.com. Сейчас здесь располагаются общежития ещё несколько московских университетов. Например, МИИГАиКа, НИУ ВШЭ и др.
Общежития на Студенческой улице, 1930. С сайта www.pastvu.com. Сейчас здесь располагаются общежития ещё несколько московских университетов. Например, МИИГАиКа, НИУ ВШЭ и др.

Поскольку "Студенческая" располагалась на поверхности, то и её строительство заняло не так много времени, как обычно. Раньше на месте будущих рельсов метро, скорее всего была зелёная полоса. То есть растительность между железной дорогой и домами, которые стояли на небольшом возвышении. Считается, что это могло уменьшать шум от поездов. Работы завершили к 7 ноября 1958 года. Эта дата и стала днём открытия "Студенческой", а вместе с ней и новой линии.

Прокладка Филёвской линии между железнодорожными путями и домами. Вид в сторону Киевского вокзала, 1957-1958. С сайта www.pastvu.com.
Прокладка Филёвской линии между железнодорожными путями и домами. Вид в сторону Киевского вокзала, 1957-1958. С сайта www.pastvu.com.

Сама станция, на первый взгляд, вышла простой. Её проектированием занимались архитекторы Юрий Зенкевич и Римидалв Погребной. Имя второго зодчего означает "Владимир", только наоборот. Ему, кстати, принадлежит интересная фраза, которую он сказал в 1994 году, размышляя о станции "Цветной бульвар": "...к концу своего творческого пути пришёл к выводу: за 60 лет создания метро в Москве проектировщики превратили его в гигантский пылесборник, который из-за сложности конструкций трудно обслуживать эксплуатационникам".

Не такая уж и невзрачная

Если говорить о "Студенческой", то её изначальный декор не отличался привычными нам архитектурными изысками. Тут сделали две боковые платформы, которые ограничили конструкциями, похожими на стены белого цвета. Но интересные детали всё же имелись. Например, рельефная текстура стен: прямоугольники, напоминавшие кессоны (углубления) на сводах некоторых других станций, а также что-то вроде колонн. Всё это плавно переходило в навес над платформами. Там же установили светильники. Сама платформа была покрыта асфальтом. Вдоль неё расположили несколько деревянных скамеек. Они очень похожи на те, что стояли в советское время в парках.

Выход в город предполагался через специальную стеклянную галерею над платформами. Его отделка уже была немного ярче. Стены украсили полосками белого и голубого пластика. Соединили их с помощью алюминиевых вставок. Пол выложили керамической плиткой светлого и коричневого цветов. Как видите, тема названия станции в отделке 1958 года никакого воплощения не получила.

В таком виде "Студенческая" простояла до середины 2010-х годов. К тому моменту конструкции, а также коммуникации износились. Летом, конечно, эксплуатировать наземные линии удобно. Однако поздней осенью, зимой и ранней весной погода может наносить большой ущерб открытым платформам. Поэтому в 2016 году решили начать реконструкцию всей линии. В том числе и станции "Студенческая".

Теперь её не узнать

Техническими работами решили не ограничиваться и придали станции новый облик. Чтобы связь с названием просматривалась. Стену на платформе в сторону "Кунцевской" покрасили в приятный бежевый цвет и нанесли рисунки. Они отражают студентов разных профессий. Здесь можно встретить изображения, связанные с географическими, химическими, математическими, юридическими науками. А также с астрономией, театром, музыкой и др.

Стену противоположной платформы (в сторону "Александровского сада") остеклили. Поэтому через неё можно смотреть на проезжающие электрички Киевского направления в ожидании поезда метро. Лампочки под навесами поменяли на более современные длинные светильники. А поверхность платформ отделали крупной плиткой. Разработкой нового внешнего вида "Студенческой" занимались в бюро "Инжпроект".

Отремонтировали и наземный вестибюль. С одной стороны, он стал выглядеть более опрятно. С другой, потерялась оригинальная отделка стен и пола. Теперь она ничем не отличается от многих других отремонтированных в последние годы станций. Не всем понравилось и качество работ. Многие указывали на не совсем аккуратную отделку. Однако в целом, реконструкцию можно назвать, скорее, удачной. Сравнивать с предыдущей "Студенческой", наверное, не совсем правильно. Всё-таки это две разные станции. Каждая из которых имеет свои отличительные черты.

Поезд "Москва" специально созданной для Филёвской линии серии на станции "Студенческая", 2020. Фото отсюда: https://transphoto.org
Поезд "Москва" специально созданной для Филёвской линии серии на станции "Студенческая", 2020. Фото отсюда: https://transphoto.org

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. #Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!