Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:
Смольный Институт Благородных Девиц. История и предпосылки создания.
Смольный Институт Благородных Девиц. Как жили Смолянки?
В официальных документах не было подтверждения о создании в России тайного женского общества, но стоит проанализировать, кем были выпускницы института и какие поручения им в дальнейшем давались: дипломатические переговоры, шпионаж, соблазнения важных для государства персон, помощь военным на фронте.
Акцент в обучении делался на «женственности». Это было главным оружием, которое открывало воспитанницам императрицы все двери. Каждая смолянка должна была играть хотя бы на одном музыкальном инструменте, петь, знать наизусть стихи, много читать и обязательно быть чувственной.
30 августа 1776 года петербургские «Ведомости» публикуют статью о первом выпуске девиц из Смольного института. Общество было в восторге от успехов экспериментального обучения Екатерины II. Но какой ценой это далось?
Из 50 поступивших девушек до окончания учебы дожили только 39. Официально девушки погибли из-за болезней, а выпускницы на тяготы учебы в Смольном не жаловались. Они давали слово, что никогда не расскажут, как проходила учеба в институте, а потом убеждали, что слово, данное смолянской - самое непоколебимое.
Знатное сословие выстраивалось в очереди, чтобы отдать на воспитание в Смольный.
Мужчины мечтали взять себе в жены барышню из Смольного.
Но неожиданно, обучение дало обратный эффект. Вместо восхищения, дамы стали вызывать насмешки в обществе. У них была идеальная осанка и манеры, но выпускницы не могли поддержать ни одной беседы. Они были наивны и не приспособлены к жизни. Институтки стали ассоциироваться с глупостью.
Винят в глупости девушек Ивана Бецкого. В высшем обществе появляется фраза: «Бецкой выпустил сто кур монастырских дур». Двенадцать лет изоляции приводило к тому, что девушки не понимали, в каком обществе они живут. Они не знали простых бытовых вещей.
Екатерина II в срочном порядке созывает комиссию, которая внесет изменение в образование девушек. Образование стало всесторонним.
Но зачем все таки императрица решила создать институт?
Каждый день у смолянок в расписании была прогулка в парке. Во время этих прогулок они разбивались на пары и тихо гуляли, кричать и бегать было запрещено. Именно во время таких прогулок монаршие особы общались с институтками.
Им задавали вопрос: «о чем ты мечтаешь?». И в зависимость от ответа проходил отбор. Если смолянка говорила «выйти замуж» - ей после института подбирали хорошую партию, и она была не интересна императрице. Но если же девушка говорила, что хочет быть при дворе, то она становилась претендентом в «тайное женское общество».
Первой приближенной к императрице смолянкой стала Екатерина Нелидова. Ей была поставлена задача влюбить в себя Павла I, с которым у Екатерины II были непростые отношения. Она быстро вошла в доверие к Павлу и удерживала его пылкий нрав даже после смерти императрицы.
Ольга Скобелева, другая выпускница Смольного, также внесла большой вклад в помощь стране. Она со своим сыном генералом Скобелевым отправилась в Болгарию, где организовала лазарет для раненых во время русско-турецкой войны.
Настоящую силу выпускниц Смольного страна ощутила только после третьего выпуска девушек, то есть почти через 60 лет. Тогда образованных девушек стали отправлять за границу не только с гуманитарной миссией, но и в качестве шпионок.
Первой в этом списке стала Дарья Ливин, Александр I отправил ее в Европу помогать мужу-дипломату урегулировать конфликт с Наполеоном. Она посещала светские вечера, где собиралась французская элита, и никто не мог устоять перед молодой красоткой. Каждый стремился показать свой статус, выдавая секреты верхушки власти.
Так, она отрапортовала в Петербург о планах Наполеона напасть на Россию. Позже в Лондоне она открыла светский салон, куда приглашала политиков, в том числе для получения информации.
Все императоры относились к смолянкам с особым трепетом и выбирали тех, кто может быть полезен государству. Их выделяли особым царским знаком - «бриллиантовым шифром».
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
И обязательно ознакомьтесь:
Русский вояж Александра Дюма. Что он делал в Санкт-Петербурге?
Царскосельский Лицей в Пушкине. История и интерьеры
Императорская Николаевская Царскосельская гимназия в Пушкине. Колыбель поэтов серебряного века.
Николаевский дворец. Ксенинский институт и Дворец Труда.
Смольный Институт. Жизнь Смольного сквозь года. Как его спасли в Блокаду.