В 1763 году личный советник Екатерины II Иван Бецкой приносит императрице доклад о том, насколько малограмотные женщины высшего сословия в России - пишут с ошибками, не умеют вести хозяйство, допускают ношение грязных вещей и могут даже вытереть руки об свое платье.
Дворянки не знают этикета светского общества. Эта ситуация не была удивительной, на тот момент в России не существовало ни одного высшего учебного заведения для женщин. Дворяне нанимали для своих детей учителей с Европы - гувернеров. Именно с этим была связана низкая грамотность - иностранные языки дети знали лучше,чем родной русский.
5 мая 1764 года императрица издает указ об открытии
«Императорского воспитательного общества благородных девиц». Екатерина II высылает всем русским послам в Европе тайный приказ - добыть программы государственных воспитательных заведений для девиц.
Но за границей такие заведения не были популярны, кроме Сен-Сирского института под Парижем. Тогда императрица ведет переписку с Вольтером, Дидро и изучает просветительскую литературу.
У философов Джона Локка и Жан-Жака Руссо она находит интересную теорию о том, что дети рождаются нейтральными и если изолировать их от привычного окружения и внешней среды можно воспитать «новую породу людей».
В создании новой учебной программы принимает участие И.И. Бецкой - человек, которому Екатерина Великая доверяет больше всех во дворце. Институту передали часть корпусов Воскресенского Новодевичьего монастыря, спроектированного В.В. Растрелли в стиле барокко.
Монастырь находился около деревни Смольной, где еще при Петре I был построен Смоляной двор. Позднее монастырь был закрыт, а для института в 1806-1808 годах по проекту Дж. Кваренги было построено трехэтажное здание в стиле классицизма.
Новость о том, что в Петербурге собираются открыть первое учебное заведение для девочек, очень быстро разлетается по стране. Дворянам отправляют письма с предложением отдать своих дочерей на перевоспитание в Институт.
Успешные семьи относятся к этому предложению с недоверием, а вот разорившиеся дворяне, у которых за спиной остался только титул, видят в предложении Императрицы спасение. Изначально планируют набрать 200 девочек, но в первый год на учебу приехало только 50 маленьких дворянок.
На учебу девочек принимали с шести лет, считалось, что в таком возрасте они еще не испорчены окружающей средой. При поступлении родители подписывали документы об отказе, то есть вернуть ребенка обратно в семью они уже не могли.
Единственное, что допускалось - встреча один-два раза в год под надзором начальницы института. Видеть в каких условиях будут жить девочки родителям запрещалось, единственное, что обещали родителям - воспитать из их дочерей идеальных женщин, с отличными манерами и знанием минимум четырех иностранных языков. Обучение в Смольном длилось двенадцать лет.
Институтки делись на 4 группы по возрасту: I - от 6 до 9, II - от 9 до 12, III от 12 до 15, IV от 15 до 18.
Основной целью обучение было образование «сердца и характера», выработка «хороших мане и светского «благородства» - все это должно было помочь им занять видное положение в обществе. В учебной программе особое место занимали закон Божией и иностранные языки.
Помимо этого изучали русский язык, арифметику, географию, а в старших классах - архитектуру, опытную физику и геральдику. Чтобы воспитанницы стали хорошими хозяйками, их обучали шитью, вышиванию, ведению домашнего хозяйства.
С 1765 года в Смольном институте было открыто мещанское отделение.
После смерти Екатерины в 1796 году, государственные женские учебные заведения возглавила жена Павла I - Мария Федоровна. Она смотрела на образование под другим углом и ввела традиционные принципы немецкой педагогики, целью которых было преподавание девушкам религиозно-нравственного и светского воспитания.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Продолжение:
Смольный Институт Благородных Девиц. Как жили Смолянки?
Смольный Институт Благородных Девиц. Кем были выпускницы Смольного?
И обязательно ознакомьтесь:
Русский вояж Александра Дюма. Что он делал в Санкт-Петербурге?
Царскосельский Лицей в Пушкине. История и интерьеры
Императорская Николаевская Царскосельская гимназия в Пушкине. Колыбель поэтов серебряного века.
Николаевский дворец. Ксенинский институт и Дворец Труда.
Смольный Институт. Жизнь Смольного сквозь года. Как его спасли в Блокаду.