Найти тему
Диагностика дислексии: тест ЗАРЯ.
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" разработал и стандартизировал диагностический инструмент "ЗАРЯ" ("Звуковой Анализ Русского Языка") для детей с дислексией и трудностями освоения чтения. Дислексия - это специфические трудности в овладении чтением при сохранном интеллекте, устной речи, физическом зрении, слухе. Причины дислексии нейропсихологические и разнородные. Не единственной, но ведущей причиной дислексии является фонологический дефицит. Поэтому тест ЗАРЯ фокусируется на оценке сформированности процессов фонематического восприятия, порождения и анализа...
191 читали · 1 день назад
Упражнение для развития речи "Нелепицы".
Это упражнение я использую для развития мышления, понимания речи, а также речевого программирования. Ребенку предлагается прослушать предложение и определить, оно соответствует действительности или нет. Если нет, то нужно исправить ошибку. Степень сложности варьируется от уровня развития ребенка. Или более сложные варианты: Рекомендую чередовать правильные и ошибочные конструкции...
203 читали · 2 недели назад
Небылицы для развития речи и мышления.
Я использую картинки-небылицы для развития речевого программирования, когда ребенок видит очевидную проблему на картинке и пытается сформулировать, что именно его смущает. - Хлеб не строят... Нужны кирпичи... Хлеб мягкий... - Дом не строят из батонов хлеба. Дом строят, например, из кирпичей. Материал подходит и для отработки шаблона: "НЕ ...
2 недели назад
Упражнение "Растущие предложения" для развития слухоречевой памяти и понимания речи. Часть 2.
Часть 1 можно найти тут. Шаг 1. Взрослый читает предложение, после чего ребенок должен повторить. С каждым новым воспроизведением количество слов увеличивается - предложение постепенно растет. Шаг 2. Ребенок отвечает на вопросы. Шаг 3. Ребенок подбирает 1 подходящую к предложению картинку и объясняет, почему другие не подходят...
2 недели назад
Связь профиля латеральной организации мозга со стрессоустойчивостью и обучением.
В прошлой статье я рассказала о тестах для определения сенсорной и моторной асимметрий. Специальные пробы и опросники позволяют определить ведущие глаз, ухо, руку, ногу. В норме ПЛО формируется к 7 -8 годам. В случае несформированности говорят об отклоняющемся развитии. В этой статье я раскрою, как нейропсихолог интерпретирует и использует полученную информацию. Допустим, мы определили у конкретного испытуемого ведущие руку, глаз и ухо. Записали полученную формулу: П (рука) П (глаз) Л (ухо). Это вариант правшества...
2 недели назад
Задания для развития слухоречевой памяти и понимания речи.
Шаг 1. Инструкция: "Внимательно прослушай текст, который я прочитаю". Текст 1. Светлана Ивановна - музыкант. Она играет на пианино и скрипке. У нее дома живут попугай Кеша и кошка Лиля. Светлана Ивановна повесила портреты домашних питомцев на стену. Шаг 2. Инструкция: "Рассмотри картинки и выбери те, которые относятся к тексту. Объясни, почему ты выбрал именно их". Шаг 3. Инструкция 1 (легкий вариант): "Ответь на вопросы". Примеры простых вопросов: Примеры сложных вопросов: Инструкция 2 (сложный вариант): "Перескажи текст...
149 читали · 1 месяц назад
Индивидуальный латеральный профиль. Как его определять?
ИЛП - это сочетание психических, сенсорных и моторных асимметрий (каждая из которых может быть левой или правой). То есть профиль представляет собой индивидуальную комбинацию выборов. Это различный вклад правого и левого полушарий в реализацию высших психических функций (что описывается термином "функциональная специфичность"). Например, асимметрия мозговой организации речи, памяти, мышления. Так правое полушарие в большей степени обеспечивает формирование негативных эмоций, а левое - позитивных...
1 месяц назад
Упражнение "Растущие предложения" для развития слухоречевой памяти и понимания речи.
Шаг 1. Взрослый читает предложение, после чего ребенок должен повторить. С каждым новым воспроизведением количество слов увеличивается - предложение постепенно растет. Шаг 2. Ребенок отвечает на вопросы. Шаг 3. Ребенок подбирает 1 подходящую к предложению картинку и объясняет, почему другие не подходят...
177 читали · 1 месяц назад
Упражнения для расширения объема слухоречевого восприятия.
В этой статье я опишу некоторые задания для расширения объема слухоречевого восприятия и развития кратковременной слухоречевой памяти. Попросите ребенка повторять за вами предложения. После каждого воспроизведения увеличивайте количество слов. Задайте вопросы по предложению. Предложите ребенку покидать друг другу мяч, составляя историю. Допустим, вы начинаете игру и произносите 1 слово: "Гном". Ребенок ловит мяч, повторяет ваше слово и добавляет свое: "Крикливый гном". Вы продолжаете предложение: "Крикливый гном упал"...
245 читали · 1 месяц назад
Игры для развития гибкости мышления у детей.
Когнитивная гибкость / гибкость мышления / переключаемость - это способность действовать нестандартно, искать креативные решения, абстрагироваться от шаблонов, что позволяет лучше адаптироваться к изменяющимся условиям. Навык крайне важный, потому что, как известно, все в жизни меняется и требует приспособления. А как хотелось бы стабильности 😢 Гибкость мышления является одним из трех компонентов произвольности. Подробный рецепт зелья тут. Поделюсь упражнениями, которые я использую в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками...
340 читали · 1 месяц назад
Зоны саморегуляции. Техники контроля импульсивности.
Продолжаем обсуждение программы эрготерапевта Л.М. Кайперс "Зоны регуляции". Начало в этом посте. Каждый день мы пребываем в разных состояниях (радуемся, огорчаемся, устаем, нервничаем). Понимание уровня возбуждения и эмоций позволяет лучше управлять поведением. Чтобы обучить ребенка осознанности, расскажите ему об условном делении переживаний на 4 цветные зоны. Синяя зона. Характеризуется низким уровнем возбуждения, когда человек испытывает усталость, скуку, подавленность. Важно заметить упадок сил и вовремя восстановить ресурсы...
2 месяца назад
Как развить саморегуляцию у ребенка?
Саморегуляция - это способность осознавать и изменять свое состояние, чтобы управлять поведением. Состояние > Поведение Не путать с узким термином "самоконтроль" ❗ Самоконтроль - это процесс торможения импульсивных и нежелательных реакций. Он не предполагает понимания причин поведения и осознания текущего состояния. В некоторых ситуациях волевые "ежовые рукавицы" могут усилить стресс и привести к негативным последствиям для психического здоровья. Настоятельно рекомендую прослушать мой подкаст на тему "Саморегуляция и самоконтроль"...
220 читали · 2 месяца назад