12 ноября 1996 года, в районе города Чархи Дадри (Индия), столкнулись ИЛ-76 Казахстанских авиалиний и Boeing 747 авиалиний Саудовской Аравии. Эта катастрофа стала крупнейшей по числу жертв, при столкновении в воздухе.
Разбор инцидента
12 ноября 1996 года ИЛ-76 совершает чартерный рейс из Шымкента (Казахстан) в столицу Индии-Дели. Всего на борту находились 27 пассажиров и 10 членов экипажа.
В 16:25 по местному времени борт отрывается от взлетной полосы Шымкента, расчетное время в пути-3:10. Полет проходит штатно. На подходе к воздушной границе Индии бортрадист связывается с Дели и докладывает о пролете воздушной точки на высоте 10 000 метров, самолету разрешают снижение до 5500 метров. В ту же самую минуту, из аэропорта Дели, взлетает пассажирский Boeing 747 Saudi Arabian Airlines, выполняющий рейс Дели -> Дахран. На борту находится 312 человек.
Boeing связывается с индийским диспетчером и докладывает о приближении к эшелону 3000 метров, в ответ судно получает разрешение на набор высоты до 4200 метров. Через 2 минуты самолет докладывает о приближении к этому эшелону и запрашивает дальнейший набор высоты, однако диспетчер попросил экипаж задержаться на высоте 4200 и ожидать разрешение на набор высоты. В это время Казахский ИЛ-76 получает инструкцию от диспетчера на снижение до высоты 4500 метров. Получается так, что два судна идут на встречу друг другу по одной трассе и лишь расходятся по высоте на 300 метров, это нормальная ситуация. Однако стоит учесть, что у диспетчера нет точной информации на какой высоте фактически летят самолеты, так как на земле нет необходимого оборудования, по этому информацию о полете он получает от самого экипажа.
Казахский капитан не владеет информацией о воздушном пространстве, по этому не знает, что он летит на встречу другому самолету. Казахский борт доложил о полете на высоте 4500 метров, хотя на деле в этот момент он еще летел на высоте 4950 метров, и лишь приближался к необходимому эшелону. Экипажу ИЛ-76 передается информация о встречном Боинге.
Бортрадист из-за плохого знания Английского языка просит повторить сказанную диспетчером информацию. Второй пилот, занимающийся управлением самолета, ошибочно понял, что им дали разрешение на снижение до 4200 метров (высота полета Boeing 747), по этому экипаж начал потихоньку сбрасывать высоту.
За 20 секунд до столкновения кто-то из членов экипажа просит остаться на высоте 4500 метров и не снижаться, но самолет продолжает идти на 4200. В кабине напряженная обстановка, пилоты осознают опасность ситуации и пытаются найти выход. За 11 секунд до столкновения командир отключает автопилот и велит увеличить мощность двигателей для набора высоты. Лишь за 4 секунды до катастрофы пилоты двух самолетов увидели друг друга сквозь облака, но было уже слишком поздно...
В 18:41 метки двух самолетов пропали с радара. На высоте 4200 метров самолеты "прорезали" друг друга крыльями в воздухе. Погибли все, находившиеся на борту, 349 человек.
Спустя пару минут на связь с диспетчером выходи пилот судна, пролетавшего эшелоном ниже:
-Мы видели что-то справа от нас, выглядит как большой шар огня, как большой взрыв! Я вижу горящие обломки!
Причиной катастрофы явилось несанкционированное снижение ИЛ-76 в связи с отсутствием знаний английского языка и неслаженных действий экипажа. В то время на суднах так же не был системы TCAS, отвечающей за предупреждение о сближении самолетов, этот случай в дальнейшем ускорит ее внедрение в авиацию.
Действия индийского диспетчера признали адекватными, соответствующими всем инструкциям. После данного инцидента диспетчерские вышки в Индии оснастили новейшими трекерами самолетов, со всей необходимой информацией.
Подпишись, чтобы не пропускать новости из мира авиации!
#авиакатастрофы #авиация #самолеты #столкновение #катастрофа