🖐Ну что ж, диагностические БРАТЬЯ, продолжаем обсуждать 💎бриллиант инженерной мысли - систему рециркуляции отработанных газов☁ и её клапан в частности. Сегодня речь зайдёт о различиях систем EGR, симптомах их неисправностей, и их типичных проблемах😡 . А сконцентрируемся на дизельных системах, т.к. на них проблемки с EGR почаще встречаются🤣 . Итак, чаще всего вам, дорогие мои, будут попадаться два основных типа систем: с вакуумным управлением клапаном EGR (более старые системы) и с электрическим (более новые системы).
Опять же 🖖«на пальцах» функционал. С вакуумным клапаном: разрежение создаётся вакуумным насосом и подаётся на условный «вход» электромагнитного клапана EGR. В зависимости от степени открытия электромагнитного клапана EGR (больше или меньше), на условном «выходе» из него будет создаваться бОльшее или мЕньшее разрежение, которое с разной степенью и будет управлять вакуумным клапаном EGR, а значит и самим потоком отработанных газов👍 ! Дело в том, что сам клапан (точнее тарелка клапана со штоком) прикреплён к диафрагме (мембране), которая от воздействующего сверху разрежения может больше или меньше изгибаться, таща за собой клапан, который в свою очередь и открывает/закрывает проход для бОльшего или мЕньшего количества отработанных газов. Надеюсь, не запутал тебя, мой уважаемый читатель🤗 . Если всё же не запутал, то ты спросишь: «А в зависимости от чего электромагнитный клапан EGR открывается больше или меньше»? А я ждал этого вопроса🤗 . За счёт изменения тока управления⚡ электромагнитным клапаном посредством широтно-импульсной модуляции (что это за зверь такой поговорим в другой раз), которую высчитывает и «генерирует» ЭБУ. Открылся/закрылся ли вакуумный клапан достаточно, ЭБУ чаще всего определяет по встроенному в крышку этого клапана датчика положения, но это ещё не всё… Также исправность работоспособности системы перепроверяется по сигналу датчика массового расхода воздуха (об этом поговорим подробнее чуть позже, в следующих постах). 👉Теперь, что касается системы с электрическим клапаном. Здесь всё проще😊 : ЭБУ рассчитывает необходимый поток рециркулируемых ОГ и подаёт управляющий сигнал на моторчик клапана. В зависимости от потребности в ОГ, клапан открывается в бОльшей или мЕньшей степени 👍. Как и в прошлом случае, отслеживается исправность системы по встроенному в клапан датчику положения и перепроверяется по датчику массового расхода воздуха (MAF) – всё легко, просто и надёжно… Казалось бы🤣 . ☝Проблемы обеих этих систем заключаются в том, что в составе отработанных газов , которые подаются во впуск через клапан, большое количество сажи, а если вспомнить про маслянистые картерные газы (которые также подаются во впуск), и маааасло, которое в небольшом (а то и в большом количестве) может попадать во впуск с турбинки, то становится понятно, что клапан «живёт» явно не в чистоте. Результат Вы можете видеть на фото 🤮.
Клапан и весь впуск зарастает такой заразушкой, что порой отвёрткой не расковырять… 🔺Как бы то ни было, по сути, все проблемы с EGR делятся на три части: ✅ИЗБЫТОЧНЫЙ поток отработанных газов во впуск, ✅НЕДОСТАТОЧНЫЙ поток и ✅электрические проблемы.
👉Недостаточный поток EGR может быть из-за заклиненного в закрытом состоянии клапана, а также огромного количества отложений в каналах EGR и впускного коллектора. Недостаточный поток EGR обычно не сопровождается ЯВНЫМИ изменениями в работе двигателя (если только уж совсем всё на впуске не «заросло» сталактитами и сталагмитами), обычно загорается лампа неисправности двигателя (по-правильному - лампа неисправности систем токсичности MIL) и на этом всё, ну может подымит🌗 побольше...
👉Избыточный поток EGR тоже встречается. Чаще всего причиной бывает заклиненный в открытом состоянии клапан (или даже отвалившаяся тарелка клапана!), а также встречается прогар тарелки клапана. Но здесь всё гораздо сложнее для нормальной работы двигателя – теряется мощность, неравномерный холостой ход, вплоть до незапуска двигателя🙄! Двигатель запускается и тут же глохнет – один из основных симптомов избыточного потока EGR 🤬!
👉Электрические неисправности системы (повреждения проводки, датчиков положения, обмотки моторчика клапана и прочие) могут проявляться по-разному и их воздействие на систему зависит от тех алгоритмов, которые заложены программистами в ЭБУ (от замещающих значений некорректных показаний датчиков, до активации режима «Дохромай до дома» 🤣🤣🤣 - привет переводчикам LAUNCH.
👉Как будем диагностировать сие неисправности, поговорим в следующей статье. До связи и всем добра🖐!