В этой статье я сделаю небольшой психологический разбор семейного кризиса на примере ситуации, в которой оказалась супружеская пара из известной советской киноленты «Любовь и голуби» (1984).
В фильме нет явных данных о том, сколько лет главным героям Василию и Надежде и как долго они находятся в браке, однако можно предположить, что вместе они не менее 18-20 лет и им обоим в районе 40 лет. У супругов трое детей, двое из которых уже достаточно взрослые юноша и девушка, а младшая дочь – подросток.
В первой части киноленты мы наблюдаем проявления нормативного семейного кризиса, связанного с определённым циклом развития семьи, который можно охарактеризовать с точки зрения нескольких классификаций.
Так, по С. Кратохвилу, этот кризис относится к четвёртому периоду конфликтности, который приходится на 18-24 год совместной жизни и «совпадает с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, появлением страхов, различных соматических жалоб, чувства одиночества, связанного с уходом детей, с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, её переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможных сексуальных измен мужа» [2].
Согласно другой теории, перед нами разворачивается кризис обыденности, вызванный психологической усталостью партнёров друг от друга, состоянием рутины, тяготением к новизне в отношениях и образе жизни [1].
Стоит отметить, что параллельно событиям и конфликтам, происходящим в семье, в каждом из супругов имеют место внутренние психические процессы, деструктивно влияющие на семейную систему в целом. Скорее всего, и у уставшей от домашних забот Нади, и у уставшего от постоянного надзора со стороны жены Василия наблюдается личностный кризис – кризис среднего возраста, когда основные цели достигнуты (поставили детей «на ноги», быт налажен), а новых перспектив развития пока не найдено. Пара живёт в атмосфере недоверия, пренебрежения и постоянной зацикленности на повседневных делах («дать» свиньям, «наполнить кадушку в бане для стирки»). В их отношениях нет места взаимной нежности, уважению, романтике и проявлениям любви, хотя представляется, что настоящее глубокое чувство между партнёрами всё-таки есть (подтверждение этому – в конце ленты).
Во второй части фильма на нормативный кризис накладывается ненормативный – измена Василия, которая является следствием внутрисемейных и внутриличностных проблем главного героя. В Анапе он встречает очень интересную, необычную, «тонкую» женщину Раису Захаровну, которая по манере одеваться и говорить, по своим представлениям о мире сильно контрастирует с неухоженной, простоватой, грубой и прямолинейной супругой Надей. Попав под чары прекрасной собеседницы, Василий с головой погружается в новые, ничем не отягощённые любовные отношения. Однако вскоре понимает, что курортный роман был ошибкой, с Раисой Захаровной его практически ничего не связывает – слишком они разные люди. Герой осознаёт: его семья – главное, что есть у него в жизни, и без неё он не мыслит себя.
В финале картины Надежда и Василий возвратились в начало своих отношений – романтический период ухаживания, когда они смотрели друг на друга влюблёнными глазами и ещё не имели огромного багажа претензий. Пережитый опыт измены заставил каждого супруга по-новому взглянуть на свою семейную жизнь, провести «переоценку» партнёра и сделать повторный выбор в его пользу.
Литература:
1. Бурмистрова Е.А. и М.Ю. Современная семья: психология отношений / Е.А. и М.Ю. Бурмистровы. – Изд. 2-е. – М.: ДАРЪ, 2017. – 544 с.
2. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – Изд-во: Речь, 2006. – 260 с.