Трудности бывают, у всех, в любых семьях. И у детей родных, и у детей приемных свои стрессы, свои переживания, только разного характера. Дети приемные все с непростой историей, поэтому без шероховатостей не обойтись. Многие читатели просят подробнее рассказать о возникающих сложностях.
Например, сложности адаптации. Вы взяли двух братьев, девяти лет, мама умерла от онкологии, папа(?), незаписанный в свидетельство о рождении, отказался оформлять отцовство, ребята попали в приемник-распределитель, до этого воспитывались в школе-интернате. Детей я забирала из больницы, где они проходили обследование перед отправкой в детский дом. Психологической работы никто с ними не проводил, о смерти мамы они не знали. Детей передавали мне, «чужой тете», чтобы она=я «позаботилась» о них, на время. Мальчишкам давно надоела больница и поездка к "какой-то тете" вносила разнообразие. Ехали в такси, глазели с любопытством по сторонам, осторожно спрашивали куда именно едем, почему не ним домой? Отвечала, что пока ко мне домой, к ним –нельзя. А сама думала, как рассказать о смерти их матери?
Они не очень удивились тому факту, что нужно привыкать к новому месту, судьба покидала их по разным учреждениям, где приходилось приспосабливаться и временно жить. Привыкали быстро. В быту многое не знали, многое не умели, но это дети и им простительно. Им было по 9 лет, а выглядели много младше и были похожи на маленьких взъерошенных воробьёв, розовощеких, с округленными от впечатлений глазами. Никто мне не рассказывал подробностей их прошлой жизни, только то, что семья неблагополучная, а мама много и тяжело болела, отец практически не помогал, часто выпивал и буянил. Пока мама лежала в больнице, дети беспризорничали. У ребят было много хронических заболеваний.
Первое время они постоянно говорили, наперебой, казалось, будто прорвало плотину, снялись запреты и можно не умолкать. Рассказывали о прошлой жизни, а где правда, где выдумка, нам взрослым, только предстояло разобраться. Играя, очень часто ломали игрушки, еще чаще дрались, постоянно ссорились между собой, не уступали. Иногда приходилось растаскивать по разным углам.
Большой ошибкой с моей стороны было то, что я сразу же восстановила детей в школу. Я не знала, что можно взять отпуск для адаптации и просто знакомиться, помогать привыкнуть, лучше узнать друг друга. К слову сказать, мы многое не знаем из своих прав и зачастую, органы опеки не стремятся их разъяснять. Дети пошли учиться в школу-интернат, где воспитывались раньше, только теперь каждый вечер мы забирали их домой. Но и они, и мы очень сильно уставали. С другой стороны, вернуться в прежний коллектив, к школьным друзьям, облегчало привыкание к новым условиям. Муж принял детей хорошо, доброжелательно, и сами ребята отнеслись к нему дружелюбно. Все события происходили быстро, как в режиме ускоренной киносъемки.
О смерти мамы сообщила, проконсультировавшись с детским психологом, ребята не плакали, но сразу сникли, один сначала растерянно заулыбался, захлопал ресницами, думал, что это такая нехорошая шутка, не верил, потом ушел в туалет и вернулся с красными глазами. Второй сделал вид, что ничего не случилось. Полное осознание пришло не сразу. Плакали позже, потихонечку, иногда по ночам в подушку. Каждый новый день они задавали новые вопросы про уход матери, я отвечала как умела, про облачко, на которое она поднялась, про то, что продолжает их любить оттуда.
У меня они жили как бы "временно", хотя, конечно, были оформлены все документы. И вскоре они попросили сами: "Не оставляйте нас, можно мы будем жить у вас?" - "Можно!"
Все эти события произошли накануне Нового года, и праздничные приготовления вытеснили мрачные мысли. У них никогда не было своей ёлки, не знаю как так случилось. Мы украшали зеленую красавицу, развешивали по стенам гирлянды, готовили подарки, продумывали угощенья. Всё это вызывала у детей массу положительных эмоций, всё было в новинку, впервые. Встреча Нового года прошла в необыкновенно волнительной обстановке. Конечно, маленьким хотелось поучаствовать во всем, но силёнок хватило только на короткое сидение за столом, совсем чуть-чуть и поедание праздничного торта. Подарки нашли на следующий день, радости не было предела. Зимние каникулы дали нам передышку и время для совместного отдыха и просто для отдыха. И для нас с мужем "прием" детей стал большим стрессом. Положительным, но стрессом.
Я помню очень сильно уставала, просматривая фото того времени, вижу себя бледную, с синяками под глазами, впалыми щеками, осунувшуюся, с постоянным недосыпом и хроническим переутомлением. Но тогда я не чувствовала этого, жила под одним девизом «Надо!». Тем более и муж также участвовал и помогал мне.
Сложностей разных было предостаточно. И дети не всегда были адекватны, иногда случались истерики. Помню, однажды один из мальчиков по дороге в школу раскапризничался и просто сел в сугроб, ни поднять, ни сдвинуть, не пойду в школу, в рёв и всё тут. У второго были подобные ситуации, когда не хотел учить уроки, сам садился в угол и ревел чуть ли не в голос. Судя по всему, они старались обратить на себя внимание и с другой стороны, голосом и ревом попытаться настоять на своем. Но у нас были крепкие нервы, терпение, и пару раз неудачно поэкспериментировав, братья прекратили эту практику.
До сих пор не могу приучить к чистоте и порядку, они знают все мои требования по уборке, ничего при мне не раскидывают, содержат свою комнату в порядке, но стоит мне уехать и оставить их с папой, всё-пришел конец чистоте! Фантики, огрызки, карандашные очистки, заношенные носки и т.д. будут попрятаны в потайные места, в горшки с цветами, за шкаф, за диван, за кровать. Вернувшись, я буду прибирать, выметать, а они, опустив глаза в пол, будут молча виновато вздыхать. В многочисленных карманах джинс при стирке найду по полкило гвоздей, саморезов, гаек, шайб... Хотя уже периодически оттуда же выпадают любовные записки к одноклассницам... Растут.
У каждого ребенка свой характер, к каждому нужен свой подход и чтобы привыкнуть к друг другу и начать понимать нужна не пара месяцев, а гораздо больший срок.
Я считаю, что если взрослые больше всего любят самих себя и ценят свой комфорт, им не нужны приемные дети. Будет тяжело всем, а ребенок окажется без вины виноватым. Если же не просто хочется, но еще есть желание и силы круглосуточно трудиться, над собой, над отношениями, над воспитанием ребятишек, есть нерастраченная потребность любить то, конечно, нужно брать, опекать или усыновлять, кому что ближе.
Мои ребятишки вступили в переходный возраст, об этом напишу отдельно, чуть позже.