Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Работа и личная жизнь: как найти баланс

На днях прочитала очень интересную статью Степановой Екатерины - глубокого самобытного автора, кстати, рекомендую - Мне ничего не даётся легко или рукотворные алые паруса, написала к ней комментарий и поняла, что мне трудно на этом остановиться. И пообещала Екатерине написать статью о том, как найти баланс между работой и личной жизнью.

Итак, мои рекомендации по пунктам:

1. Работа должна быть любимой, в радость, должна позволять раскрывать ваш потенциал, реализовываться, расти и пр. Если работа любимая, то многие негативные факторы или устраняются, или уменьшаются.

2. Бывает, что по серьезным обстоятельствам невозможно найти любимую работу, а работать необходимо для удовлетворения хотя бы базовых потребностей (вспоминаем пирамиду Маслоу), тогда четко понимаем, для чего нам эта работа, какова ее цель на сегодня и к чему мы хотим прийти в будущем.

И ради этих целей не "тянем лямку", не стонем, не ропщем, не клянем судьбу, а достойно реализуем свои планы и находим и в этой работе свои плюсы и радости. Ведь и Виктор Цой, например, когда-то работал кочегаром в котельной "Камчатка" в Санкт-Петербурге, а мой шеф, руководитель и владелец большой компании - санитаром в психиатрической больнице.

3. Работаем в течение дня максимально эффективно, не отвлекаясь, выполняем все необходимые задачи в рабочее время, с работы уходим вовремя. Недавно был у меня на консультации мужчина, который сказал, что у них очень жесткая руководительница, одинокая женщина, без личной жизни. Так она работает обычно до восьми часов вечера, и никто не смеет раньше нее уйти с работы. Что тут скажешь? Не повезло парню - попал в заложники. Но он планирует до осени доработать, так как хорошо платят, и все же уйти на другую работу с нормированным рабочим днем.

4. На дом работу не берем. Дома отдыхаем, восстанавливаемся, экологично сбрасываем напряжение, если оно есть, балуем себя, общаемся с близкими, подпитываемся их участием и отвечаем им своей любовью. Дом - это наша крепость, наша тихая гавань, колыбель, если хотите.

5. Авралы в работе иногда неизбежны. Но это должны быть именно авралы, как временное явление, а не как система. Если в "консерватории" что-то не так, руководители организации должны об этом думать и исправлять ситуацию. Им можно подать об этом сигнал. обратить их внимание на это, ведь "тварь я дрожащая или право имею"?

6. Вообще, грамотные руководители, на мой взгляд, ценят своих сотрудников, как важнейший ресурс своей компании, заботятся о том, чтобы они не только эффективно работали, но и полноценно отдыхали. Кому нужен нервный, зеленого цвета, истеричный сотрудник в выгорании - как выжатый лимон? Люди ведь не "рабы на галерах"...А когда некоторые недальновидные руководители непосильно нагружают сотрудника, то это, как мы помним, называется "эксплуатация человека человеком" или "звериный оскал капитализма" - как-то так..

7. А трудоголизм, если кто-то еще не в курсе - это не похвальная страстная любовь к работе, а, возможно, бегство, уход от реальной жизни с проблемами конкретного человека, с его экзистенциальным страхом смерти, например, при помощи которого он со своими проблемами таким неконструктивным образом борется, еще сильнее их усугубляя.

8. Если вы руководитель хотя бы какого-то уровня, то создавайте проектные группы, команды, проводите мозговые штурмы, делегируйте задачи, убивая сразу "всех" зайцев: вы и разгружаете себя, и пользуетесь коллективным интеллектом, и получаете от каждого члена команды его самые сильные компетенции, и обучаете сотрудников новым знаниям, умениям, навыкам, и выращиваете кадровый резерв.

9. Достаточно делать свою работу на 4 по 5-ти балльной системе; перфекционизм это излишество и непозволительная роскошь. И не забывать ранжировать дела по важности и срочности: важные и срочные - делать в первую очередь, а неважные и несрочные - никогда. А то некоторым "так сладко фигней заниматься".

И еще важные дополнения из личного опыта:

Принимая решение о выходе на работу, обращайте внимание не только на то, что вам говорят впрямую, но и на различные существенные для вас нюансы: на то, как сотрудники общаются между собой, какая атмосфера в коллективе, какая обстановка, задавайте вопросы о возможности карьерного роста и роста зарплаты, о переработках, о дресс-коде, о возможности удаленной работы хотя бы пару раз в неделю и пр.

Когда проходите собеседования, почувствуйте, близки ли люди, проводящие их, особенно HR и ваш непосредственный руководитель, вам по духу, понятны ли они вам или вы чувствуете себя, общаясь с ними, "не в своей тарелке".

Когда я устраивалась на нынешнюю работу, которой я щедро "подарила" более 20-ти лет своей жизни (не без взаимности - получила и я взамен свои "несметные сокровища"), то у меня было тогда два оффера на одинаковую позицию секретаря и одинаковую зарплату.

Но в одной компании, пока я ждала в приемной собеседования, девушки-сотрудницы друг у друга с тревогой спрашивали: "Ну как у шефа настроение сегодня?" и входили к нему в кабинет, в буквальном смысле слова, перекрестившись.

А когда вошла я, то по огромному пафосному кабинету ко мне навстречу бежала большая собака, ротвейлер, она не лаяла, но я тогда плохо понимала собак и не знала, что от нее ждать. Самообладания я не потеряла, не ойкнула даже, собеседование прошла, работу мне предложили...

Но я выбрала другую компанию - за атмосферу, демократичность, увлеченность ее сотрудников, за ощущение, что я одна из них, а также за интеллектуальность, простоту в общении, веру в успех и желание моего руководителя подобрать единомышленников в свою команду. И не ошиблась!

Компания выросла с 20 чел персонала (в момент, когда я пришла в нее) до округленно 1000, а уж о росте оборотов, о развитии нескольких видов бизнеса, о том, что она стала первой на рынке в России и известным партнером-импортером для компаний мирового уровня - могу сказать с гордостью и чувством сопричастности, так как я работала в ней и секретарем, и менеджером по закупкам, и менеджером по развитию бизнеса на Украине и в Белоруссии, и директором одного из предприятий группы компаний. А также - самое продолжительное время в HR-е - менеджером, директором, где и продолжаю работать сейчас, совмещая эту работу с частной практикой психолога.

С уверенностью могу сказать, что сейчас мне удается найти баланс между работой и личной жизнью, семьей, хотя некоторые "перегибы" в сторону работы у меня случались: стресс никто не отменял, работу на дом, бывало, брала в виде мыслей о какой-то сложной ситуации, провела по полгода в командировках в Санкт-Петербурге и потом в Киеве, когда дочка была еще младшей школьницей (но по выходным прилетала домой) и пр.

Но теперь я справилась и даже могу давать вам, надеюсь, полезные рекомендации - с пожеланиями найти свой баланс как можно быстрее!

Ниже - подборка моих статей на тему:

Работа: плюсы, минусы, поиск, карьера, увольнение, управление сотрудниками, отношения с руководителем

На консультацию можно записаться через личное сообщение на сайте, по телефону +7 916 158 13 08 (Whats App или Telegram предпочтительнее)

Автор: Ольга Кеслер