Найти в Дзене

Не мог сказать, что устал

Оглавление

Делюсь с вами случаем из практики.

Про важность коммуникативных навыков (см. прошлую статью).

Ко мне на занятия ходит замечательный мальчик. Мама привела его на диагностику в возрасте 5-ти лет. Наблюдалась выраженная задержка речи. Много медицинских исследований: длительная ЭЭГ, УЗДГ, МРТ и многое другое. Всё это было за плечами. В заключениях неврологов и психиатров в основном ЗПРР и спектр РАС. Глазному и тактильному контакту доступен. Игрушками интересуется, взаимодействовать готов.

На фоне в целом адекватного поведения наблюдаются аффективные вспышки в виде истерик, плача: падает на пол, закрывает уши, начинает мотать головой, прячется под стол.

Наблюдаю и замечаю: эмоциональные вспышки всегда являются ответом на речевые инструкции. Причем простые просьбы ребенок выполняет, а на более сложные реагирует негативно. Снижаю вербальную нагрузку, даю жестовые подсказки. В дальнейших занятиях учла эти особенности и оценила уровень понимания речи. Учитывая наблюдаемые симптомы и результаты мед. обследований, выделяю речевое нарушение – сенсорная алалия.

Занимаемся, при грамотно выстроенном подходе быстрая динамика. Растет понимание, развивается фразовая речь, гармонизируется поведение. Ребенок занимается хорошо, с интересом воспринимает игровые задания. Научился глобальному чтению. И вот, когда я уже выдохнула и решила чуть увеличить учебную нагрузку, появляется оно – НЕГАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ без видимых причин.

В какой-то момент занятия без предварительных явных событий ребенок резко и внезапно падает со стула, закрывает уши руками, бьет ногами стены и кричит. На вопрос «Что случилось?» ответа не дает. В итоге успокаивается от тактильного контакта, но с трудом приходит в спокойное состояние после такой бурной реакции. Снова начинаю наблюдать. Замечаю, что этому событию предшествуют ошибки ребенка, когда он отвлекается от задания. И на фоне правильных ответов начинает давать пару-тройку неверных, импульсивных. А потом молниеносно бросается на пол.

Я задаю вопрос: «Ты устал?». Зарождающаяся истерика резко прекращается, ребенок смотрит на меня удивленными глазами и произносит робкое «Да». Я достаю сенсорные игрушки, и мы отдыхаем несколько минут. Далее ребенок в рабочем состоянии принимается за задание.

На следующем занятии он снова заваливается со стула, я быстро даю руководство: «Я устал, давай отдохнем?» Еще через занятие ребенок уже не падает на пол, а просто произносит выученную фразу «Я устал…»

Эта ситуация еще раз напомнила мне о важности базовых социальных навыков.

Речь нужна ребенку не для того, чтобы делать наши задания, а чтобы донести до нас информацию, в том числе о своем состоянии. Не имея такого навыка, малыш проявлял негативное поведение, которое не давало мне понять, что именно он хочет. Он же просто не знал, а как иначе. И, скорее всего, все аффективные вспышки из прошлого также были попытками выразить свое состояние или отношение.

Один маленький навык – умение просить о перерыве – может существенно изменить поведение ребенка. Он чувствует себя более уверенно, ведь может влиять на ситуацию. Снижается социальная тревожность.

У любой реакции всегда есть причина, даже если с первого рассмотрения она не очевидна.

Не забудьте поставить 🧡
Подписывайтесь на канал

#алалия #аутизм #ребенок не говорит