Найти в Дзене
MILITAN

Почему SR-71 Blackbird заправляли сразу после взлета и для чего на его борту нужен был жидкий азот

Оглавление
Заправка азотом топливных баков SR-71 Blackbird
Заправка азотом топливных баков SR-71 Blackbird

"Многие говорят о том, что необходимость заправлять "Черного Дрозда" сразу после взлета, была обусловлена просачиванием топлива из баков, якобы при взлете терялось слишком много. Однако это далеко не так!"
- из книги "SR-71 иллюстрированная история BLACKBIRD" полковника ВВС США и бывшего летчика самолета-разведчика Blackbird Ричарда Грэма.

SR-71, как и его предшественники прототипы Lockheed A-12 и YF-12A, были оснащены двумя турбореактивными двигателями Pratt & Whitney J58-P4

Появился J58 в конце 1950-х годов и является детищем компании "United Aircraft Corp." подразделения "Pratt & Whitney Aircraft".

Его двигатель мог работать на скоростях 3+Маха и высотах более 24 000 метров. Он стал первой силовой установкой, которая была рассчитана на длительную работу на форсаже. Максимальная тяга выдаваемая J58 на форсаже, составляла 14460 кгс.

Воздухозаборники самолета были одной из важнейших особенностей конструкции. Благодаря им была возможность полёта на скоростях более 3300 км/ч и на дозвуковых скоростях. На разных скоростях воздухозаборники обеспечивали разное направление потока воздуха в двигателе.

Во время полета на скорости 3 Маха, топливо достигало температуры более 148°C, что делало пары очень летучими и потенциально взрывоопасными. Чтобы избежать этого в самолете была продумана система заполнения баков газообразным азотом, который замещал израсходованное топливо и предотвращал это.

После взлета самолет заправлялся в воздухе, это был единственный способ обеспечить 100% инертную атмосферу в топливных баках. Во время дозаправки, топливо смешивалось с газообразным азотом, что позволяло почти полностью заполнить бак и создать внутри давление выше давления окружающей среды и предотвратить самовозгорание.

Самый длинный беспосадочный полет SR-71 Blackbird

26 апреля 1971 года летчик, подполковник Дж. Томас Эстес и инженер, подполковник Девейн Вик, совершили полет на расстояние 24 000 километров, который длился 10 часов 30 минут.

Целью эксперимента было проверить выносливость двигателей и планера и самое главное понять, сколько раз можно будет дозаправиться прежде чем закончится запас жидкого азота.

На борту Blackbird находилось 260 литров жидкого азота в трех сосудах Дьюара, в которых можно хранить веществ при высокой или низкой температуре в течении длительного времени. Надо ответить, что в этом полета у экипажа было только 2 емкости, общим объемом 106 литров.

Взлетев с авиабазы ВВС в Калифорнии, самолет сделал два круга вокруг континентальной части США.

Как только второй круг был завершен, самолет начал третий и повернул обратно на авиабазу. После приземления самолет был тщательно осмотрен, никаких проблем с фюзеляжем и системами "Черного Дрозда" обнаружено не было. За все время полета самолет был дозаправлен пять раз, по прибытии на аэродром жидкого азота уже не осталось.

Что же касается потери топлива из-за утечек, то основная масса вытекала из баков расположенных в крыльях. Причина была в том, что во время дозаправки в воздухе, эти баки были уже пустые и сильно разогретые, а заправляемое топливо наоборот, очень холодное. Отчего герметик используемый в баках разрушался, что и становилось причиной утечек.

SR-71 Blackbird
SR-71 Blackbird

Изящный и футуристичный самолет, даже спустя 50 лет после своего первого испытательного полета, по-прежнему вызывает благоговейный трепет. Я всегда с удовольствием читаю материал посвященный SR-71 Blackbird и каждый раз узнаю, что-то новое.

Я стараюсь побольше изучать военную технику и боевой опыт других стран. Во-первых, это интересно, а во-вторых . . . лучше приведу слова В.И. Ленина, он про это очень хорошо сказал:
"Необходимо максимально использовать в социалистическом строительстве достижения науки и техники развитых капиталистических стран . . . толком, вовремя, практично, не по-казенному . . ."

Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!

Подписывайтесь на телеграмм-канал: t.me/real_militan
Для желающих помочь каналу рублем:
Тинькофф 5536 9138 9630 2045
СБЕР 4276 4800 1921 3399

Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.
Спасибо за внимание и до новых встреч!