Найти в Дзене
Эпонимы и Мы

КРЫЛЫШКИ УИТКОМБА

Наблюдая пассажирский самолёт вблизи, при посадке на борт, многие из вас наверняка обращали внимание на странные загогулины, которые есть у некоторых лайнеров.

Фото с сайта https://ru.pinterest.com/pin/538672805410164299/
Фото с сайта https://ru.pinterest.com/pin/538672805410164299/

Авиаторы называют их по-разному - винглеты, шарклеты, саблеты. А ещё - КРЫЛЫШКИ УИТКОМБА (ШАЙБЫ УИТКОМБА).

Их главное назначение - увеличить полезную площадь крыла и уменьшить вихревой поток, который образуется во время полета из-за разницы давления на верхнюю и нижнюю стороны крыла. Дело в том, что при обтекании воздухом "обычного" крыла, снизу создаётся повышенное, сверху - пониженное давление. С одной стороны, благодаря этому и возникает подъёмная сила, с другой - это приводит к увеличению сопротивления воздуха за счёт различных завихрений. КРЫЛЫШКИ УИТКОМБА помогают уменьшить это сопротивление без потери подъёмной силы.

Как показала практика, использование винглетов снижает расход топлива - в некоторых случаях до 20%. При этом эффективность и безопасность эксплуатации самолета заметно повышается.

-2

Довольно интересно обо всём этом написано здесь.

Фото с сайта https://nap.nationalacademies.org/read/13160/chapter/70
Фото с сайта https://nap.nationalacademies.org/read/13160/chapter/70

Ричард Трэвис Уиткомб (21 февраля 1921 – 13 октября 2009) - американский авиационный инженер, конструктор, специалист по аэродинамике. Стал интересоваться самолётами ещё в детстве - строил модели, участвовал в соревнованиях, всегда стремясь улучшить их характеристики. Окончил Вустерский политехнический институт, работал в Исследовательском центре в Лэнгли, затем в НАСА.

Изучая проблему внезапного увеличения лобового сопротивления, которое испытывает комбинация крыла и фюзеляжа со скоростью около 500 миль в час (800 км/ч), Уиткомб пришел к выводу, что "возмущения и ударные волны являются просто функцией продольного изменения площади поперечного сечения". Следовательно, необходимо менять форму не только крыльев, но и фюзеляжа. В результате было выведено ПРАВИЛО ПЛОЩАДИ УИТКОМБА, благодаря которому удалось значительно снизить сопротивление воздуха на больших скоростях. А мы теперь видим на авиасалонах самолёты с весьма необычными формами.

Любопытно, что когда Уиткомб работал над созданием высокоскоростных изделий и испытывал модели в аэродинамической трубе, он действовал больше, повинуясь интуиции, а некоторые изъяны устранял напильником, наждачкой и шпаклёвкой. И хотя в итоге ему удалось добиться заметных успехов (был создан аэродинамический профиль с низким сопротивлением в околозвуковом диапазоне), начальству Уиткомба такой подход не понравился. И НАСА подписало контракт с другими инженерами, которые делали ставку не на столярные инструменты, а на высокие технологии, а интуицию проверяли математическими вычислениями.

Так или иначе, но все вместе они совершили настоящую революцию в проектировании сверхкритических аэродинамических профилей. И в итоге Уиткомба всё-таки решили отметить, наградив сначала премией в размере 25 000 долларов, а потом и вручив ему Мемориальный трофей братьев Райт от Национальной авиационной ассоциации.

Фото с сайта https://i.ytimg.com/vi/1fTCUO5rzeA/maxresdefault.jpg
Фото с сайта https://i.ytimg.com/vi/1fTCUO5rzeA/maxresdefault.jpg

Кстати, свои "крылышки" он пытался внедрить на протяжении почти тридцати лет, но, несмотря на весьма положительные итоги испытаний, производители самолётов вовсе не спешили что-то менять на производстве. Хотя теперь, как мы знаем, винглеты стали обычным явлением и регулярно используются как на больших авиалайнерах, так на спортивных самолётах и даже планерах.

Любопытно, что, добившись огромных успехов в конструкторском деле, Уиткомб вдруг решил заняться совсем другим делом - возможным извлечением полезной энергии из окружающей среды с использованием возможных направлений квантовой физики. Но тут, увы, Фортуна перестала ему улыбаться, и никакого толку от его исследований не было.

На самом деле, такое случается нередко. Преуспев в чём-то одном, например, в шахматах, как Гарри Каспаров, человек начинает думать, что, во-первых, ему и дальше будет необычайно везти, а во-вторых, он точно так же сможет стать первым и в других делах, например, в политике. И здесь его и поклонников его таланта может ждать огромное разочарование...

P.S. Более подробно узнать об американском инженере можно здесь.

Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!